Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Прежде чем говорить о сущности и основных задачах социально-культурной политики на современном этапе необходимо рассмотреть трактовку такого понятия как «государственная культурная политика».
Государственная культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:
а) выявление основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни;
б) разработку различных социокультурных программ;
в) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.
С этим понятием тесно взаимодействует термин «региональная культурная политика».
Региональная культурная политика – это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.
Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Основными задачами являются:
инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов;
сохранение и развитие национальных культур;
поддержка культурных инноваций;
развитие территориального своеобразия и многообразия культур региона;
ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения;
возрождение и развитие культур малых городов и российского села;
поддержка научных исследований в области культуры.
Следует отметить, что на государственную культурную политику оказывает влияние современная социокультурная ситуация, которая наряду с положительными явлениями несёт на себе такие негативные характерные черты как: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.
Можно с полным основанием утверждать, что основной акцент в государственной культурной политике сегодня делается на подрастающее поколение, которое призвано быть продолжателем тех идей и решений, которые происходят в нашем обществе.
В связи с этим создан государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, который призван:
а) заниматься созданием объективных условий для цивилизованного становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); и
б) созданием благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества (как субъектов политики).
Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, характерных для различных регионов России, можно наметить следующие цели и задачи региональной культурной политики
отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем расширения широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;
инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе;
ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, особенно детям, подросткам и молодежи;
развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам;
создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции.
отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга вне зависимости от содержания их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, то есть внедрение договорно-контрактных отношений в систему культурно-досуговых учреждений и организационно-методических структур.
ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.
Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она :
основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;
ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;
имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков;
дополняет и более обширно развивает знания, полученные ранее.
Культуротворческая функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.
Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции социально-культурной деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.
Следует отметить, что функции социально-культурной деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются.
Различные учреждения социально-культурной сферы имеют свои функции, но чаще всего они совпадают или полностью, или частично.
Принципы социально-культурной деятельности – исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности.
На трансформацию принципов социально-культурной деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов социально-культурной деятельности выделяют следующие:
принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.
Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.
Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака.
Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.
Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.
Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.
В современных принципах социально-культурной деятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.
В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.