Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
Организация культурно-досуговой деятельности молодежи предполагает:
изучение исходных мотивов участия молодежи в различных видах культурно-досуговой деятельности;
учет основных видов и способов время препровождения молодежи;
«мягкое» социально-педагогическое регулирование содержания и направленности культурно-досуговой деятельности молодежи;
формирование благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности молодежи к сопереживанию, к сотворчеству;
творческий подход к использованию основных принцпов педагогики сотворчества;
целенаправленное стимулирование самодеятельных начал в культурно-досуговой деятельности молодежи.
Механизм организации культурно-досуговой деятельности молодежи включает три основных группы средств, обеспечивающих стабильность воздействия на молодежь и целостность самого механизма: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.
Институциализированные средства позволяют регулировать культурно-досуговую деятельность молодежи с помощью определенных усилий со стороны сформированной социокультурной среды (общественно-политические организации и движения, органы государственной власти, средства массовой информации, учебные заведения, творческие союзы и организации, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные учреждения, коллективы самодеятельного художественного творчества.
К нормативно-регулятивнымсредствам относятся: социальные нормативы, нормы культуры, традиции, обычаи, официальные предписания, которые осуществляют социально-педагогическое регулирование процессов формирования культуры досуга молодежи.
К личностным относят: навыки, мотивы, упражнения, внушения, действия, поступки, инициативы людей, средства самовоспитания и саморегулирования личности.
На основании анализа специфики молодежного досуга можно сделать следующие выводы:
становится заметным стремление молодежи к получению качественных культурно-досуговых услуг за дополнительную плату;
отчетливо обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции время препровождения;
для большей части молодежи участие в различных общественно-политических движениях носит эпизодический характер, а ценность участия в политической жизни общества близится к нулю;
продолжает сохраняться тенденция расширения внеинституционных форм использования свободного времени практически у всех возрастных и социально-профессиональных групп молодежи.
Современная социокультурная ситуация и семья.
Деформация социалистических идеалов и принципов привели ко многим негативным последствиям в развитии экономики, общественно-политической и культурной жизни. Наиболее наглядно это проявляется на примере советской семьи, духовная жизнь которой была подвержена отрицательному влиянию вульгарно-примитивных теорий преимущества общественного воспитания, низведения личности до безликой усредненности, пренебрежения к нравственным и эстетическим ценностям семейного досуга и быта.
Процесс демократизации вернул понимание личности как высшей ценности, предопределил необходимость сосредоточить внимание общества на проблемах развития человека, актуализировал научный поиск эффективных путей оптимизации духовной жизни семьи.
Объективный характер общественно-исторического развития в XIX и особенно в XX веке отделил от семьи промышленное производство, транспорт, связь, науку, образование и многие другие формы жизнедеятельности. Однако, быт и досуг в силу своей природы остались в первую очередь предметом семейных отношений. Более того, отчуждение образования и общественного производства от семейной сферы усилило роль домашнего досуга как фактора позитивного влияния на отношение членов семьи к труду и познанию.
Усиление в последние годы интереса к семье и ее проблемам стимулировало изучение семейно-досуговых отношений, активно влияющих на механизмы обеспечения благополучия и супружеской совместимости.
Культура семейного досуга совершенствуется вместе с самим человеком и его семьей, т.е. люди являются созидателями культуры и одновременно ее созданиями. Важнейшие черты культуры семейного досуга обусловлены принадлежностью семьи к той или иной социально-экономической формации.
Культура семейного досуга обусловлена внутрисемейными отношениями, направлена на реализацию и обогащение социальных сил человека для обеспечения всесторонности и целостности существования семьи как социального института и выражается в типах и формах организации семейного досуга, а также в создании материальных и духовных ценностей.
Дифференцированный подход к оценке семейного досуга, процессу формирования прогрессивных структур занятий и рациональных стилей дал возможность классификации семей с позиций организации ими досуга, что позволило в дальнейшем проследить динамику морально-психологического климата семьи в процессе активизации досуговой деятельности.
Сегодня с полным основанием можно утверждать, что современная семья ориентирована на совместное досуговое функционирование. Чем более конструктивен семейный досуг, тем чаще встречается среди супругов понимание консолидирующей значимости его совместного проведения.
От того, насколько силен воспитательный потенциал семейного досуга, представляющий собой с педагогической точки зрения комплекс условий и средств, в совокупности определяющих его педагогические возможности, зависит умение членов семьи противостоять деструктивным формам семейного досуга.
Формирование семейной досуговой культуры испытывает определенные трудности, связанные с рядом противоречий:
диспропорция между количеством высвобожденного для семейного досуга времени и суммой материально-организованных средств и форм его освоения и использования;
между повысившимися требованиями к семье и консервативными привычками в сфере досугового существования;
между достаточно богатой сферой досуга и отсутствием у семей навыков приобщения к высокой культуре;
между высоким темпом развития культуры в целом и ограниченными психическими возможностями человека;
между изменившимися организационно-культурными формами общения в досуговых учреждениях и в домашних условиях.
Реализация воспитательного потенциала семейного досуга дает возможность успешно приложить усилия для поддержания и сохранения семьи путем сознательного формирования общесемейной структуры досуга, благоприятной психологической обстановки для выявления и развития культурных потребностей каждого члена семьи.
От принятых в семье взаимоотношений, которые более всего и задают особенности ее морально-психологического климата, зависит стабильность семьи. Повышение культуры семейного досуга положительно влияет на повышение культуры супружеских отношений, т.к. именно досугу под силу создание здоровой нравственной атмосферы в семье, характеризующейся не столько отсутствием противоречий, сколько созданием оптимальных условий для их ликвидации.
В большинстве случаев причина семейного неблагополучия кроется в отсутствии эмоциональной близости супругов, родителей и детей. Показателем же устойчивости и сплоченности семьи является «модель согласия», предполагающая согласованность жизненных планов, совпадение ценностных ориентаций, совместные усилия по организации быта и досуга.
Сегодня необходимо активно использовать возможности учреждений сферы культуры и досуга для пробуждения сознательного творческого отношения супругов и детей к своей досуговой деятельности. Для этого можно предложить определенную меру сочетания активных и пассивных форм отдыха и общения, превращение этой деятельности в свободный труд, ставший потребностью несмотря на значительные траты духовных и физических сил, т.е. полноценное с нравственно-этической точки зрения использование семейного досуга.
Деятельность досуговых учреждений по рационализации семейного досуга с целью придания ему конструктивности осуществляется на трех уровнях: а) культурно-просветительном, к которому относятся все формы пропагандистской деятельности; информационно-просветительные мероприятия, способствующие формированию знаний по тем или иным сторонам жизнедеятельности семьи; б) эмоционального воздействия, охватывающем обряды, ритуалы, праздники, стимулирующие межсемейное и межличностное общение; в) поведенческом или деятельностном, включающем творческие любительские объединения, клубы по интересам; стимулирование различных видов домашнего творчества, предоставление возможности овладения умениями и навыками рациональной организации семейного досуга.
Неразвитость структуры семейного досуга, примитивность его содержания обуславливается недостаточным запасом знаний и навыков, необходимых в человеческом общении. Современной семье нужна помощь в психологических знаниях по преодолению деструктивности конфликта во внутрисемейных коллизиях, содействие в трудовом, нравственном, эстетическом воспитании, в профессиональном ориентировании подрастающего поколения и т.д.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.