Технологическое содержание менеджмента.
Менеджмент - это определенный вид деятельности по руководству людьми, возникший в результате разделения труда и его специализации. Сам термин «менеджмент» трактуется достаточно широко: способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. В конкретном управленческом акте выделяют две взаимосвязанные части: управленческую (субъект) и управленческую (объект). Главная задача первой - воздействовать, а второй - принимать воздействия и строить свою деятельность в соответствии с полученными указаниями. Возникает своеобразный кругооборот конкретного действия для достижения определенных целей.
Чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходим ряд условий. Главное из них в сфере культуры:
соответствие друг друга и тем задачам, которые они решают;
совместимость;
самостоятельность и свобода поведения;
корректировка действий.
Для выполнения управленческих задач сформировался новый социальный слой - менеджеры («белые воротнички», а затем и новая категория - «золотые воротники»), т.е. люди, которые выполняют специфическую работу по управлению. Требования к менеджерам в последние годы возросли.
Практически каждая страна имеет свои формы и методы и подготовки менеджеров, учитывающие специфику отрасли, в которой они будут работать, производственные и распределительные факторы, общественные и социальные особенности каждой страны.
Современная технология менеджмента выделяет три варианта (подхода) управления: функциональный, системный и ситуационный.
Функциональный подход, который называется «классический» вариант менеджмента, рассматривает управление как ряд взаимосвязанных и взаимодействующих актов (функций). Как у нас в стране, так и за рубежом большинство ученых и практиков придерживается мнения, что процесс управления включает в себя следующие функции:
планирование - умение ставить и реализовывать цели, т.е. точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом;
Организация - создание, организация, включая аппарат управления, как целостного образования, без которого нельзя существовать и эффективно работать;
Координация - организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды;
Мотивация (стимулирование) - учет особых качеств, связанных с человеческой личностью - характер, систему ценностей и мотивы к труду;
Контроль - с помощью которого осуществляется корректировка деятельности организации, выявляются слабые стороны, отклонения и ошибки от намеченных планов и стандартов.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга и порой их трудно разделить. Два других подхода к управлению - системный и ситуационный, являются производными от первого, но имеют свои особенности. Говоря о системном подходе к менеджменту, следует иметь в виду усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации ( учреждения культуры) - содержательной, социальной, финансовой, производственной и прочие, а также расширение, усложнение как внутренних отношений, так и связей с внешней средой. Иначе говоря, любые изменения приводят к изменению деятельности всей организации в целом, и в аппарате управления в частности, что принципиально меняет как традиционные навыки в управлении, так и экономическое поведение организации. Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в зависимости от конкретных ситуаций, иными словами, такой подход использует преимущества взаимосвязи науки и конкретных условий, которые в определенный момент времени оказывают значительное влияние на деятельность организации. Использование ситуационного подхода позволяет менеджеру сделать вывод о том, какие приемы и методы будут более приемлемыми для достижения поставленных целей.
Указанные подходы в управлении реализуются с помощью арсенала методов воздействия на людей. Практика выработала три группы таких методов: административные экономические и социально-психологические. Все эти методы так или иначе представляют собой определенную систему и используются на практике комплексно. Однако изменение внешних и внутренних факторов развития организации очень часто способствует выделению и преобладанию какой-либо одной группы методов. Например, суть административных методовсостоит в том, что любая деятельность прежде всего должна быть четко организована, спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями.Экономические методыпредполагают прежде всего материальную заинтересованность людей в конечных результатах своего труда. Социально-психологические методы - выявление и развитие индивидуальных способностей людей, создание в коллективе благоприятного климата и многое другое, что по мнению современных менеджеров дают в настоящее время максимальный эффект. Перечисленные методы управления реализуются в соответствии с определенными принципами или правилами. Наиболее важные, на наш взгляд, следующие:
а) принцип научности в сочетании с элементами искусства;
б) принцип целенаправленности ( решение качественной цели);
в) принцип последовательности;
г) сочетание централизованного регулирования с саморегулированием в определенных рамках;
д) обеспечения соответствия прав, обязанностей и ответственности в управленческом процессе.
Основу менеджментасоставляет организация, которая может называться по-разному - предприятие, фирма, учреждение, фонд и т.д.
Организация- это группа людей, сознательно работающих вместе и объединенных определенной целью. Организации могут быть простые и сложные, временные и постоянные, производственные и учебные. Учреждения культуры в большинстве своем относятся к так называемым некоммерческим организациям, т.к. преследует цель не получение прибыли, а оказание социально-значимых услуг. Как и другие организации они обладают правом юридического лица и, следовательно, обладают обособленным имуществом, счетом в банке, печатью на право ведение договорных отношений, балансовой книгой, имеют установленные права и обязанности, несут ответственность за свои действия.
Все это закрепляется в Уставе предприятия, который регистрируется в местных административных органах.
Организации имеют определенную структуру, основными элементами которой являются внутренняя и внешняя среда, связующие процессы.
К внутренней средеотносятся: цель (желаемый результат), структура организации, разделение труда, технология работы (сочетание знаний, навыков и умений), персонал (люди, имеющие определенную классификацию и специальность).Внешнее окружениеподразделяется на элементы прямого и косвенного воздействия. К первому относятся непосредственное деловое окружение - партнеры, поставщики, конкуренты, административные органы, трудовые ресурсы. Ко второму - общее окружение, которое учитывает состояние общества, его экономику, природную среду, социально-культурные и др. процессы.
Внутренняя и внешняя среда во многом задают тон связующим процессам, к которым в самом общем виде относят:
информационное обеспечение, без чего нельзя оценивать ситуацию, принимать решения, контроль их выполнения. (Объем информации, достоверность, качество, полезность, полнота, своевременность поступления и т.д.);
процесс принятия решения, включающий несколько подходов (на основе интуиции, на знаниях и опыте, на изучении стандартных ситуаций, вариантность);
лидерство, власть и влияние в коллективе;
конфликты и пути их разрешения.
Таким образом, технология менеджмента охватывает целый комплекс проблем, главным из которых являются суть основных функций. Именно знание планирования, организации, мотивации и контроль помогает современным менеджерам четко строить свою работу и учитывать все изменения и нововведения.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.