22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
За последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место занимают рыночные отношения.
Особенности функционирования сферы культуры требуют специфических механизмов финансирования, ценообразования, налогообложения и т.п.
Финансирование - это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.
Системы финансирования сферы культуры, действующие в различных странах, определяются принятым значением ее как фактора развития национальной экономики и соответствующей роли государства. Немаловажное значение имеет экономический потенциал государства, исторические традиции культурного поведения населения, его платежеспособный спрос, а также степень развития институтов общественных пожертвований и спонсорской поддержки со стороны предпринимательских структур. В современной социально - культурной сфере существует многоканальная система финансирования. По своей структуре бюджетная система РФ состоит из трёх звеньев: федерального (республиканского) бюджета, государственного бюджета автономные республики местные бюджеты.
В " Основах Законодательства РФ о культуре " (статья 45) заявлено, что государственное финансирование является гарантией сохранения и развития культуры, оно должно составлять 2% от средств федерального и 6% местных бюджетов РФ.
Поступления из бюджетов этих уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры. Прямое государственное финансирование осуществляется по следующим направлениям:
o программное финансирование;
o финансирование социально-творческих заказов;
o субсидирование (в виде выделяемых грандов, премий и т.п.)
Выделяется также косвенное бюджетное финансирование в виде различных налоговых, таможенных и других льготах. Программное финансирование
Существуют определенные направления, которые рассматриваются в качестве приоритетных и по которым финансирование осуществляется по форме программного:
o сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
o сохранение народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей и центров декоративно- прикладного творчества и самодельного народного творчества и др.);
o развитие национальных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
o развитие творчества детей и поддержка молодых дарований; o организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.
При разработке программ органы культуры преследуют некоторую социально-значимую и общественно-необходимую цель, которая может быть достигнута разными исполнителями с различной эффективностью. При разработке и реализации программы применяется конкурсный отбор. Программы могут быть как федеральные, которые разрабатываются по заданиям и условиям федеральных органов управления и за их счёт, так и региональными, когда разработка программ идёт по заданиям и условиям органов управления республик, краёв и областей, соответственно, за их счёт. Возможны программы и на муниципальном уровне: в городах и районах. Согласно статье 7 "Основ Законодательства РФ о культуре", программы, в процессе конкурсного отбора, подвергаются обязательной и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначенными совместно органами представительной и исполнительной власти, соответствующих уровней. В ходе экспертизы оценивается соответствие предлагаемого отбора программных мероприятий - цели, условиям, ограничениям, сформулированным заказчиком, а также обоснованность расчётной суммы средств, которые запрашиваются исполнителем. После формирования сводной программы и определения полного объёма финансирования, заказчик переходит к этапу - собственно финансирование. Его особенностью является то, что бюджетные средства, выделенные для покрытия расходов на реализацию программного мероприятия, перечисляются исполнителю одной суммой без набивки по статьям бюджетной классификации.
Финансирование социально-творческих заказов
Следующий источник финансирования сферы культуры обусловлен в значительной степени выполнением социально-творческих заказов. Социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, представлений и т.п. должны на конкурсной основе выдаваться различным культурным учреждениям городскими комитетами, районными отделами по культуре, муниципальными органами. Получение подобного заказа является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность повышать свой культурно-художественный потенциал.
Учреждения культуры могут также выполнять на договорной основе заказы различных общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных кампаний и т.п.), однако, в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования, как правило, носит эпизодический характер. Бюджетное финансирование автономным некоммерческим организациям обеспечивается при условии исполнения ими государственного заказа. Выполняя государственный заказ, автономная некоммерческая организация культуры реализует государственные программы и проекты развития культурного уровня населения.
Для реализации государственного заказа заключается Государственный контракт. В техническом задании на выполнение государственного заказа на создание и проведение культурно-досуговых мероприятий указаны: Заказчик; Полное название заказа;
Цель;
Задача; Механизм реализации заказа, формы реализации; Размещение государственного заказа по созданию и проведению культурно-досуговых мероприятий;
Заключение государственного контракта на реализацию государственного заказа; Прием мероприятий культурно-досуговой деятельности по акту сдачи приема мероприятий культурно-досуговой деятельности.
Функционально-содержательная характеристика заказа, содержащая информационно-аналитическую деятельность, перечень творческих мероприятий,
Социальная поддержка
Сроки реализации заказа
Стоимость заказа
Требование к исполнителю
Прилагаются
" Калькуляция расчета стоимости по государственному контракту на выполнение государственного заказа с указанием наименования расходов (оплата труда, коммунальные услуги, начисления и прочие расходы); вид финансирования: (целевое по государственному контракту и финансирование организации); всего сумма.
" Перечень услуг по государственному контракту на выполнение государственного заказа на создание и проведение кульутрно-досуговых мероприятий на год. Где указаны количество, стоимость 1 мероприятия, стоимость всего и № документа калькуляции.
" Стоимость услуг по государственному контракту с поквартальной разбивкой, с указанием наименования услуг, их количества, места проведения, сроков проведения, стоимостью, суммы и № документа калькуляции.
" Акт сдачи-приемки мероприятия по государственному контракту на выполнение государственного заказа на создание и проведение культурно-досуговых мероприятий. В оценку качества мероприятия включаются следующие критерии: задачи мероприятия и объем их выполнения; соблюдение регламента проведения мероприятия; техническое обеспечение; работа по организации зрителей; сумма, утвержденная по калькуляции и сумма к оплате. К акту сдачи-приемки мероприятия представляются информационные и иллюстрированные материалы.
" Календарный план проведения мероприятий на месяц с указанием названия мероприятия, датой проведения, места проведения и стоимости мероприятия.
" Месячный финансово-информационный отчет о предоставлении услуг по государственному контракту на выполнение государственного заказа. Где указывается форма мероприятий, их количество, стоимость 1-го мероприятия, стоимость всего и № актов сдачи приемки мероприятий. В движении денежных средств отмечается годовой лимит согласно государственного контракта, остаток средств на начало отчетного периода, количество средств поступивших за месяц и с начала года, стоимость проведенных мероприятий по актам выполненных работ за месяц, остаток средств на конец отчетного периода, сумма к оплате. Бюджетное финансирование автономным некоммерческим организациям обеспечивается при условии исполнения ими муниципального заказа.
Субсидирование К государственным источникам финансирования и поддержки социально-культурной сферы можно также отнести выделяемые премии, гранды, льготы, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представителями художественной элиты, преуспевающая в обучении творческая молодёжь, победители различных конкурсов и т.д. Правительство РФ регулярно и ежегодно выделяет субсидии на проведение фестивалей и конкурсов, организацию гастролей и творческих командировок. Оно стимулирует создание благотворительных фондов и фондов поддержки и развития культуры
Далее остановимся на косвенном финансировании сферы культуры, а именно - налоговых льготах.
Накопленные материальные и финансовые ресурсы направляются в общественные фонды потребления, за счёт них осуществляются мероприятия социально характера. Эти средства аккумулируются в государственном бюджете и выделяются из него на финансирование социально-культурного комплекса. Этот источник покрытия расходов на социально-культурную сферу является производным фискальной политики, которая реализуется через манипулирование государственным бюджетом (расходами и налогообложением) и имеет особое значение для экономики. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений, в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики - прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
Фискальная политика имеет две формы - дискреционную (сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью ускорения экономического роста) и не дискреционную (введение автоматических изменений в относительные уровни государственных расходов и налогов).
Российское государство осуществляет свою поддержку социально-культурной сферы с помощью освобождения от некоторых налогов. Услуги учреждений культуры и учреждений искусства освобождены от налога на добавленную стоимость. От налога на прибыль освобождены муниципальные театры, музеи, библиотеки, филармонические коллективы, государственные и муниципальные Дома культуры, цирки, зоопарки, парки культуры и отдыха. Учреждения культуры полностью освобождены от уплаты земельного налога Учреждения культуры освобождаются от налога на прибыль, им облагается лишь предпринимательская деятельность учреждений.
Характер, размеры и порядок предоставления налоговых льгот определяется налоговым законодательством РФ.
Наряду с государственной поддержкой сферы культуры существует негосударственная поддержка.
Существенно возрастает роль внебюджетных источников финансирования. К ним относятся:
o спонсорство;
o благотворительность (для культуры и искусства - меценатство);
o патронаж;
o предпринимательская деятельность;
o коммерческая деятельность (платные услуги);
o кредиты банков.
Спонсорство Используемые для обозначения поддержки культуры термины спонсорства и меценатства зачастую употребляются один вместо другого или, вообще, как синонимы. Соответственно, отождествляются и стоящие за ними явления. Вместе с тем, эти понятия, может недостаточно четко, но всё же определены в нашем законодательстве.
Понятие "спонсорства" дано в Законе "О рекламе" (1995 г.). В нём спонсорский вклад признаётся платой за рекламу. Спонсор предоставляет свои средства не бескорыстно, а на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре и его продукции. В данном случае поддержка служит рекламным средством, способствует узнаванию торговой марки фирмы, формированию её имиджа.
Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплаты счетов, возвратных или частично возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждения премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами.
Спонсорство преследует целый комплекс целей. Привлекательным для спонсора являются дополнительные возможности в рекламе деятельности и товаров (услуг) фирмы. Дополнительные возможности рекламы, возникающие в процессе подготовки и проведения культурных акций, могут оказаться намного более выгодными и эффективными, чем затраты на покупку эфирного времени или рекламных площадей в печати. Таким образом, спонсорство выступает как вид рекламной деятельности и является частью маркетинга и стратегии продвижения.
Практически вся социально-культурная сфера является привлекательной для спонсирования. Спонсирование в сфере культуры и искусства становиться важнейшей составляющей современного бизнеса. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масштабах общества в целом, так и отдельно взятых фирм.
Но не менее важна спонсорская поддержка и для самой сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры, и тем, что является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития и от излишнего вмешательства государства в культурный процесс. Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию её с другими сферами общества и отраслями экономики.
Благотворительность (для культуры и искусства - меценатство) Является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. Понятие "благотворительной деятельности" установлено Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (1995 г.). В соответствии с Законом благотворительность характеризуется тремя базовыми признаками: во-первых, доброжелательностью; во-вторых, бескорыстностью (причём под "бескорыстностью" понимается оказание поддержки не только на безвозмездной основе, но и на льготной основе); в-третьих, направленностью на социально приоритетные цели.
Благотворительность как любое социальное явление выполняет конкретные функции:
1) коммуникативную (учреждения культуры, созданные меценатами способствуют сближению высокой и массовой культуры в России; меценаты содействуют сохранению произведений российской и зарубежной культуры для потомков);
2) формирование социального сознания членов российского общества (музеи, галереи, выставки, театры, созданные при финансовой поддержке меценатов, влияют на социально-культурный облик россиян, способствуют формированию и определению социального сознания людей, их ценностных ориентации);
3) функция социальной памяти (благодаря усилиям меценатов многие памятники истории и культуры сохранены для потомков). Меценатство наиболее свободное выражение сотрудничества делового мира и сферы культуры.
Развитие благотворительности в России сталкивается с рядом трудностей, причём преимущественно ментального характера, обусловленных особенностями российского духовного опыта и общественного сознания.
Внебюджетным источником финансирования является также патронаж - покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определёнными правами и обязанностями. В современной России наиболее распространена такая форма патронажа, как создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г.Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде даёт им определённые преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий. Такие отношения также оформляются организационными документами - уставом фонда, учредительскими договорами. Само же учреждение культуры получает дополнительные финансовые возможности.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ