Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
В зависимости от источников финансирования учреждения культуры подразделяются на государственные и негосударственные (профсоюзные, ведомственные, частно-кооперативные). Государственные учреждения полностью или частично финансируются из бюджета (по уровню принадлежности: областному, городскому, муниципальному и т.д.), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат.
Для расходования бюджетных средств каждое учреждение составляет отдельную смету расходов, в которой предусмотрены в основном «защищенные» статьи, иначе говоря, бюджетные дотации на заработную плату штатных работников, поддержание материально-технической базы и хозяйственного содержания, расходы на тепло, электроэнергию и некоторые другие.
Другим источником финансирования учреждений культуры является специальные (внебюджетные) средства, получаемые в результате собственной коммерческой деятельности, в том числе и путем оказания платных услуг населению. Этот источник является основным для негосударственных учреждений. Для практического менеджмента в сфере государственного управления культурой важно соотношение между бюджетным и внебюджетным финансированием, т.е. что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что - исключительно и только на основе бюджетного финансирования.
Коммерческий расчет в учреждениях культуры представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности; его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат. Коммерческий расчет возможен при следующих условиях:
учреждения культуры как субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью, выражающейся в их праве самостоятельно распределять полученную выручку от реализации услуг, распоряжаться прибылью, самостоятельно изыскивать источники расширения услуг;
финансовые отношения учреждения свободны от мелочной регламентации, особенно со стороны государства. Последнее вправе лишь регулировать финансово-хозяйственную деятельность с помощью налоговой, амортизационной политики;
учреждения культуры несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение своих обязательств перед населением и государством.
В результате бюджетных и внебюджетных поступлений образуются финансы учреждений культуры - т.е. совокупность денежных средств и денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений. Финансы обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с бюджетом, налоговыми органами, банками и другими учреждениями финансово-кредитной системы.
Финансы учреждения решают две функции: воспроизводственную (обслуживание денежными ресурсами) и контрольную.
Основные задачи финансов заключаются:
в достижении самоокупаемости, т.е. способности покрывать свои расходы (затраты). При этом решаются две проблемы, а именно: а) борьба с убыточностью; б) повышение прибыльности;
самофинансирование - способность учреждений культуры из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение культурных услуг (и их качество).
Успех коммерческой деятельности в учреждениях культуры во многом зависит от ценовой политики и ценообразования культурных услуг. Цена есть стоимость товара (услуги) выраженная в денежной форме и складывается из себестоимости услуги с добавлением запланированной прибыли. Обычно в себестоимость культурных услуг включаются затраты на оборудование, материалы, заработную плату, амортизационные отчисления и прочие затраты. Эта сумма (с учетом прибыли) делится на количество обслуживаемого населения на единицу услуги (мероприятия), тем самым определяется цена.
Одним из распространенных видов коммерческой деятельности в учреждениях культуры является сдача в аренду помещений. Существуют несколько разновидностей арендного договора:
арендный (под определенные проценты);
гарантийный (гарантированная оговоренная сумма, независимо от прибыльности или убыточности мероприятия);
паритетный (вся прибыль делится пополам).
В последнее время одним из путей увеличения финансовых средств учреждения культуры является благотворительность и спонсорство. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств, оплаты счетов, закупок образования и инвентаря. Все это оформляется специальным договором и прилагаемыми к нему протоколами. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации программы). На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших средств.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.