logo
скд гэк учебное пособие

Технологическое содержание менеджмента.

Менеджмент - это определенный вид деятельности по руководству людьми, возникший в результате разделения труда и его специализации. Сам термин «менеджмент» трактуется достаточно широко: способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. В конкретном управленческом акте выделяют две взаимосвязанные части: управленческую (субъект) и управленческую (объект). Главная задача первой - воздействовать, а второй - принимать воздействия и строить свою деятельность в соответствии с полученными указаниями. Возникает своеобразный кругооборот конкретного действия для достижения определенных целей.

Чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходим ряд условий. Главное из них в сфере культуры:

Для выполнения управленческих задач сформировался новый социальный слой - менеджеры («белые воротнички», а затем и новая категория - «золотые воротники»), т.е. люди, которые выполняют специфическую работу по управлению. Требования к менеджерам в последние годы возросли.

Практически каждая страна имеет свои формы и методы и подготовки менеджеров, учитывающие специфику отрасли, в которой они будут работать, производственные и распределительные факторы, общественные и социальные особенности каждой страны.

Современная технология менеджмента выделяет три варианта (подхода) управления: функциональный, системный и ситуационный.

Функциональный подход, который называется «классический» вариант менеджмента, рассматривает управление как ряд взаимосвязанных и взаимодействующих актов (функций). Как у нас в стране, так и за рубежом большинство ученых и практиков придерживается мнения, что процесс управления включает в себя следующие функции:

  1. планирование - умение ставить и реализовывать цели, т.е. точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом;

  2. Организация - создание, организация, включая аппарат управления, как целостного образования, без которого нельзя существовать и эффективно работать;

  3. Координация - организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды;

  4. Мотивация (стимулирование) - учет особых качеств, связанных с человеческой личностью - характер, систему ценностей и мотивы к труду;

  5. Контроль - с помощью которого осуществляется корректировка деятельности организации, выявляются слабые стороны, отклонения и ошибки от намеченных планов и стандартов.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга и порой их трудно разделить. Два других подхода к управлению - системный и ситуационный, являются производными от первого, но имеют свои особенности. Говоря о системном подходе к менеджменту, следует иметь в виду усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации ( учреждения культуры) - содержательной, социальной, финансовой, производственной и прочие, а также расширение, усложнение как внутренних отношений, так и связей с внешней средой. Иначе говоря, любые изменения приводят к изменению деятельности всей организации в целом, и в аппарате управления в частности, что принципиально меняет как традиционные навыки в управлении, так и экономическое поведение организации. Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в зависимости от конкретных ситуаций, иными словами, такой подход использует преимущества взаимосвязи науки и конкретных условий, которые в определенный момент времени оказывают значительное влияние на деятельность организации. Использование ситуационного подхода позволяет менеджеру сделать вывод о том, какие приемы и методы будут более приемлемыми для достижения поставленных целей.

Указанные подходы в управлении реализуются с помощью арсенала методов воздействия на людей. Практика выработала три группы таких методов: административные экономические и социально-психологические. Все эти методы так или иначе представляют собой определенную систему и используются на практике комплексно. Однако изменение внешних и внутренних факторов развития организации очень часто способствует выделению и преобладанию какой-либо одной группы методов. Например, суть административных методовсостоит в том, что любая деятельность прежде всего должна быть четко организована, спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями.Экономические методыпредполагают прежде всего материальную заинтересованность людей в конечных результатах своего труда. Социально-психологические методы - выявление и развитие индивидуальных способностей людей, создание в коллективе благоприятного климата и многое другое, что по мнению современных менеджеров дают в настоящее время максимальный эффект. Перечисленные методы управления реализуются в соответствии с определенными принципами или правилами. Наиболее важные, на наш взгляд, следующие:

а) принцип научности в сочетании с элементами искусства;

б) принцип целенаправленности ( решение качественной цели);

в) принцип последовательности;

г) сочетание централизованного регулирования с саморегулированием в определенных рамках;

д) обеспечения соответствия прав, обязанностей и ответственности в управленческом процессе.

Основу менеджментасоставляет организация, которая может называться по-разному - предприятие, фирма, учреждение, фонд и т.д.

Организация- это группа людей, сознательно работающих вместе и объединенных определенной целью. Организации могут быть простые и сложные, временные и постоянные, производственные и учебные. Учреждения культуры в большинстве своем относятся к так называемым некоммерческим организациям, т.к. преследует цель не получение прибыли, а оказание социально-значимых услуг. Как и другие организации они обладают правом юридического лица и, следовательно, обладают обособленным имуществом, счетом в банке, печатью на право ведение договорных отношений, балансовой книгой, имеют установленные права и обязанности, несут ответственность за свои действия.

Все это закрепляется в Уставе предприятия, который регистрируется в местных административных органах.

Организации имеют определенную структуру, основными элементами которой являются внутренняя и внешняя среда, связующие процессы.

К внутренней средеотносятся: цель (желаемый результат), структура организации, разделение труда, технология работы (сочетание знаний, навыков и умений), персонал (люди, имеющие определенную классификацию и специальность).Внешнее окружениеподразделяется на элементы прямого и косвенного воздействия. К первому относятся непосредственное деловое окружение - партнеры, поставщики, конкуренты, административные органы, трудовые ресурсы. Ко второму - общее окружение, которое учитывает состояние общества, его экономику, природную среду, социально-культурные и др. процессы.

Внутренняя и внешняя среда во многом задают тон связующим процессам, к которым в самом общем виде относят:

Таким образом, технология менеджмента охватывает целый комплекс проблем, главным из которых являются суть основных функций. Именно знание планирования, организации, мотивации и контроль помогает современным менеджерам четко строить свою работу и учитывать все изменения и нововведения.