logo
скд гэк учебное пособие

Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.

В зависимости от источников финансирования учреждения культуры подразделяются на государственные и негосударственные (профсоюзные, ведомственные, частно-кооперативные). Государственные учреждения полностью или частично финансируются из бюджета (по уровню принадлежности: областному, городскому, муниципальному и т.д.), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат.

Для расходования бюджетных средств каждое учреждение составляет отдельную смету расходов, в которой предусмотрены в основном «защищенные» статьи, иначе говоря, бюджетные дотации на заработную плату штатных работников, поддержание материально-технической базы и хозяйственного содержания, расходы на тепло, электроэнергию и некоторые другие.

Другим источником финансирования учреждений культуры является специальные (внебюджетные) средства, получаемые в результате собственной коммерческой деятельности, в том числе и путем оказания платных услуг населению. Этот источник является основным для негосударственных учреждений. Для практического менеджмента в сфере государственного управления культурой важно соотношение между бюджетным и внебюджетным финансированием, т.е. что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что - исключительно и только на основе бюджетного финансирования.

Коммерческий расчет в учреждениях культуры представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности; его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат. Коммерческий расчет возможен при следующих условиях:

  1. учреждения культуры как субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью, выражающейся в их праве самостоятельно распределять полученную выручку от реализации услуг, распоряжаться прибылью, самостоятельно изыскивать источники расширения услуг;

  2. финансовые отношения учреждения свободны от мелочной регламентации, особенно со стороны государства. Последнее вправе лишь регулировать финансово-хозяйственную деятельность с помощью налоговой, амортизационной политики;

  3. учреждения культуры несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение своих обязательств перед населением и государством.

В результате бюджетных и внебюджетных поступлений образуются финансы учреждений культуры - т.е. совокупность денежных средств и денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений. Финансы обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с бюджетом, налоговыми органами, банками и другими учреждениями финансово-кредитной системы.

Финансы учреждения решают две функции: воспроизводственную (обслуживание денежными ресурсами) и контрольную.

Основные задачи финансов заключаются:

  1. в достижении самоокупаемости, т.е. способности покрывать свои расходы (затраты). При этом решаются две проблемы, а именно: а) борьба с убыточностью; б) повышение прибыльности;

  2. самофинансирование - способность учреждений культуры из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение культурных услуг (и их качество).

Успех коммерческой деятельности в учреждениях культуры во многом зависит от ценовой политики и ценообразования культурных услуг. Цена есть стоимость товара (услуги) выраженная в денежной форме и складывается из себестоимости услуги с добавлением запланированной прибыли. Обычно в себестоимость культурных услуг включаются затраты на оборудование, материалы, заработную плату, амортизационные отчисления и прочие затраты. Эта сумма (с учетом прибыли) делится на количество обслуживаемого населения на единицу услуги (мероприятия), тем самым определяется цена.

Одним из распространенных видов коммерческой деятельности в учреждениях культуры является сдача в аренду помещений. Существуют несколько разновидностей арендного договора:

  1. арендный (под определенные проценты);

  2. гарантийный (гарантированная оговоренная сумма, независимо от прибыльности или убыточности мероприятия);

  3. паритетный (вся прибыль делится пополам).

В последнее время одним из путей увеличения финансовых средств учреждения культуры является благотворительность и спонсорство. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств, оплаты счетов, закупок образования и инвентаря. Все это оформляется специальным договором и прилагаемыми к нему протоколами. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации программы). На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших средств.