Экономические основы социально-культурной сферы.
Социально-культурная сфера как объект управления и менеджмента включает науку, образование, медицину, культуру и искусство, физкультуру и спорт, досуг и туризм, социальное обеспечение.
Характеризуя экономический механизм в СКС, нужно остановиться на том, что объединяет и отличает указанные отрасли.
Объединяет, во-первых, то, что конечным продуктом их деятельности является не товар, а услуга. Во-вторых, то, что они имеют непосредственные отношения с людьми и напрямую воздействуют на них. В-третьих, то, что у них общая специфика механизма хозяйствования с точки зрения управления, финансирования, оплаты труда и т.д.
Отличительная черта отрасли социально-культурной сферы выражается прежде всего в особенностях ресурсного потенциала, процессов и результатов труда, а также взаимосвязи результатов с затратами, что характеризуется показателями эффективности. Ресурсы экономики подразделяются на трудовые, материальные и природные. Природные факторы используются в СКС довольно ограниченно, а именно в части туризма, экскурсий, санаторно-курортного лечения и в домах отдыха.
Но особенности ресурсов СКС связаны прежде всего с трудом и материалами. Если в производстве более 60% затрат приходится на сырье и материалы, то в СКС эти виды ресурсов практически отсутствуют. Для СКС характерна высокая трудоемкость услуг при относительно небольшой фондо и материалоемкости.
Таким образом, экономический механизм менеджмента в СКС имеет как общие черты, так и отличительные особенности, связанные с конечными результатами труда.
Для функционирования СКС нужны денежные средства. Под понятием «финансы» подразумеваются, с одной стороны, государственные финансы, а с другой - финансы частных предприятий, корпораций, монополий.
Государственные финансы воплощаются в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных учреждений.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат.
Доходная часть бюджета в основном складывается из налогов, займов и эмиссии денег. Соотношение этих финансовых методов неодинаково. Оно зависит от финансовой политики и степени остроты экономических, социальных и других противоречий.
Что касается финансов частных предприятий, то они материализуются в виде денежного капитала.
Мировой опыт финансирования сферы культуры знает три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:
«романский» тип, когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств;
«германский» тип, характерный тем, что государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов, а также через независимые структуры и фонды;
«англо-американский» тип, когда финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе - за счет налоговых льгот.
В нашей стране подавляющее большинство учреждений культуры не имеет своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, местного, муниципального), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. В последнее время бюджетная дотация сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально-технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие механизм средств текущего содержания, поддержки деятельности государственной сети учреждений. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам.
В последнее время условия финансирования несколько изменились за счет введения программного принципа финансирования. Имеется в виду финансирование не учреждения культуры, а выделение средств под осуществление деятельности (так называемый социальный заказ). Это различные региональные, областные и др. культурные программы. Помимо бюджетных средств источником финансирования учреждений культуры являются специальные (внебюджетные) средства. Сюда относится собственная коммерческая деятельность учреждений культуры, а также спонсорство, благотворительность, участие в международных культурных проектах и программах. Деятельность многообразных фондов и других некоммерческих организаций, номенклатура платных услуг учреждений культуры достаточно широка. Помимо традиционных платных услуг (концерты, спектакли, кружки, досуговые и развлекательные мероприятия) это могут быть и сдача помещений в аренду, и банковский депозит, и работа с ценными бумагами. Главное, что необходимо - наращивать активную коммерческую деятельность, способную поддерживать и развивать сферу культуры.
Особую роль в финансовой поддержке социально-культурной сферы играют фонды. Существуют три основных вида фондов: фонды корпораций; фонды сообществ, действующих в рамках определенного региона; независимые фонды, получающие помощь, средства от одного или нескольких юридических и физических лиц.
Фонды и другие организации совместно с учреждениями культуры разрабатывают культурную политику сотрудничества, определяют возможные приоритеты благотворительности. Не случайно фонды получили большое развитие за рубежом.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.