В задачи этих информационных служб входят:
справочно-информационное и библиотечное обслуживание работников организаций или учреждений по их разовым или постоянным запросам;
подготовка и распространение материалов о научных, творческих достижениях, передовом опыте.
Следующую важную группу структурных звеньев отраслевой системы информации составляют информационные подразделения научных, универсальных и массовых библиотек. В их числе: отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных библиотек, республиканских, краевых и областных библиотек, группы информации (информаторы) в центральных городских и районных библиотеках. Службы научной информации в составе государственных библиотек обеспечены богатыми фондами литературы, хорошо организованным справочным аппаратом. Отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных, республиканских, краевых и областных библиотек обеспечивают информационную деятельность в масштабах республики, края, области, оказывают методическую помощь соответствующим службам информации на своих территориях. Основными направлениями их работы являются: информационная, научно-методическая деятельность, повышение квалификации сотрудников информационных служб.
Постоянная информационная работа отдела ведется на основе обработки следующих источников:
Литературы по культуре и искусству, издаваемой на национальных языках республик;
Неопубликованных документов, поступающих в справочно-информационный фонд (СИФ) библиотеки;
Информационных материалов центрального отраслевого органа информации.
Одной из наиболее эффективных форм распространения информации является система избирательного распространения информации(ИРИ). Обслуживание по системе ИРИ ведется путем посылки абоненту в установленный срок сигнальных карт, содержащих библиографическое описание книги, брошюры, статьи, методических рекомендаций по интересующей абонента теме. Наряду с этим в информационных службах отрасли культуры сложилась следующая система информационных изданий: библиографические указатели – текущие и ретроспективные, реферативные тематические сборники; реферативные и аналитические обзоры, экспресс-информация; каталоги объектов и предметов культуры и произведений искусства.
Научная работа секторов информации направлена на изучение состояния и определение путей улучшения информационной работы, исследование потребностей учреждений культуры в информации, изучение эффективности форм и методов информационного обеспечения специалистов учреждений культуры.
Важным условием совершенствования информационной работы является рост квалификации специалистов этой сферы. Повышение квалификации работников информационных служб осуществляется в различных формах обучения по направлениям:
1. Совершенствование теоретической подготовки в области библиотечного дела и библиографии (курсы повышения квалификации библиотечных работников, семинары по отдельным видам библиотечно-библиографической работы, стажировки в смежных отделах библиотеки, в других библиотеках и т. д.)
2. Изучение теории и практики информационной работы (учеба в институте повышения квалификации информационных работников, стажировка в НИО Информкультура, лекции, семинары, практические занятия по вопросам информационной деятельности, изучение опыта работы информационных служб других отраслей и т. д.).
3. Совершенствование знаний в соответствующей области культуры и искусства (лекционные циклы по проблемам культуры и искусства, изучение новой литературы по специальности, участие в научных, научно-методических и научно-практических конференциях по соответствующим проблемам).
Отделы, сектора (группы) информации по культуре и искусству в республиканских, краевых, областных библиотеках, используя книжные фонды и справочный аппарат библиотек, осуществляют информационное обеспечение специалистов организаций и учреждений культуры и искусства своего региона, содействуют распространению изданий вышестоящих информационных органов, оказывают методическую помощь информационным службам организаций и учреждений культуры и искусства. Группы информации (информаторы) по культуре и искусству в центральных городских и районных библиотеках ведут справочно-информационное и библиотечное обслуживание организаций и учреждений культуры своего города (района), используя фонды библиотек, материалы вышестоящих информационных органов.
Практический интерес для специалистов культурно-досуговой деятельности представляют различные виды информационных изданий. К основным видам относятся: библиографические, реферативные, обзорные, каталожно-справочные, экспресс-информации.
Библиографические изданияимеют наибольший удельный вес в массе выпускаемых информационных материалов. Они выходят в виде библиографических списков, указателей каталогов и бюллетеней. В качестве примера можно назвать информационно-библиографический список «Статьи по вопросам театра», «Информационный бюллетень новых поступлений» (библиотека им. С. А. Танеева), информационно-библиографический указатель «Современное зарубежное искусство» и т. д. Содержание данных видов материалов охватывает проблемы культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества, методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, которые отражены в книгах, статьях, сборниках, журналах в нашей стране и за рубежом. В их числе такие издания, интересующие специалистов культурно-досуговой деятельности, как «Библиотечка в помощь художественной самодеятельности», «Молодежная эстрада», «Самодеятельный театр: репертуар и методика», журналы «Клуб», «Диалог» и другие.
Реферативная информацияиздается в виде реферативных тематических сборников по различным вопросам культуры и искусства, культурному строительству и культурной политике зарубежных стран, проблемам современного зарубежного искусства, реставрации и хранения художественных музейных ценностей, сценической технике и технологии.
Обзорная информацияпредставляет собой серийное издание, включающее обзоры, посвященные актуальным проблемам, направлениям и тенденциям развития важнейших отраслей культуры и искусства.
Экспресс-информацияохватывает важнейшие материалы по проблемам культуры и искусства, опубликованные в нашей стране и за рубежом.
Такова в общем, виде структура отраслевой системы информации по культуре и искусству, содержание и характер издаваемых информационных материалов.
Знание менеджером культурно-досуговой деятельности структуры и функций информационных служб позволит в практической работе хорошо ориентироваться в большом потоке методических материалов, в источниках информации, их возможностях, что будет способствовать улучшению работы культурно-досуговых учреждений.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ