logo
скд гэк учебное пособие

Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Государственные и муниципальные (местные), региональные организации власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Социально-культурная досуговая сфера - одно из важнейших направлений государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из нынешнего затяжного кризиса культуры, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительно обновленным содержанием.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее, в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманизация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двухсторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересованно в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, задействованных в сфере культуры.

Один из центральных вопросов в характеристике и оценке государственной политики в социально-культурной сфере - вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности - в своем отдыхе, творчестве, в выборе ценностей, в своем праве объединяться с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных ему и друг другу общественных, неформальных, коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений и научных заведений и учреждений, издательств и т.д.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятельности.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.