logo
GOSy

Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений

В настоящее время возможности научного обеспечения социально-управленческой деятельности используются далеко не полностью. Это связано с не разработанностью технологии, обеспечивающей использование прогнозов и результатов исследований при разработке планов. Долгосрочные социальные программы и текущие планы социально-экономического развития, намечающиеся любые управленческие мероприятия, с необходимостью должны опираться на проектные разработки. Выбирать из них те варианты решений перспективных социальных проблем, которые наилучшим образом обеспечены ресурсами, апробированы экспертами, проверены социальными экспериментами. Необходимо всесторонне оценить последствия проектного решения до того, как оно будет принято к реализации. Это дает вероятность выбора наиболее удачного решения и уменьшает вероятность получения побочного негативного социального эффекта.

Так как в социокультурном проектировании для обоснования управленческих решений не существует универсальных критериев социальной эффективности, поэтому применительно к каждому конкретному управленческому решению должно быть сформулировано определение ожидаемого от него социального эффекта и выдвинуты критерии оценки последнего.

Сформулируем исходные принципы методологии и методики обоснования управленческих решений в социокультурном проектировании:

Не существует универсальных критериев социальной эффективности, поэтому применительно к каждому конкретному управленческому решению должно быть сформулировано определение ожидаемого от него социального эффекта.

Содержание понятия «социальный эффект» будет зависеть от масштаба управленческого решения (уровня), от субъектов, испытывающих воздействие нововведение, от поставленных целей и от временного интервала, в течение которого они должны быть достигнуты.

Обоснованность управленческих решений повышается, если учитывается соотношение социального эффекта с экономическими, экологическими, психологическими и другими категориями последствий.

Оптимальность управленческих решений достигается, если сравнивается социальный эффект нескольких альтернативных проектных решений.

Оценка социального воздействия должна служить не только инструментом обоснования управленческого решения, но и средством контроля за ходом его реализации: сравнение значений реальных показателей социального эффекта и заложенных в оценку обеспечивает обратную связь с управлением.

При определении ожидаемого социального эффекта проектных решений должны использоваться методы социального прогнозирования.

Социально-проектное исследование в качестве одного из своих этапов включает обоснование найденных управленческих решений. Суть его заключается в том, чтобы всесторонне оценить последствия социально-проектного решения до того, как оно будет принято к реализации.

Для социокультурного проектирования умение оценивать последствия предлагаемых управленческих решений той или иной проблемы имеет кардинальное значение. Поскольку именно конечный результат, социальные последствия как таковые являются целью проектных разработок.

Отечественных научных работ по проблемам социальной эффективности очень мало. Как правило, авторы имеющихся публикаций по данному вопросу согласны в том, что социальный эффект– это определенный социальный результат целеполагающей деятельности, проведения в жизнь управленческих решений.

Рассматривая признаки, отличающие социальную эффективность от экономической, В. Г. Афанасьев и А. Д. Урсул справедливо подчеркивают, что при оценке социальной эффективности управленческой деятельности ее результаты соотносят либо с целями, либо с потребностями. Введение понятия цели расширяет понятие эффективности, наиболее эффективной при прочих равных условиях окажется деятельность, в которой цель в максимальной степени отображает потребности людей.

Ближе всех, к трактовке социального эффекта как поддающегося оценке конкретного социального блага, адресованного определенному социальному субъекту (обществу, индивиду) подошли Г. И. Микерин и В. Л. Тамбовцев в ходе рассмотрения вопроса о социально-экономической эффективности целевых комплексных программ. Основное назначение расчета и оценки социальной эффективности в рамках программно-целевого метода – обоснование принимаемых управленческих решений.

Говоря о необходимости прогнозирования социальных последствий управленческих мероприятий, которые должны учитываться при общей оценке их эффективности, названные авторы справедливо отмечают, что для этого требуется выявление устойчивых количественных зависимостей между производственно-техническими и социальными изменениями.

В связи с этим вызывает интерес опыт прогнозной оценки социальных последствий научно-технических проектов, экономических и социальных программ, накопленный за рубежом.

В США область исследований входит составной частью в «анализ политики» и представляет собой один из этапов разработки государственных программ.

К началу 70-х годов деловые и политические круги в США осознали, что любой технологический порыв несет с собой «незапланированные» издержки экологического, социального, психологического характера, которые оборачиваются косвенным экономическим ущербом. Теперь в планировании и управлении стали учитываться возможные последствия проектов до принятия решения об их реализации. Возникла необходимость в комплексной оценке различных категорий воздействий. Под социальными воздействиями понимается влияние на занятость, создание новых рабочих мест, на образование и обучение, на здоровье, качество жизни и др.

Первооткрывателем в этой области был американский социолог Р. Богуслоу. К настоящему времени исследования по оценкам социальных последствий довольно значительно продвинулось вперед. Утвердились определенные стандарты оценок, соответствующие требованиям методологии и методики социального прогнозирования. Процедура оценки социальных последствий предполагает соблюдение определенной последовательности шагов, на каждом из которых выполняется ряд аналитических операций:

Определение масштаба проблемы, требующей решения (уровень).

Определение целей и социальных групп, подвергающихся воздействию в ходе осуществления проектных разработок.

Выявление альтернативных решений (соответствующих интересам субъектов воздействия).

Оценка результатов (сравнение альтернатив).

Минимизация нежелательных последствий (анализ неизбежных отрицательных воздействий, определение возможных компенсаторных мер).

Для того чтобы состоялась оценка социального эффекта управленческих решений, необходимо располагать критериями, позволяющими причислить социальные воздействия к благам или издержкам. Другими словами оценка социальных последствий предполагает наличие определенных эталонов, ценностных ориентиров, которых, к сожалению, теория и практика социокультурной деятельности на сегодняшний день пока еще не выработана.

Несмотря на то, что ряд вопросов прогнозной оценки социально-культурных проектов пока еще не решен, можно констатировать: сегодня существуют все необходимые теоретические и методические предпосылки для такой оценки социально-проектных решений и определения их обоснованности.

Инновация– комплексный поэтапный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества).

Под новшествомпонимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

Инновационная деятельность в сфере культуры рассматривается как целенаправленная, научно-обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социокультурной ситуации.

Отличительные особенности социальных инноваций:

Инновация в социокультурной сфере может существенно отличаться от таковой в техносфере. Дело в том, что новая техника и технология принципиально должна быть более эффективной, нежели старая – иначе нововведение теряет смысл.

При такой оценке эффективности в производстве требуется соответствующий однозначный эффект, то есть новое изобретение должно быть принципиально лучше старого.

Иначе обстоит дело в инновациях социокультурной сферы. Возьмем, например, сферу искусства. Можно ли здесь говорить об однозначном эффекте какого-либо нововведения? Скажем, кто-то впервые начал писать белым стихом, - нововведение в литературе. Или впервые начал писать акварелью – нововведение в изобразительном искусстве. Однако сказать, что белый стих «эффективнее» обычного, акварель лучше масла или пастели, а джаз – симфонической музыки – такие утверждения были бы заведомо несостоятельными.

Об успешности инноваций в СКС можно судить по результативности выполнения поставленных целей и задач. Здесь имеется в виду степень или критерии эффективности инновации по отношению с затратами на его создание и реализацию. Эффект не всегда может быть экономическим, но и социокультурным. Нужно при этом учитывать то, что эффект может быть отстроченным, потому что положительный или отрицательный эффект социальных инноваций может проявиться только по истечению определенного промежутка времени.