logo
GOSy

В задачи этих информационных служб входят:

Следующую важную группу структурных звеньев отраслевой системы информации составляют информационные подразделения научных, универсальных и массовых библиотек. В их числе: отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных библиотек, республиканских, краевых и областных библиотек, группы информации (информаторы) в центральных городских и районных библиотеках. Службы научной информации в составе государственных библиотек обеспечены богатыми фондами литературы, хорошо организованным справочным аппаратом. Отделы, сектора научной информации по культуре и искусству государственных, республиканских, краевых и областных библиотек обеспечивают информационную деятельность в масштабах республики, края, области, оказывают методическую помощь соответствующим службам информации на своих территориях. Основными направлениями их работы являются: информационная, научно-методическая деятельность, повышение квалификации сотрудников информационных служб.

Постоянная информационная работа отдела ведется на основе обработки следующих источников:

Одной из наиболее эффективных форм распространения информации является система избирательного распространения информации(ИРИ). Обслуживание по системе ИРИ ведется путем посылки абоненту в установленный срок сигнальных карт, содержащих библиографическое описание книги, брошюры, статьи, методических рекомендаций по интересующей абонента теме. Наряду с этим в информационных службах отрасли культуры сложилась следующая система информационных изданий: библиографические указатели – текущие и ретроспективные, реферативные тематические сборники; реферативные и аналитические обзоры, экспресс-информация; каталоги объектов и предметов культуры и произведений искусства.

Научная работа секторов информации направлена на изучение состояния и определение путей улучшения информационной работы, исследование потребностей учреждений культуры в информации, изучение эффективности форм и методов информационного обеспечения специалистов учреждений культуры.

Важным условием совершенствования информационной работы является рост квалификации специалистов этой сферы. Повышение квалификации работников информационных служб осуществляется в различных формах обучения по направлениям:

1. Совершенствование теоретической подготовки в области библиотечного дела и библиографии (курсы повышения квалификации библиотечных работников, семинары по отдельным видам библиотечно-библиографической работы, стажировки в смежных отделах библиотеки, в других библиотеках и т. д.)

2. Изучение теории и практики информационной работы (учеба в институте повышения квалификации информационных работников, стажировка в НИО Информкультура, лекции, семинары, практические занятия по вопросам информационной деятельности, изучение опыта работы информационных служб других отраслей и т. д.).

3. Совершенствование знаний в соответствующей области культуры и искусства (лекционные циклы по проблемам культуры и искусства, изучение новой литературы по специальности, участие в научных, научно-методических и научно-практических конференциях по соответствующим проблемам).

Отделы, сектора (группы) информации по культуре и искусству в республиканских, краевых, областных библиотеках, используя книжные фонды и справочный аппарат библиотек, осуществляют информационное обеспечение специалистов организаций и учреждений культуры и искусства своего региона, содействуют распространению изданий вышестоящих информационных органов, оказывают методическую помощь информационным службам организаций и учреждений культуры и искусства. Группы информации (информаторы) по культуре и искусству в центральных городских и районных библиотеках ведут справочно-информационное и библиотечное обслуживание организаций и учреждений культуры своего города (района), используя фонды библиотек, материалы вышестоящих информационных органов.

Практический интерес для специалистов культурно-досуговой деятельности представляют различные виды информационных изданий. К основным видам относятся: библиографические, реферативные, обзорные, каталожно-справочные, экспресс-информации.

Библиографические изданияимеют наибольший удельный вес в массе выпускаемых информационных материалов. Они выходят в виде библиографических списков, указателей каталогов и бюллетеней. В качестве примера можно назвать информационно-библиографический список «Статьи по вопросам театра», «Информационный бюллетень новых поступлений» (библиотека им. С. А. Танеева), информационно-библиографический указатель «Современное зарубежное искусство» и т. д. Содержание данных видов материалов охватывает проблемы культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества, методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, которые отражены в книгах, статьях, сборниках, журналах в нашей стране и за рубежом. В их числе такие издания, интересующие специалистов культурно-досуговой деятельности, как «Библиотечка в помощь художественной самодеятельности», «Молодежная эстрада», «Самодеятельный театр: репертуар и методика», журналы «Клуб», «Диалог» и другие.

Реферативная информацияиздается в виде реферативных тематических сборников по различным вопросам культуры и искусства, культурному строительству и культурной политике зарубежных стран, проблемам современного зарубежного искусства, реставрации и хранения художественных музейных ценностей, сценической технике и технологии.

Обзорная информацияпредставляет собой серийное издание, включающее обзоры, посвященные актуальным проблемам, направлениям и тенденциям развития важнейших отраслей культуры и искусства.

Экспресс-информацияохватывает важнейшие материалы по проблемам культуры и искусства, опубликованные в нашей стране и за рубежом.

Такова в общем, виде структура отраслевой системы информации по культуре и искусству, содержание и характер издаваемых информационных материалов.

Знание менеджером культурно-досуговой деятельности структуры и функций информационных служб позволит в практической работе хорошо ориентироваться в большом потоке методических материалов, в источниках информации, их возможностях, что будет способствовать улучшению работы культурно-досуговых учреждений.