Классификация художественной самодеятельности.
Художественная самодеятельность явление не новое в нашей современной действительности. Возникнув как самостоятельный термин художественная самодеятельность в конце XIX века он интенсивно развивается уже после Великой Октябрьской социалистической революции, но только в 60-х годах начинается ее активное изучение как социального, художественного и педагогического явления. К настоящему времени по проблемам художественной самодеятельности защищено около двухсот диссертаций философского, искусствоведческого и педагогического профилей. И тем не менее наиболее значимый вклад в рассмотрение многих проблем художественной самодеятельности внесла доктор педагогических наук, профессор Е.И. Смирнова, которая является автором многих учебных пособий и научных статей по вышеуказанной проблеме. Поэтому при рассмотрении классификации художественной самодеятельности мы будем опираться на ее научные трактовки и подходы к данному вопросу.
Прежде всего она выделяет две большие категории самодеятельности:
самодеятельность в области потребления художественной культуры и
самодеятельность в области производства художественных ценностей.
Первая категория представлена :
а) неорганизованной деятельностью людей, таких как читатели, зрители, слушатели художественных произведений, а также
б) организованными формами такой самодеятельности и клубами любителей искусства, секциями общества книголюбов, объединениями собирателей и коллекционеров, обществом охраны памятников и т.п.
Вторая категория представлена опять же:
а) неорганизованными любителями рисования, пения, сочинения стихов и т.д., а также
б) организованными коллективами самодеятельности: оркестрами, театрами, студиями изобразительного искусства, хореографическими коллективами, и т.п.
Организованные формы самодеятельности «Художественного потребления» (например: клубы любителей искусства) обнаруживают тенденцию превращения в объединения творческие, в которых происходит не столько потребление, сколько производство определенных ценностей.
Вторая категория самодеятельных коллективов - оркестры или театральные кружки - производит некий художественный продукт (например: музыкальную программу, спектакль).
Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:
Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской охраны).
Самодеятельность ориентированная на профессиональную культуру.
Оригинальная самодеятельность не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Первый класспредставлен многочисленными народными хорами, национальными ансамблями, индивидуальными исполнителями, фольклорными группами и т.д.
Второй- основной массой традиционных самодеятельных коллективов: театральных, академических хоров, эстрадных оркестров, берущих за образец искусство профессиональное.
К третьему классуможно отнести агитбригады, клубы самодеятельной песни («барды»), литературно-музыкальные композиции, художественно-документальные программы, некоторые виды художественно-прикладной деятельности, не имеющие профессиональных аналогов (аппликации из необычных материалов, композиции из соломки, корнепластика и т.п.)
Каждый из 3-х вышеуказанных классов самодеятельности можно разделить на виды и подвиды.
К видам художественной самодеятельности относится музыкальная, изобразительная, театральная и др.
К подвидам - музыкальная самодеятельность состоит из академического хора, вокальных ансамблей, оркестров эстрадных, духовых и т.д. Изобразительная самодеятельность представлена живописью, скульптурой, керамикой, графикой.
Есть свои жанры и в самодеятельности «потребления» художественной культуры. Здесь два больших вида: художественно-исследовательская и художественно-критическая самодеятельность, развивающиеся в 2-х наиболее заметных направлениях.
Во-первых, это клубы любителей искусства, в которых занимаются обсуждением, анализом, оценкой художественных произведений или творчества отдельных художников /художественных школ, направлений и т.п./.
Во-вторых, по аналогии с музейным делом - индивидуальная работа по коллекционированию художественных ценностей или предметов, имеющих прямое отношение к художественной культуре прошлого.
Существуют различные классификации художественной самодеятельности:
По типам творчества участников ( авторская и исполнительская);
По преобладающему виду деятельности (учебная, игровая, дискуссионная, творческая, познавательная и художественно-исследовательская и др.);
По степени организованности и субъекту организации ( «неорганизованная», организованная в стабильные объединения, самодеятельность нестабильных организационных форм т.е. заочноорганизуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.);
По месту локализации ( сельская, малых городов, крупного города);
По возрастному составу ( детская, взрослая и разновозрастная по составу);
По юридическому статусу участников объединения ( за счет средств организации учредителя, частичной самоокупаемости, полный хозрасчет).
Расширение жанрово-видового многообразия связано с неравномерным развитием жанров и видов самодеятельности, различающихся по типам творчества.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.