Типология любительских объединений.
Прежде чем начать разговор о типологии клубных любительских объединений необходимо точно обозначить сущность этого явления: что следует понимать под любительским объединением?
Основу любительского объединения составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий человека. Человек, испытывающий интерес к музыке, литературе, филателии, чеканке, может реализовать его индивидуально: читать дома книги, собирать марки, слушать музыку, и такой способ удовлетворения интересов не приведет к возникновению объединения. Но если у человека есть потребность в коллективном прослушивании музыки, в совместном переживании эмоционального потрясения, если он хочет поделиться с кем-то радостью собственного открытия, обсудить с единомышленниками прочитанное, поспорить - здесь ему на помощь придет клубное любительское объединение.
Своеобразие деятельности клубных объединений состоит в том, что она представляет собой коллективную досуговую деятельность.
Деятельность является коллективной, если ее цель осознается как единая для всех участников, требующая объединенных усилий всего коллектива. Характерным признаком досуговой деятельности является отсутствие какого-либо давления извне.
«Любитель-знаток, охотник до чего-то, занимающийся чем-либо по призванию, любви, охоте, наклонности». Словарь В. Даля. Любительство - непрофессиональная добровольная деятельность, позволяющая полнее раскрыть или развить способности, таланты, интересы, индивидуальность, креативное начало в человеке.
Во многих науках любители сыграли немаловажную роль. Привратник Левенгук открыл в 17 веке бактерии. Английский врач Мантель, увлекавшийся раскопками, «нашел» динозавров и «открыл» миру их прошлое. Американский радиолюбитель Гроут Рибер соорудил на задворках своего дома первый в мире радиотелескоп. Русский ученый-химик Александр Бородин, профессор Медико-хирургической академии стал мастером симфонии («Богатырская», № 2 и др.), монументального оперного жанра («Князь Игорь»), тонким художником романса («Для берегов отчизны дальней», «Море», «Песнь темного леса»). Композитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев создал «Могучую кучку» - творческое содружество передовых музыкантов, внесших неоценимый вклад в культурно-просветительную деятельность...
Во второй половине XIXлюбительское творчество из привилегированного превращается в массовое явление, особенно в художественной культуре: общества любителей искусства; народных чтений; возникают литературные объединения; кружки, студии, любительские хоры, оркестры, ансамбли, театры; творческие мастерские.
В советский период пик любительской деятельности приходится на 60-70 года (период «хрущевской оттепели») и постперестроечное десятилетие, когда демократические тенденции в обществе стимулируют проявление гражданской инициативы, свободу выбора досуговых занятий.
Типы проявлений любительского творчества в социально-культурной практике:
«примитив», «наивное творчество», спонтанная самодеятельность;
«примитивная эстетика», самодеятельность с привнесением своих взглядов, субъективной, альтернативной эстетики;
жажда оригинальности, «новизна для себя внутри» и «для себя в окружающем мире», желание идти впереди моды;
традиционная самодеятельность, т.е. то, на что есть социальный заказ и социальный спрос;
культовое искусство, т.е. стремление подражать кому-то в творчестве, стиле; фанатские движения и клубы;
репродуктивное любительское творчество, т.е. осознанное копирование на высоком уровне того, что есть в профессиональном искусстве. Варианты разные: классическое дублирование, пародирование, «римейк», «ретро», оживление хитов разных лет;
«высокий стиль» - характерный исканиями, серьезным отношением к предмету деятельности;
авторское, эксклюзивное творчество.
Традиционные признаки классификации:
цели, задачи, содержание деятельности;
виды и формы деятельности: общества, фонды, союзы, гильдии, ассоциации, объединения, клубы. Таким образом, современную палитру массовой любительской самодеятельности можно выразить следующим образом:
социально-культурное творчество: общественно-политическая, правозащитная, экологическая, природоохранительная, благотворительная, историко-культурная деятельность энтузиастов; ветеранские, семейные, профессиональные объединения; клубы трезвости, знакомств, оптимистов; подростковые клубы с их социально-педагогическими задачами;
молодежные объединения: КВН, КСП, дискуссионные, студенческие, туристические, бардовские, знатоков; рок-, панк-, глем-, фолк-, фан-, фен-, боди-, байкер-клубы и т.п.;
художественно-творческие любительские коллективы и отдельные исполнители: семейные ансамбли, фольклорные группы, ВИА, агитбригады; кружки, студии, «школы»;
прикладное и техническое любительство: флористика, домоводство, садоводство, пчеловодство; экибана, банзай, оригами, макраме, плетение; мягкая игрушка, вышивание, монастырское шитье; резьба по дереву, металлу; фото- и кинолюбители;; компьютерные клубы...;
культурно-спортивные объединения; спортивные клубы, секции, площадки;
клубы по интересам: искусствоведческие, культурологические, литературотворческие (ЛИТО); книголюбов, кинолюбителей; путешественников; страноведов; коллекционеров и т.п.
Иногда работники учреждений культуры путают любительские объединения и объединения, занимающиеся кружковой работой. Предлагаем особенности, которые позволят отличить любительские объединения от коллективов кружкового типа:
Работа подавляющего большинства кружков связана с развитием специальных способностей (музыкальных, актерских, изобразительных). Поэтому при зачислении в кружок приходится учитывать природные задатки и уровень подготовленности. Для членов любительского объединения это не имеет принципиального значения, и прием здесь не связан с профессиональной проверкой. Основным критерием в данном случае служит не уровень подготовки, а глубина и устойчивость интереса к соответствующему виду любительства.
Деятельность кружковца всегда направлена на овладение системой знаний и умений. Подавляющее большинство кружков имеет свой аналог в области профессионального искусства, науки, техники или другой деятельности. Соответственно и в своей повседневной работе руководители этих коллективов да и сами кружковцы, постоянно ориентируются на профессиональные образцы. Любительские объединения, как правило, таких аналогов не имеют: не бывает профессий «коллекционер», «турист», «аквариумист», и никто их не готовит. Обычно в деятельности этих объединений есть элементы обучения, но учебная работа занимает значительно меньше времени, чем в кружках, ведется преимущественно путем самообразования и взаимного обмена знаниями и умениями.
В кружках большое место отводится воспроизведению уже известных культурных ценностей, т.е. работе учебно-исполнительского плана. Любительские объединения такой деятельности практически не ведут. Зато в данном случае первостепенную роль играют поиски предметов и накопление новой информации, имеющей общественно-политическую или культурную значимость.
Система управления любительскими объединениями существенно отличается от форм руководства кружками. Прежде всего здесь нет типичного для кружков руководителя. Руководящие органы комплектуются путем открытых выборов из людей, имеющих организаторские способности, увлеченных любимым делом, активных и подготовленных в данной области.
Широкий обмен знаниями, умениями и опытом как основа работы обуславливает методику организации занятий.
В 1986 году было принято положение о Любительских объединениях и клубах по интересам, где было дано следующее определение этого феноменального явления в сфере культуры. Любительским объединением, клубом по интересам является организованная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.
Задачамиклубов по интересам и любительских объединений является:
участие в проведении просветительной работы среди трудящихся и членов их семей;
пропаганда политических, экономических, научно-технических знаний, достижений в области культуры, литературы и искусства; привитие их участникам навыков самообразования, исследовательской работы;
содействие развитию организаторских и творческих способностей инициативы и активности;
формированию эстетических вкусов и нравственных ценностей.
Говоря о типологии любительских объединения, можно отметить, что в настоящее время существует довольно большое количество различных классификаций любительских объединений. Мы же остановимся еще и на той типологии, которая дана в положении о любительских объединениях и клубах по интересам.
Общественно-политические (боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, интернациональной дружбы, по изучению правовых знаний и т.п.);
Производственно-технические (технического творчества, рационализаторов, изобретателей, новаторов производства, моделирования, конструирования и проектирования, компьютерной техники и т.п.);
Естественнонаучные (любителей астрономии, океанологии, путешествий, огородников, садоводов, цветодоводов, аквариумистов, птицеводов, ссобаководов и т.п.);
Художественные (любителей музыки, театра, литературы, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т.п.);
Физкультурно-оздоровительные (клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории российского спорта, олимпиййского движения и т.п.);
Коллекционно-собирательские (филателистов, филофомистов, филокартистов, нумизматов, фалеристов, бонистов, филоменистов и т.п.);
Объединения могут быть однопрофильные (любителей бега, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества и т.д.), а могут быть многопрофильные (клубы молодежи, выходного дня, трезвости, культуры общения, молодой семьи и т.д.).
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.