logo
GOSy

34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.

Самодеятельное тв-во – это добровольная д-ть людей, инициатива и активность кот. направлена на реализацию ТВ-ких способностей, потребностей и интересов в своб-ное от осн-х занятий время.

ФУНКЦИИ:

Функции самод-ти – это общест-ное предназначение, обусловленное общест-ми потреб-ми и особенностями системы.

Классификация Смирновой (СКД-КДД-СТ):

  1. Сам-ть, организуемая КДУ явл-ся подсистемой 3-х больших систем – орг-ная самод-ть для её участников (но не для рук-лей) относится к сфере своб-го времени, досуга и поэтому обладает ф-циями досуга:

  • Разворачиваясь на базе КДУ, являясь содержательной частью их работы, сам-ть сама оказ-ся КДД и поэтому обладает ф-циями КДД:

      • Информационно-комментаторская (просветительская) - уч-ки сам-ти получают инф-цию в комментарии.

      • Воспитательная – воспитание через д-ть, опосредованно. Роль воспитателя – воздействие на лич-ть, изменяя её кач-во в лучшую сторону.

      • Созидательно – творческая – участие в творческом процессе, рук-ль приближает участника к автор-кой д-ти.

      • Гедонистическая

      • Коммуникативная – общие интересы.

      • Ф-ция культ-го посреднич-ва м/у проф-м ис-вом и людьми-слушателями.

    1. Содержательная основа самод-ти явл-ся частью какой-либо из сфер кул-ры (худ.тв-во – часть худ.к-ры; техн.тв-во –часть техн.к-ры). Поэтому эти связи порождают новые группы ф-ций:

    Частные ф-ции. В техн.тв-ве - развитие техн-х спос-тей, логического мышления.

    В настоящее время все ф-ции до конца не выявлены – на стадии становления. Некоторые общие можно назвать. Н-р, ф-ция гуманизма – очеловечивание человека.

    Вывод: в первых 2-х ф-циях опред-ся общ-е ф-ции сам-ти, присущие всем видам. В 3-ей появл-ся частные ф-ции – присущие одним видам и не свойственные другим. Т.О. природа СТ полифункциональная.

    СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ САМ-ТИ:

    • Решающий признак – добровольность д-ти субъекта, действующая на основе собств-ной воли отрицания какого-либо принуждения.

    • Активност – инициатива суб-та. Определяет действия в реализации своих способностей и интересов. Уч-ки сам-ти активны и в других видах д-ти.

    • Внутренняя духовная мотивация.

    • Свободное время.

    СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТ:

    • Непрофес-ть положения уч-ка.

    • Отсутствие у них спец-й подготовки д-ти.

    • Более низкий, чем у проф-лов уровень д-ти.

    • Безвозмездность участия СТ.

    • Организованность.

    Т.О. сам-ть – это д-ть, выражающая внутренний потребности лич-ти. Это своб-я д-ть, осуществляемая как естественная необх-ть. Она осущ-ся безвозмездно, в свободное от осн-х занятий время, и без активного напряжения сил была бы невозможна. Сам-ть имеет творч-кий хар-р, она нетереотипна и максимально индивидуализирована. В этом и закл-ся сущ-ть СТ.