logo
GOSy

В задачи этих информационных служб входят:

Следующую важную группу структурных звеньев отраслевой системы информации составляют информационные подразделения научных, универсальных и массовых библиотек. В их числе: отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных библиотек, республиканских, краевых и областных библиотек, группы информации (информаторы) в центральных городских и районных библиотеках. Службы научной информации в составе государственных библиотек обеспечены богатыми фондами литературы, хорошо организованным справочным аппаратом. Отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных, республиканских, краевых и областных библиотек обеспечивают информационную деятельность в масштабах республики, края, области, оказывают методическую помощь соответствующим службам информации на своих территориях. Основными направлениями их работы являются: информационная, научно-методическая деятельность, повышение квалификации сотрудников информационных служб.

Постоянная информационная работа отдела ведется на основе обработки следующих источников:

Одной из наиболее эффективных форм распространения информации является система избирательного распространения информации(ИРИ). Обслуживание по системе ИРИ ведется путем посылки абоненту в установленный срок сигнальных карт, содержащих библиографическое описание книги, брошюры, статьи, методических рекомендаций по интересующей абонента теме. Наряду с этим в информационных службах отрасли культуры сложилась следующая система информационных изданий: библиографические указатели – текущие и ретроспективные, реферативные тематические сборники; реферативные и аналитические обзоры, экспресс-информация; каталоги объектов и предметов культуры и произведений искусства.

Научная работа секторов информации направлена на изучение состояния и определение путей улучшения информационной работы, исследование потребностей учреждений культуры в информации, изучение эффективности форм и методов информационного обеспечения специалистов учреждений культуры. 77Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры.

Средства, применяемые в работе методиста, можно классифицировать по ряду признаков. Например, по признаку функциональной направленности можно выделить такие группы:

Выбор тех или иных средств предопределяется многими факторами. В частности, это особенности конкретного этапа методического труда: на стадии сбора информации об опыте культурно – досуговой работы превалируют средства сбора информации и ее фиксации. Далее на передний план выступают средства обработки, анализа и отбора информации. Наконец, на стадии внедрения ведущая роль начинает принадлежать средствам «объективации» отобранного опыта, а также средствам передачи информации.

Средства сбора информации Все указанные выше средства реализуются в тесной связи сметодами, под которыми понимаются основные пути решения задач, возникающих в процессе методического обеспечения культурно – досуговой работы.

В частности, на этапе сбора информации об опыте работы или потребностях специалистов в методической помощи ведущая роль принадлежит основным методам, утвердившимся в научных исследованиях различных областей социальной практики.

В сферу применения средств и методов сбора методической информации включается, как правило, три основных объекта:

В конечном счете, все это служит целям создания и функционирования системы «обратной связи» между системой методической помощи и практикой культурно-досуговой работы.

Средства накопления и фиксации информации Разрыв во времени между поступлением информации, ее обработкой и дальнейшим использованием требует, чтобы поступающая информация была сохранена на период этого разрыва, т.е. зафиксирована на постоянном ее носителе. Но дело не только в разрыве времени поступления и времени использования информации, существенное значение имеет и сам процесс ее использования. Исходная информация должна пройти через многих работников разного уровня, квалификации и специализации. Лучше всего для этих целей приспособлена такая информация, которая зафиксирована на постоянный носитель.

Данные, полученные об опыте и способах его осуществления или о кадрах, могут быть сразу использованы в методической и культурно-досуговой работе. Но многими из этих данных пользуются не сразу, а спустя определенное время. И чтобы ими можно было пользоваться впоследствии, их нужно надежно зафиксировать. Это сделает информацию максимально доступной, независимо от времени возникновения в ней потребностей.

Группа средств фиксации информации включает в себя:

Использование всех этих средств подчиняется определенным требованиям, которые обусловлены природой методической помощи и его целями. Минимальное требование состоит в том, чтобы, отражая информацию, например о процессах социально-педагогического воздействия, фиксировать сведения не только об отдельных, но обязательном порядке обо всех их структурных компонентах.

Средства обработки и анализа информации

Средства, применяемые при анализе информации об опыте культурно-досуговой работы, отбираются в зависимости от конкретных целей анализа. Имеющаяся информация об опыте деятельности культурно-досуговых учреждений чрезвычайно редко может быть использована первоначально.

Для методиста важно владеть средствами обработки и анализа опыта. При этом сложность задач увеличивается в связи с объемом постоянно накапливающейся информации об опыте культурно-досуговой работы. К средствам и приемам, позволяющим справится с этой разноуровневой, во многом неупорядоченной информацией, относятся статистические процедуры, позволяющие сделать содержательные выводы о многих параметрах изучаемого опыта деятельности клубов, парков и т.д. К ним относится, прежде всего, группировка статистических данных.

Особенность методической работы проявляется в том, что только учет или обобщение данных на статистически значимом уровне еще не исчерпывают всех ее задач. Поэтому статистические данные должны дополнятся качественными аспектами анализа практики культурно-досуговой работы.

В этой связи особое значение приобретают средства отбора опыта деятельности культурно-досуговых учреждений. Здесь ведущее место принадлежит методическому анализу.

Главным средством «объективации» методического знания является методический документ. Он имеет ряд разновидностей, к которым относятся:

Методический документ, распространяющий передовой опыт должен быть:

-целесообразным и целеустремленным;

-своевременными, т.е. появляется тогда, когда требуется информация;

-документ должен точно отражать информацию об опыте;

-давать полное представление о рекомендуемом опыте;

-разрабатываться с учетом свойств восприятия текстовой информации;

-основная смысловая нагрузка документа должна приходится на начало текста;

-тип и размер шрифта должен быть легкочитаемым.

Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры

Успешная работа учреждений культуры во многом зависит от того, насколько оперативно внедряются в практику новые достижения науки, передовой опыт. Своевременное и дифференцированное информирование работников культуры о теоретических разработках, достижениях практики является главной задачей органов научной информации.

Само понятие «информация» следует рассматривать как совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях и их взаимосвязи.

Понятие «информационное обеспечение»в научной литературе определяется какнаучно-информационная деятельность, включающая совокупность информационных процессов, соединенных в последовательную целенаправленную единую систему. Иными словами, существо информационного обеспечения заключается в планомерном предоставлении информации, отвечающей потребностям специалистов, практиков для решения конкретных задач.

Система научной и технической информации в стране построена по отраслевому принципу. Отраслевая система информации по культуре и искусству как составная часть единой общегосударственной системы научно-технической информации сформирована с учетом специфики данной отрасли – наличия государственных библиотек республик, краевых, областных, городских и районных библиотек с их фондами, справочно-информационным аппаратом.