50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
В рамках данного учебного пособия, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о следующем:
о крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
о макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
о микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий: 1) социально-экономические; 2) организационно-распорядительные; 3)медико-социальные; 4) психолого-педагогические; 5) социально-культурные.
Для реализации данных технологий существует несколько способов: - предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества; - основанный на самозащите каждой отдельной личности, при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциала; - совмещающий в той или иной степени усилия государства и личную инициативу.
Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.
Социально-экономические технологии - это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная помощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; бытовое обслуживание; поощрения и санкции.
Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы поведения людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие, как регламентирование, нормирование, инструктирование.
Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.
Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблюдения; социально-психологической диагностики; внушения; информирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.
Социально-культурные технологии - это система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры. По видам данные технологии можно подразделить нанесколько групп, направленных на: 1) формирование и распространение культурных, ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досуга.
По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы:
общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными труппами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
и еще важный элемент разработанной технологии — это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Технологии как системе присущи основополагающие черты; целостность, целесообразность, функциональное единство её компонентов. А потому, рассматривая социально-культурную технологию как целостный процесс, остановимся на сущности её составляющих. Технология включает в себя комплекс технологических процессов. В группе социально-культурных технологий таким технологическим процессом является методика.
В свою очередь методикой является «творческий процесс», включающий в себя «совокупность методов, приемов и средств» целесообразной организации какой-либо досуговой деятельности.
Методика является целостной системой, в которой взаимодействует множество компонентов, представленных в виде подсистем. Следует выделить 4 таких подсистемы: 1) организационная, которая включает в себя управление, финансы, штатное расписание, должностные инструкции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, заключающаяся в разработке замысла, составлении плана репетиций, показе; 4) психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.
К методике как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.
Необходимо также отметить, что основными элементами методики как технологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология КДД, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с другой - условиями, процессами, в которых они протекают.
Социально-культурная деятельность на современном этапе достигла того уровня, когда «все явственнее проявляются её возможности в активизации человеческого фактора»". Недооценка изучения и исследования технологий может оказать отрицательное влияние на успешность деятельности учреждений культуры. Поэтому для того, чтобы «успешно осуществлять воспитательные задачи, необходимо знать технологию и механизмы воздействия социально-культурной деятельности на человека».
Социально-культурная адаптация. Потребность и необходимость в социально-культурной адаптации возникает в новых для конкретного человека социокультурных условиях жизнедеятельности (миграции населения, смене места жительства, изменяющихся социально-экономических условиях жизни государства, региона, района, населенного пункта или изменении правил, норм жизни на прежнем месте жительства человека).
Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности может носить конструктивную или деструктивную направленность.
Деструктивные (разрушающие) тенденции деятельности человека носят дезадаптивный характер, ведут к рассогласованности притязаний личности и реальных результатов жизни. Деструктивный характер деятельности человека приводит рано или поздно к саморазрушению или, в лучшем случае, к психологически болезненной, внутренне деформированной, искаженной, дисгармоничной личности с акцентуированными чертами характера.
Конструктивная социализация предполагает сохранение внутренней гармонии, согласованности и осознанности действий человека даже в условиях крайне неблагоприятной социальной жизни. Так, например, многие люди могли сохранять свои созидательные убеждения и мировоззрение даже в крайне жестких условиях своей жизни.
Любая адаптация предполагает следующие этапы приспособления и вхождения личности в новый для себя социум:
на первом этапе происходит активное усвоение личностью новых правил и требований, предъявляемых в изменяющихся условиях жизнедеятельности;
на втором этапе человек пытается действовать в соответствии с правилами новой для него жизнедеятельности;
на третьем этапе он проявляет свою активность и лидерскую инициативу в проведении ряда традиционных видов деятельности;
на четвертом этапе человек способен сам предлагать новые правила и нормы жизнедеятельности в данных {уже привычных для него) социальных условиях,
Процесс адаптации личности базируется на врожденных особенностях человека, его чувственной (сенсорной) культуре и социальном опыте жизнедеятельности.
Врожденные особенности личности характеризуются доминирующими чертами типов темперамента. Они наследуются генетически и считаются неизменными, так как характеризуют энергетическую активность нервных клеток организма, то есть соотношение процессов возбуждения и торможения, характер моторной и эмоциональной реактивности человека.
Чувственная или сенсорная культура человека предполагает развитую способность адекватно воспринимать невербальные (т.е. бессловесные) информационные потоки и осознавать их в соответствии с конкретной ситуацией и целесообразностью предстоящих действий. Невербальная информация поступает посредством пяти органов чувств:
зрения - визуальный поток (характер линии, цвет, свет);
слуха - аудиальнып информационный поток (природные звуки речевые и музыкальные интонации);
кожи и мышц - тактильнокинестетическая информация (ощущения прикосновений и мышечных состояний);
обоняния - информационный поток запахов;
рецепторов языка - вкусовые ощущения (например, горько -сладко, кисло - пресно и их сочетания).
Чувственная культура выполняет функцию механизма адекватного (или неадекватного) «считывания» состояний воздействующего на человека явления, осознания и понимания его сущности и определение отношения человека к данному явлению, и его первичную оценку Уровень развития (низкий, средний или высокий) чувственной культуры и интеллекта в целом определяют не только степень правильности понимания каждой конкретной ситуации жизни, но и направленность (созидательную или разрушительную) дальнейших действий индивида в ней.
Задача специалиста учреждения культуры состоит в создании таких условий деятельности индивида, которые, с одной стороны, соответствовали бы имеющимся потребностям личности, ее прошлому опыту культурно-творческой деятельности, а с другой, - открывали бы привлекательные для него перспективы для социального созидания и саморазвития.
Возрастные особенности социально-культурной адаптации должны опираться на следующие закономерности внутренних механизмов и социального опыта жизнедеятельности человека:
Социально-культурная адаптация детей
Главной особенностью детского реагирования на внешние воздействия является высокая степень чувствительности к любым воздействиям невербального характера. Органы чувств ребенка и молодого человека очень чутко и активно воспринимают, прежде всего, чувственно-эмоциональную информацию:
цвет и композицию зрительных образов,
интонации предмузыкальных (естественных) и музыкальных (искусственных) звуков,
ощущения прикосновения холодных или теплых, мягких или твердо-острых явлений, расслабленно-спокойных или активно-напряженных мышечных ощущений.
запахов свежести жизни или затхлости гибельных явлений,
вкусовых ощущений сладости, горькости, кислости, пресности или их сочетаний.
Таким образом, эмоциональная утонченность и насыщенность, активность (сила выражения) и мобильность (изменчивость) деятельности детей являются важнейшими внутренними условиями их адаптивности в новых условиях.
Поэтому и внешние - социально-культурные - условия адаптации могут быть конструктивными при обеспечении постепенно мягкого вовлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста в новые виды социально-созидательной деятельности. Такой формой вовлечения является игра. Посредством предлагаемых игровых ситуаций (эмоционально увлекательных, активных и мобильных) возможно обеспечить не директивное вовлечение детей в художественно-прикладные и другие культурно-экологические виды деятельности.
Необходимо понимать, что приобщение детей к культурному наследию не может происходить эффективно без родительского участия, так как зависимость дошкольников и младших школьников от установок, отношения и уровня образованности родителей чрезвычайно велика.
При этом валено опираться на позитивно-конструктивный индивидуальный опыт ребенка (что он уже умеет, чем владеет, что интересно), но и учитывать слабые, чаще деструктивно-разрушительные симптомы социального научения, которые к культуре имеют мало отношения (например, агрессивно-эгоистические формы самовыражения многих «героев» современных трансляций СМИ).
Социально-культурная адаптация молодежи Основной возрастной особенностью подростков является ориентация на ценности своих сверстников и молодежных сообществ, транслирующих образцы и эталоны молодежной субкультуры.
Поэтому в работе учреждения культуры необходимо учитывать как особенности модных течений молодежной субкультуры в целом, так и интересы конкретных групп подростков и молодых людей,проживающих в данном населенном пункте, на данной культурно-географической территории.
Необходимо учитывать стремление молодежных сообществ к динамичной, активной и яркой деятельности эстетического содержания. Трудность работы будет составлять организация социально приемлемых, созидательных форм самовыражения молодых людей.
Социально-культурная адаптация семьи
Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личностных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Работник учреждения культуры обязан заботиться о создании таких условий, которые бы способствовали развитию конструктивных родительских (отцовско-материнских), супружеских и детско-родительских (сыновне-дочерних) отношений в семье. Деятельность клубных объединений, способствующих укреплению структуры и функций внутрисемейных отношений, проводится как в традиционных формах событий под девизом «Мама, папа, я - дружная семья», так и в новых формах деятельности различных клубных объединений: женских клубов по интересам, концертов и праздничных событий для бабушек и дедушек, лекториев для родителей и т.п.
Социально-культурная адаптация людей с ограниченными возможностями
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют нормативной социализации личности.
Лица с ограниченной трудоспособностью нуждаются в различного рода социальной помощи, которая может быть организована и в рамках учреждений культуры и искусства, где организуются общественные пункты юридической защиты, секции спортивной, художественной и социальной реабилитации. Специальные условия культурно-просветительской деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья требуют специальных культурно-образовательных программ и методов работы, индивидуальных технических средств жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и социально-культурные услуги.
Понятие отраслевых и дифференцированных технологий.
При изучении технологий социально-культурной деятельности очень важно правильно разбираться в тех процессах, которые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.
Современная российская социокультурная ситуация характеризуется многосложностью и противоречивостью, так как, с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, которые заключаются в активизации социально-культурного творчества различных групп населения, расширении жан-рово-видового состава художественной деятельности, создании общественных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников.
С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрезвычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционировании образовательных и досуговых институтов.
Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.
Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.
Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения, а также созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов.
Дифференцированные технологии Функциональные технологии Общие технологии
Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.
Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «.. .известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города».
Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования может служить гуманно-личностная технологияакадемика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».
Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.
Функциональные технологии подразделяются на:
технологию информационно-познавательной и просвети тельной деятельности;
технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;
технологию организации отдыха и развлечения.
При изучении технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также некоторые особенности влияния информационных процессов на динамику общественного развития.
Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ