66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
Для такой достаточно специфической, доверительной, основанной на межличностных отношениях и в немалой степени творческой сферы, каковой в силу различных обстоятельств являются связи с общественностью, законодательных норм бывает недостаточно.
Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе (тем более в ПР). Во-вторых, сама эта деятельность возникала и формировалась ранее, нежели принимались регламентирующие ее правовые нормы. И в-третьих, никакая нормативная база не «перекроет» все мыслимые в паблик рилейшнз ситуации и всегда при желании кто-то сумеет найти возможность для недобросовестных действий.
К тому же, в практике связей с общественностью нередко возникают немалые противоречия между целью и этичностью средств достижения этой цели; могут быть вопросы и по поводу самой цели и ее нравственности. Большое значение имеет и степень доверия клиента и даже общества к ПР-структуре и паблик рилейшнз в целом. Поэтому ПР-сфера просто не может игнорировать определенные этические нормы.
Как отмечает С. Блэк, паблик рилейшнз могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В ПР цель никогда не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных средств. Невозможно использовать паблик рилейшнз для поддержки неправого дела. Успешно проведенная методами ПР-кампания может только выявить недостатки и слабые стороны такого дела. К тому же, преследуя в конечном итоге открытые, общественно приемлемые цели и основываясь на точной информации, деятельность в ПР должна способствовать установлению и развитию социальной гармонии.
Следовательно, правомерен вопрос о выработке определенной системы нравственных норм, которые и регулируют эту деятельность. В сочетании с общегражданскими нормами, они обычно и составляют ту базу, на которую и опирается профессионал в своей работе.
Нужно отметить, что вообще вычленение из общечеловеческой морали каких-то связанных с отдельными профессиями, особых «норм» представляется далеко не бесспорным, поскольку деятельность в ПР имеет специфические формы проявления.
Как известно, всякие этические нормы складываются из нескольких элементов. Прежде всего, к ним следует отнести общие, признаваемые в цивилизованной среде, условия поведения человека независимо от его профессии.
Затем к кругу норм, принципов и стандартов профессионального поведения можно отнести все те аспекты, которые увязаны с этикой предпринимательства. Таких своеобразных «памяток», «заповедей», «кодексов» сейчас появляется немало, их никто на законодательном уровне не принимал (утверждал) в качестве рекомендательного и тем более обязательного документа, но отраженные в них положения представляют немалый интерес; их можно брать во внимание и в ПР. Так что являясь элементом всего предпринимательства как социального феномена, ПР тоже должны учитывать принимаемые в бизнесе этические нормы.
Практика предпринимательства показывает острую потребность в таких регуляторах, ибо рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их высокой требовательности к себе и другим и в то же время на чувстве долга. К тому же взаимодействуя друг с другом, предприниматели формируют не только этику своей организации, но и общества. Этот процесс должен вестись с учетом правовых норм, но главные в нем все же этические аспекты, ведь важнейшие принципы делового взаимодействия - это верность слову и уважительность к партнеру. Если же эти принципы нарушаются, то деловые контакты и предпринимательские проекты могут быть прекращены.
Опыт работы со «смежниками», например, с прессой, указывает и на ряд других специфических проблем, которые не подлежат регуляции на основании законов. К ним, в частности, относится оплата журналистам за подготовленные ими по просьбе предприятия (или его ПР-сотрудников) материалы для печатных СМИ. С одной стороны, эта плата за работу, и здесь нет ничего предосудительного. А с другой, это вроде бы напоминает попытку умилостивить журналиста ради достижения каких-то корыстных целей.
Зарубежная же практика, напротив, не предполагает оплаты за переданную газете информацию, поскольку уже сама она, информация, представляет собой ценность. И хотя на российском рынке ПР-услуг так называемые «белые», то есть обозначенные материалы пока составляют лишь около 20 процентов всех публикаций по ПР-программам, их доля неуклонно растет. А редакции для устранения «теневого» расчета увеличивают гонорары своим сотрудникам.
К сложностям в деятельности ПР и ее оценке, имеющим прямое отношение к этике, можно отнести и некоторые спорные моменты. К тому же если кто-то из специалистов по этическим соображениям от сотрудничества отказывается, то всегда за выполнение выгодного заказа берутся другие.
Поэтому в каждой стране Ассоциации паблик рилейшнз вырабатывают для себя основные представления о профессиональной деятельности. В проспекте PRCA есть такое положение: «Убеждение в ПР является полностью оправданным в демократическом обществе, при условии, если оно воплощено честно, открыто и профессионально. Все члены Ассоциации остаются верными Профессиональному уставу, что гарантирует их клиентам и другим внешним субъектам (например, средствам массовой информации) профессиональные действия» (ALL YOU NEED TO KNOW ABOUT PR.-P. I).
В Профессиональном Уставе PRCA рассматривается и ее роль в решении спорных проблем. Правила предполагают, что необходимо выслушать аргументы всех сторон. Они не могут намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию или обслуживать какие-либо дела, когда затрагиваются некоторые специфические или частные интересы.
Ассоциация обязывает своих членов безусловно соблюдать самые высокие нормы в практике ПР и несет ответственность за то, чтобы они всегда честно и правдиво работали с клиентами, своими сочленами и профессионалами других сфер, поставщиками, посредниками, средствами коммуникации, служащими и другими членами общества. Член Ассоциации обязан соблюдать ее кодекс, любую поправку к нему и другие положения, которые будут включены в этот кодекс; он обязан придерживаться и рекомендаций руководства или документов Ассоциации.
Любопытны и другие положения Устава. Члены Ассоциации обязаны сотрудничать с другими членами так, чтобы проводить в жизнь их предложения. Фирма-член, которая сознательно позволяет своему сотруднику действовать несообразно с этим Уставом, является причастной к таким действиям и сама будет считаться нарушительницей. Любой сотрудник фирмы-члена, который действует несовместимо с Уставом, должен быть наказан работодателем.
Фирма-член Ассоциации не должна заниматься практикой, которая может быть пагубной для репутации Ассоциации или репутации и интересов ПР. Она обязана: вести свою профессиональную деятельность в соответствии с интересами общественности, безусловно, уважать истину и не распространять сознательно или опрометчиво ложную или вводящую в заблуждение информацию и стараться избегать ненамеренных действий; гарантировать, что фактический интерес любой организации, с которой она может профессионально соприкасаться, адекватно подтвержден.
Работая совместно с другими профессионалами, член PRCA обязан учитывать и сознательно не нарушать их кодексы. Он не должен предлагать или предпринимать действий, которые могли бы оказать пагубное влияние на правительственные органы, на законодательство или на коммуникационные средства.
В поведении с заказчиками предписывается сохранять конфиденциальность и не использовать имеющуюся информацию во вред клиенту или для своей финансовой выгоды, если только тот сам не разрешит ее обнародовать; исключение составляют судебные предписания. Надо также сообщать клиенту о любом финансовом интересе той фирмы или любого ее члена, чьи услуги рекомендуются. Но нельзя принимать плату или иное вознаграждение от других лиц, кроме клиента (или только с его согласия). По крайней мере - без предварительного письменного разрешения. Не следует обслуживать клиента в условиях или положениях, которые могут ему повредить. А представлять конкурирующие интересы Ассоциация обязывает своих членов только с согласия всех сторон, занятых в этом деле.
Не рекомендуется гарантировать результаты, которые выходят за компетенцию члена Ассоциации, приглашать служащего фирмы клиента для обсуждения альтернативной работы. (Но реклама в прессе не считается приглашением какому-либо конкретному лицу.)
В поведении с коллегами фирма-член Ассоциации обязана придерживаться высоких норм точности и искренности, избегать нелепых претензий или несправедливых сравнений. Она должна свободно предоставлять свои возможности и услуги любому потенциальному клиенту по собственной инициативе или по его просьбе. Но при условии, что это не расторгнет каждый существующий контракт, не повредит репутации или возможностям любой ПР-фирмы, уже обслуживающей данного клиента.Для изучения спорных вопросов или нарушений в PRCA существуют Арбитраж и дисциплинарные процедуры. Это создает механизм, посредством которого Профессиональный устав может оказывать воздействие на то, чтобы жалобы рассматривались эффективно и справедливо, а стороны при несогласиях могли объясниться.
Четко и обстоятельно выписаны и квалифицированы и сами жалобы, и процедуры их рассмотрения. Этапы этих процедур разработаны так, чтобы обеспечить, по мере возможности, быстрое рассмотрение жалобы и при этом дать всем заинтересованным сторонам равное время для ответа на каждом этапе. Предусмотрены и санкции, которые предполагают отстранение от членства или его ограничение в сочетании с опубликованным выговором. Рассматривающий все эти вопросы комитет уполномочен налагать санкции, связанные с нарушениями Устава, а дела, которые изучаются в законном порядке, он не принимает
Существует Кодекс профессиональных стандартов Американского общества по связям с общественностью. В нем содержатся разделы, регламентирующие работу в отдельных сферах и отраслях, например, в области финансов.
Имеет свой Кодекс и Европейская Конфедерация ПР. Принятый в 1978 году и дополненный в 1989 году, он обязывает каждого практического работника ПР уважать принципы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека. Кодекс регламентирует отношения к клиентам и нанимателям, к общественному мнению и средствам массовой информации, к соблюдение Кодексов этики достаточно жестко контролируется национальными ПР-объединениями. Президенты этих объединений назначают советы по рассмотрению нарушений этических норм. Существует два вида наказания за такие нарушения: предупреждение о непрофессиональном поведении и исключение из членов Ассоциации. Правда, считается, что многие проступки случаются непреднамеренно и серьезно не подрывают репутации профессии. Бывает, что ошибаются и члены советов по этике. Поэтому, за теми, кто нарушает – остается право на апелляцию.
Развитие профессиональной ПР-деятельности в России выдвинуло потребность выработки Кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, полагают специалисты, сможет придать сложному и проходящему нередко с большими издержками процессу формирования профессиональной школы ПР более цивилизованный и целенаправленный характер. Он помог бы в переходный период со слабым исполнением законов и не до конца сформировавшейся правовой базой защитить молодую профессию от недобросовестных практиков и повысить профессиональные стандарты.
В России принята Декларация этических принципов паблик рилейшнз, но не все ПР-фирмы готовы подписать эту Декларацию и, следовательно, выполнять ее положения. Однако высказывается мнение, что такие фирмы рано или поздно столкнутся с дилеммой: либо следовать признанным в ПР этическим нормам, либо в условиях растущей конкуренции не иметь серьезных клиентов.
В этику профессионального поведения входят и другие слагаемые, которые даже не могут быть предусмотрены кодексами. Не следует принимать в процессе работы различные подарки, пользоваться бесплатно услугами клиента. Невыгодным бывает в конечном итоге и участие в каких-то «третьих» проектах, особенно в расчете на прибыль или дивиденды после успешного проведения ПР-фирмой кампании.
Таким образом, этика ПР-бизнеса напрямую связана с его результатом.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ