logo
скд гэк учебное пособие

Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.

Общение для человека - его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция - тяжелейшие испытание для людей, почему-то лишенных возможностей нормально общаться (случаи «робинзонад», состояние космонавтов или исследователей - зимовщиков, ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом и т.д.) Дело в том, что общение связано с самой сущностью человека и является одной из главных его потребностей: человек - социальное существо. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Уметь общаться особенно важно для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, досуга, людей, занятых в сфере управления.

Что же представляет собой общение, каковы его слагаемые?

Первое условие - разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек: субъект и адресат.

Второе условие - у одного из них должна появиться мысль, возникнуть в создании предмет разговора, тема для обсуждения.

Третье условие - необходимо знание языка, на котором происходит общение. Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора.

Выделяются бытовое и деловое общение, т.е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т.п. Эти виды общения взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Иногда невозможно провести четкую грань между ними. Умение общаться в домашней обстановке в кругу семьи, родных, друзей является зачастую хорошей опорой и в деловом общении. И наоборот, навыки делового общения порой помогают человеку с честью исправиться со сложной ситуацией, возникающей дома, на улице, в общественном месте.

В зависимости от различных признаков как бытовые, так и деловое общение можно разделить на следующие виды:

Особенности делового общения.

Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности. Чем же характеризуется деловое общение?

Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывать взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела. Деловое общение, основанное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность людей.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениями.

Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

Существуют так называемые «писаные» и «неписаные» правила поведения в той или иной ситуации общения. Например, довольно часто приходится слышать такие выражения, как «согласно протоколу» в соответствии с протоколом, «по протоколу» и под.

Слово протокол - это термин, который используется в области международных отношений. Дипломатический протокол - это совокупность правил, условий, традиций, регулирующих порядок совершения дипломатических актов.

Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений.

Все большие распространение в деловых кругах получает деловой этикет, отражающий накапливающийся опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

Деловой этикет включает в себя правило приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом; предписывает, как дарить, принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д.

Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать (подробнее см. Э. Я. Соловьев Современный этикет и деловой протокол. М., 1993).

Регламентированность делового общения требует и более строго отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным явлением употребление слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов), не следует злоупотреблять терминами и иностранными словами.

Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Поэтому, как правило, деловые встречи имеют строгий регламент. А чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.

Условия эффективного слушания.

Успех делового общения во многом зависит от умения сторон слушать друг друга.

Необходимое условие эффективного слушателя - зрительный контакт между собеседниками. Когда речь идет об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание и на позу участников общения. Она может выражать желание и нежелание слушать оппонента. У вашего собеседника естественная, непринужденная поза. Он корпусом слегка наклонился в вашу сторону, его вид говорит о том, что он весь внимание. Все это создает благоприятное условие для разговора. Напротив собеседник откинулся назад, отвернулся, малоподвижен, не смотрит на говорящего, то есть всем своим видом подчеркивает нежелание обсуждать выдвинутые проблемы. Дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на ваши слова могут дать также его мимика, жесты интонация. Поэтому неслучайно один из основных принципов хорошего слушания звучит так:

«Старайся сконцентрироваться на человеке, который говорит с тобой; обращай внимание не только на слова, но и звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.

Другой важный принцип хорошего слушания психологи сформулировали следующим образом: «Покажи говорящему, что ты его понимаешь». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуется использовать различные приемы рефлексивного слушания.

Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы, как : Я вас не понял; Как я вас пониманию; По вашему мнению ...; и т.д.

Можно использовать и так называемый прием резюмирования.

Обратите внимание и на такой принцип хорошего слушания: «Не давай оценок, не давай советов».