logo
GOSy

Социальная работа

Этика

Право

Эстетика

Экология

Здравоохра-

нение

Представление о социальной работе как о системе имеет концеп­туальное, методологическое значение и для познания, и для прак­тической организации, и для повседневного управления социаль­ной работой. Понимание ее как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдель­ных ее сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректиро­вать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Технология (от греч.Techne– искусство, мастерство +logos– учение) –система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось за счёт включения в объект технологий социальных процессов.

Социальные технологии это система знаний об опти­мальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а так­же сама практика алгоритмического применения оптималь­ных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное об­служивание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объектом и социальной технологии, и технологии социаль­ной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней.

Можно выделить три основных этапа разработки тех­нологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделе­нием структурных элементов и выявлением причинно-след­ственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбо­ра источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента соци­альной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выво­дов в конкретные рекомендации для преобразующей деятель­ности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением ал­горитма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенно­го алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норма­тива предписанных процедурных действий, объективных кри­териев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

- динамичность, состоящая в постоянной смене содержа­ния и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

- непрерывность, обусловленная необходимостью посто­янно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчи­вом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиен­тами;

- дискретность технологического процесса, которая зак­лючается в неравномерности воздействия на клиентов с мо­мента определения цели до исполнения решения.

В социальных технологиях можно выделить две формы:

1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Главное назначение социальных технологий – регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.

Социальные технологии весьма разнообразны. И это связано с разнообразием социального мира, социальной жизни, её отношениями с природными явлениями. Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

  1. Группы технологий в социальной деятельности. (Классификация социальных технологий)

В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: по видам, уровням, сферам применения и т.д.

Специалисты – управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, социального моделирования.

Взяв за основу уровень пространства (Академик МАИ В.И. Бестужев), сферу использования (В.В. Богдан, В.Н. Иванов), можно получить такую классификацию социальных технологий: глобальные технологии; демографические; экономические; военные; технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф; социально-экономические; социально-политические; социальные; духовные; технологии поиска стратегии управления; технологии социального моделирования и прогнозирования; информационные технологии; обучающие инновационные технологии; технологии прошлого опыта.

  1. Глобальные соц. технологии направление технологий в соц. работе.

Глобальные социальные технологии направлены на решение общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой и решением не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества с природой, а, следовательно, их внедрение прямо или косвенно связано с жизнью людей, их жизнедеятельностью, социальной защищённостью.

  1. Инновационные социальные технологиипредставляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

  2. В отличии от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоёмкостью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

  3. Региональные (территориальные) социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной жизни и планомерных её изменений.

  4. Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследования и решения вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

  5. Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы, приёмы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

  6. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Направления технологий в социальной работе.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это – социальная диагностика и профилактика, социальный надзор и коррекция, терапия, социальная адаптация, реабилитация и соц. обеспечение, соц. страхование, социальное обслуживание, опека и соц. помощь, социальное консультирование и экспертиза, попечительство и соц. нововведение, посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы и выступают основным её направлением, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по своему целевому назначению и функциональному содержанию.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

Социальное обеспечение включает в себя следующие виды: - пенсионное обеспечение (по старости, инвалидности, по случаю потери кормилица, за выслугу лет, социальные); - система пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидам с детства и др.); - систему льгот нуждающимся категориям населения (инвалидам, ветеранам и др.); - социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); - систему профессионального обучения, трудоустройства и протезно-ортопедической помощи инвалидам; - врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; - социальную помощь семье и детям. Несмотря на общие черты, присущие системе, все эти виды имеют свои характерные особенности, свои формы и методы обеспечения. Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение. С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь. Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета - это организационная форма осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях. Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ. Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь (поддержка). В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие граждане и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка или на погребение используются средства, как внебюджетных фондов социального страхования, так и бюджетов различных уровней. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве социальной помощи. В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам. Государственное социальное обеспечение и государственное социальное страхование. Государственное социальное обеспечения - система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом. Социальное обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счёт специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют, как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства. Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат. Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными гражданами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение и другие услуги за счет средств внебюджетных страховых фондов. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Право на социальное обеспечение и право социального обеспечения. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образуют самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения. Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993 г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.