Социально-культурная работа как феномен современного мира.
Социально-культурная ситуация индустриально развитых стран характеризуется совершенствованием досуговой этики, которая более эффективно, чем традиционные формы человеческой жизнедеятельности (труд, познание), способствуют улучшению качества жизни каждого индивида и общества в целом посредством его свободного и творческого участия в различных видах культурно-досуговых занятий, выбор которых определяют личностные желания и устремления. При рыночных механизмах хозяйствования реально осуществляется крупномасштабное обслуживание свободного времени населения; создана система подготовки специалистов в области организации, управления и педагогической деятельности в сфере досуга. Особенности социокультурных процессов и культурной политики предопределяются современным научно-техническим, производственно-экономическим прогрессом и национально-мировоззренческими основами этносов, их культурным наследием и достоянием.
Социальная ценность досуга состоит в идее превращения его в фактор обеспечения необходимой каждому человеку рекреации и дальнейшего развития своих творческих способностей. В условиях усиления физических, психологических, интеллектуальных перегрузок, ухудшения экологической среды каждого вступающего в жизнь необходимо последовательно обучать релаксаторским технологиям, навыкам самоорганизации досуга; обеспечить выбор социально-культурных занятий, активного отдыха.
В мировом сообществе передовых государств досуг признан как важный фактор общественного прогресса. Расширяются границы свободного времени, диапазон культурно-досуговых услуг, количественное и качественное разнообразие досуговых программ, проектов, идей, технологий. Индивидуализация досуга, избирательность социальных групп диктует повышение планки благоприятных условий для камерного отдыха, досугового общения, получения интересной и полезной информации, встречи с искусством, творчества, спорта, туризма, путешествий.
Лидерами в организации досугово-рекреационного сервиса всех слоев населения являются США, Канада, страны Западной Европы, Япония. Здесь в рамках коммерческого досуга созданы: мощная индустрия развлечений, государственный и общественный секторы, где выражаются общечеловеческие приоритеты и народные традиции, ментальность нации, патриотизм, другие общественные ценности. Развивается богатая инфраструктура: национально-культурные заповедники, культурные центры: Дж. Кеннеди, Ж. Помпиду, Гетти, Изящных искусств; Дворец фестивалей, парковая рекреация. Осуществляется активный обмен теоретическими и эмпирическими знаниями в области досуговедения и наработками в применении этих знаний, технологий в практической деятельности; обмен научно-профессиональными кадрами. Интересные и конструктивные исследования в области прикладной культурологии и социальной педагогики – в Оксфордском, Принстонском, Токийском, Краковском университетах, в ряде других научных центров. Широкое развитие получили исследования рекреативно-воспитательного потенциала национальных парков, музеев, библиотек, хобби-центров. На базе университетов, дополненных одно-двухгодичными курсами повышения квалификации, готовятся специалисты: в Германии – педагоги свободного времени, во Франции - аниматоры, в США – релаксаторы. Профессиональная ориентация разнообразна: социальный работник, семейный педагог или психолог, педагог-правовед, педагог-реалибитатор …
Сообщество стран рационального досуга активно участвует в интеграционных процессах: Европейская культурная конвенция, деятельность ЮНЕСКО, Всемирная ассоциация работников досуга, Международный Союз работников культуры, туризма и спорта... Проводятся совместные акции: Десятилетия Всемирной культуры – 1988-1998 гг, Год пожилых людей, Всемирный год культуры – 2000, Звезды мира -детям, За культуру мира и демократии. Международные фестивали, конкурсы, культурно-спортивные программы, (Олимпийские игры, Игры доброй воли, Большой футбол …), тематические проекты (Всемирные молодежные компьютерные игры, Дебаты), международные праздники и шоу (День Детства, 10-летие падения Берлинской стены, День молодежи, День студентов, День Земли …).
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.