logo
GOSy

69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.

Имиджирование – специфический вид искусства, связанный с созданием привлекательного образа.

Кроме специальных правил поведения, существует еще и язык жестов – невербальная речь Невербальная речь – самая коммуникативная, самая информативная речь. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и как звучит. Поэтому многие менеджеры осваивают искусство невербальной коммуникации: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

На лице человека находятся 2 главных индикатора, по которым можно судить о состоянии человека, его отношении к кому-либо – это глаза и губы.

Существует 3 вида взгляда:

  1. Деловой взгляд: первые 6-8 секунд смотрят на правый глаз, 6-8 секунд на левый, затем на переносицу 6-10 секунд. Или правый глаз, левый глаз, середина лба.

  2. Дружеский взгляд: правый глаз, левый глаз, нос, щеки, середина нижней губы (по 6-8 секунд, нос менее 6 секунд).

  3. Интимный взгляд: у женщин – правый глаз, левый глаз, талия (пуп); у мужчин – третий угол – икры ног.

Важна пластика губ.

Этнические этикетные особенности ярко проявляются в экстремальных ситуациях. Один и тот же жест может означать разные, иногда даже полярные значения.

Невербальная коммуникация может быть: позитивной и негативной.

Использование приема «Зеркало отношений» - исх.позиция – приятное выражение лица, улыбка. Нужно уметь работать мимикой своего лица.

Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения в коллектив, факторов, определяющих поведение сотрудников в совместной деятельности. Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояние функционирования системы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое решение для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом и заключается главная суть управленческой деятельности.

Таким образом, содержанием делового общения выступает социально-значимая совместная деятельность. В то же время перед собеседником стоит задача не только обменяться деловой информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В процессе делового общения часто возникают коммуникативные барьеры, то есть психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению. Коммуникативные барьеры подразделяются на барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения. [65, с. 8]

Первый тип барьеров связан обычно с фонетическим, семантическим смыслом. Социально-культурные барьеры в деловом общении могут порождаться этническими особенностями понимания обсуждаемых вопросов, различиями в возрасте, поле или профессиональной направленности. Барьеры отношений – это чисто психологический феномен, такие препятствия для контакта возникают при проявлении чувства недоверия между собеседниками, что сказывается на уровне приятия обсуждаемой информации. Способность к общению во многом зависит от склада характера и психологических свойств личности. Общительный человек легко входит в контакт, быстро организовывает общение, располагает к себе собеседника.

Цели делового общения предполагают:

Деловое общение – реальный процесс, процесс взаимосвязи и взаимовлияния людей, решающих задачи в результате совместной деятельности.

Совместная деятельность – совокупность общегрупповых задач, в которой участвует общность.

70. Имидж делового человека

Имидж– целенаправленное формирование образа, лица, явления предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п., одно из средств пропаганды.

Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью.

1. персональные качества;

2. социальные качества;

3. символические качества.

К персональнымхарактеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер – харизмой.

Социальныехарактеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.п.

Символическиехарактеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.

Имидж складывается из следующих составляющих:

1) внешний облик (манера одеваться);

2) тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);

3) этика делового общения.

Внешний облик

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность.

Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

Тактика общения

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:

1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.

2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.

3. Умело использовать механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.

Этика делового общения

Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».