logo
GOSy

Виды информационно-просветительской деятельности

Говоря о видах информационно-просветительской деятель­ности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.

В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и под­ачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);

2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театра­лизованные представления);

3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициа­тивных любительских и общественно-политических клубов);

4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многооб­разные виды тематических вечеров)

При этом он отмечает, что важным основанием для класси­фикации просветительных мероприятий является степень учас­тия в них масс.

Чаще всего формы информационно-просветительской дея­тельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци­онно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и ауди­тории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные, педагогические, тематические циклы).

Следует отметить, что при организации и проведении разно­образных форм информационно-просветительской деятель­ности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информаци­онно-просветительской деятельности.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализу­ется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалого­вые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразу­мевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевиде­ния, видеопрограмм и других средств массовой коммуника­ции. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

На стыке традиционных направлений информационно-про­светительной деятельности жизнь подсказывает новые идеи:

• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по­жилых людей;

• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до

комплексных;

• последовательное развитие навыков самоорганизации ра­ционального досуга;

• мультикультура в сфере досуга как новая модель органи­зации социального поведения;

• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, которую использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».

• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарков­ский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы: Центры национальной, этнической, фольклорной куль­туры и тому подобное;

• строительство мультикомплексов - кинотеатров буду­щего.

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просвети­тельской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетаю­щие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возмож­ность связать в единую социально-педагогическую цель инфор­мационную, образовательно-кружковую, индивидуально-кон­сультационную работу.