logo
GOSy

50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая воз­можность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.

Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональ­ная сфера деятельности; ее целью являются организация рацио­нального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского твор­чества в рамках свободного времени.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже про­чно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употребле­нии этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характер­ных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология - это совокупность приемов, применяю­щихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодей­ствия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

В рамках данного учебного пособия, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятель­ности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного произ­водства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о следующем:

Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий: 1) со­циально-экономические; 2) организационно-распорядительные; 3)медико-социальные; 4) психолого-педагогические; 5) социально-культурные.

Для реализации данных технологий существует несколько способов: - предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества; - основанный на самозащите каждой отдельной личности, при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциа­ла; - совмещающий в той или иной степени усилия государства и личную инициативу.

Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.

Социально-экономические технологии - это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, мо­ральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная по­мощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; быто­вое обслуживание; поощрения и санкции.

Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы пове­дения людей, как необходимости общественной и трудовой дисцип­лины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие, как регламентирование, нормирование, инструктиро­вание.

Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и со­циального страхования, социального обеспечения, медицинского об­служивания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.

Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педаго­гической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблю­дения; социально-психологической диагностики; внушения; инфор­мирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.

Социально-культурные технологии - это система методов, ор­ганизующих и направляющих практическую деятельность работни­ков культуры. По видам данные технологии можно подразделить нанесколько групп, направленных на: 1) формирование и распростра­нение культурных, ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досу­га.

По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы:

  1. общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

  2. функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

  3. дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными труппами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

Технологии как системе присущи основополагающие чер­ты; целостность, целесообразность, функциональное единство её компонентов. А потому, рассматривая социально-культурную тех­нологию как целостный процесс, остановимся на сущности её состав­ляющих. Технология включает в себя комплекс технологических процессов. В группе социально-культурных технологий таким техно­логическим процессом является методика.

В свою очередь методикой является «творческий процесс», включающий в себя «совокупность методов, приемов и средств» це­лесообразной организации какой-либо досуговой деятельности.

Методика является целостной системой, в ко­торой взаимодействует множество компонентов, представленных в виде подсистем. Следует выделить 4 таких подсистемы: 1) организа­ционная, которая включает в себя управление, финансы, штатное рас­писание, должностные инструкции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, за­ключающаяся в разработке замысла, составлении плана репетиций, показе; 4) психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.

К методике как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.

Необходимо также отметить, что основными элементами мето­дики как технологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология КДД, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с другой - условиями, процессами, в которых они протекают.

Социально-культурная деятельность на современном этапе дос­тигла того уровня, когда «все явственнее проявляются её возможно­сти в активизации человеческого фактора»". Недооценка изучения и исследования технологий может оказать отрицательное влияние на успешность деятельности учреждений культуры. Поэтому для того, чтобы «успешно осуществлять воспитательные задачи, необходимо знать технологию и механизмы воздействия социально-культурной деятельности на человека».

Социально-культурная адаптация. Потребность и необходимость в социально-культурной адапта­ции возникает в новых для конкретного человека социокультурных условиях жизнедеятельности (миграции населения, смене места жи­тельства, изменяющихся социально-экономических условиях жизни государства, региона, района, населенного пункта или изменении правил, норм жизни на прежнем месте жительства человека).

Адаптация как процесс приспособления организма к изменяю­щимся условиям жизнедеятельности может носить конструктивную или деструктивную направленность.

Деструктивные (разрушающие) тенденции деятельности чело­века носят дезадаптивный характер, ведут к рассогласованности при­тязаний личности и реальных результатов жизни. Деструктивный ха­рактер деятельности человека приводит рано или поздно к самораз­рушению или, в лучшем случае, к психологически болезненной, внутренне деформированной, искаженной, дисгармоничной личности с акцентуированными чертами характера.

Конструктивная социализация предполагает сохранение внут­ренней гармонии, согласованности и осознанности действий человека даже в условиях крайне неблагоприятной социальной жизни. Так, на­пример, многие люди могли сохранять свои созидательные убежде­ния и мировоззрение даже в крайне жестких условиях своей жизни.

Любая адаптация предполагает следующие этапы приспособле­ния и вхождения личности в новый для себя социум:

  1. на первом этапе происходит активное усвоение личностью новых правил и требований, предъявляемых в изменяющихся условиях жизнедеятельности;

  2. на втором этапе человек пытается действовать в соответствии с правилами новой для него жизнедеятельности;

  3. на третьем этапе он проявляет свою активность и лидерскую инициативу в проведении ряда традиционных видов деятельности;

  4. на четвертом этапе человек способен сам предлагать новые правила и нормы жизнедеятельности в данных {уже привычных для него) социальных условиях,

Процесс адаптации личности базируется на врожденных осо­бенностях человека, его чувственной (сенсорной) культуре и соци­альном опыте жизнедеятельности.

Врожденные особенности личности характеризуются домини­рующими чертами типов темперамента. Они наследуются генетиче­ски и считаются неизменными, так как характеризуют энергетиче­скую активность нервных клеток организма, то есть соотношение процессов возбуждения и торможения, характер моторной и эмоцио­нальной реактивности человека.

Чувственная или сенсорная культура человека предполагает развитую способность адекватно воспринимать невербальные (т.е. бессловесные) информационные потоки и осознавать их в соответст­вии с конкретной ситуацией и целесообразностью предстоящих действий. Невербальная информация поступает посредством пяти орга­нов чувств:

  1. зрения - визуальный поток (характер линии, цвет, свет);

  2. слуха - аудиальнып информационный поток (природные звуки речевые и музыкальные интонации);

  3. кожи и мышц - тактильнокинестетическая информация (ощущения прикосновений и мышечных состояний);

  4. обоняния - информационный поток запахов;

  5. рецепторов языка - вкусовые ощущения (например, горько -сладко, кисло - пресно и их сочетания).

Чувственная культура выполняет функцию механизма адек­ватного (или неадекватного) «считывания» состояний воздействую­щего на человека явления, осознания и понимания его сущности и определение отношения человека к данному явлению, и его первич­ную оценку Уровень развития (низкий, средний или высокий) чувст­венной культуры и интеллекта в целом определяют не только степень правильности понимания каждой конкретной ситуации жизни, но и направленность (созидательную или разрушительную) дальнейших действий индивида в ней.

Задача специалиста учреждения культуры состоит в создании таких условий деятельности индивида, которые, с одной стороны, соответствовали бы имеющимся потребностям личности, ее прошло­му опыту культурно-творческой деятельности, а с другой, - открыва­ли бы привлекательные для него перспективы для социального сози­дания и саморазвития.

Возрастные особенности социально-культурной адаптации должны опираться на следующие закономерности внутренних меха­низмов и социального опыта жизнедеятельности человека:

Социально-культурная адаптация детей

Главной особенностью детского реагирования на внешние воз­действия является высокая степень чувствительности к любым воз­действиям невербального характера. Органы чувств ребенка и моло­дого человека очень чутко и активно воспринимают, прежде всего, чувственно-эмоциональную информацию:

Таким образом, эмоциональная утонченность и насыщенность, ак­тивность (сила выражения) и мобильность (изменчивость) деятель­ности детей являются важнейшими внутренними условиями их адап­тивности в новых условиях.

Поэтому и внешние - социально-культурные - условия адапта­ции могут быть конструктивными при обеспечении постепенно мяг­кого вовлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста в новые виды социально-созидательной деятельности. Такой формой вовлечения является игра. Посредством предлагаемых игровых си­туаций (эмоционально увлекательных, активных и мобильных) воз­можно обеспечить не директивное вовлечение детей в художествен­но-прикладные и другие культурно-экологические виды деятельно­сти.

Необходимо понимать, что приобщение детей к культурному наследию не может происходить эффективно без родительского уча­стия, так как зависимость дошкольников и младших школьников от установок, отношения и уровня образованности родителей чрезвы­чайно велика.

При этом валено опираться на позитивно-конструктивный ин­дивидуальный опыт ребенка (что он уже умеет, чем владеет, что ин­тересно), но и учитывать слабые, чаще деструктивно-разрушительные симптомы социального научения, которые к культуре имеют мало отношения (например, агрессивно-эгоистические формы самовыра­жения многих «героев» современных трансляций СМИ).

Социально-культурная адаптация молодежи Основной возрастной особенностью подростков является ори­ентация на ценности своих сверстников и молодежных сообществ, транслирующих образцы и эталоны молодежной субкультуры.

Поэтому в работе учреждения культуры необходимо учитывать как особенности модных течений молодежной субкультуры в целом, так и интересы конкретных групп подростков и молодых людей,проживающих в данном населенном пункте, на данной культурно-географической территории.

Необходимо учитывать стремление молодежных сообществ к динамичной, активной и яркой деятельности эстетического содержа­ния. Трудность работы будет составлять организация социально при­емлемых, созидательных форм самовыражения молодых людей.

Социально-культурная адаптация семьи

Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личност­ных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работник учреждения культуры обязан заботиться о создании таких условий, которые бы способствовали развитию конструктив­ных родительских (отцовско-материнских), супружеских и детско-родительских (сыновне-дочерних) отношений в семье. Деятельность клубных объединений, способствующих укреплению структуры и функций внутрисемейных отношений, проводится как в традицион­ных формах событий под девизом «Мама, папа, я - дружная семья», так и в новых формах деятельности различных клубных объединений: женских клубов по интересам, концертов и праздничных событий для бабушек и дедушек, лекториев для родителей и т.п.

Социально-культурная адаптация людей с ограниченными возможностями

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые пре­пятствуют нормативной социализации личности.

Лица с ограниченной трудоспособностью нуждаются в различ­ного рода социальной помощи, которая может быть организована и в рамках учреждений культуры и искусства, где организуются общест­венные пункты юридической защиты, секции спортивной, художест­венной и социальной реабилитации. Специальные условия культур­но-просветительской деятельности с лицами с ограниченными воз­можностями здоровья требуют специальных культурно-образовательных программ и методов работы, индивидуальных тех­нических средств жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и социально-культурные услуги.

Понятие отраслевых и дифференцированных технологий.

При изучении технологий социально-культурной деятель­ности очень важно правильно разбираться в тех процессах, ко­торые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.

Современная российская социокультурная ситуация харак­теризуется многосложностью и противоречивостью, так как, с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее разви­тии, которые заключаются в активизации социально-культур­ного творчества различных групп населения, расширении жан-рово-видового состава художественной деятельности, создании общественных организаций и движений, любительских объеди­нений и клубов по интересам, направленных на развитие куль­турно-образовательного пространства. Сегодня мы видим осо­бенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых тради­ций, обрядов и праздников.

С другой стороны, снижается уровень духовности общест­ва, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрезвычайно усложняется процесс социально-культурной адап­тации молодежи, нарастают негативные тенденции в функцио­нировании образовательных и досуговых институтов.

Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряжен­ностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении обра­зования и культуры в жизни общества.

Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нра­вственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения, а также созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной дея­тельности.

В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику совре­менных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов.

Дифференцированные технологии

Функциональные технологии

Общие

технологии

Основные группы социально-культурных технологий

Можно говорить об обучающих и воспитательных техно­логиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «форми­руются или проектируются технологии, как правило, ситуа­тивно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, ис­кусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «.. .известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии исполь­зования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых цент­рах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города».

Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования может служить гуманно-личностная технологияакадемика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятель­ности является технология «Школа жизни».

Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, под­ростков и молодежи.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.

Функциональные технологии подразделяются на:

При изучении технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также некоторые особенности влияния информационных процессов на динамику общественного развития.

Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяс­нение, сообщение, осведомленность.