logo
GOSy

17Предпринимательская деятельность организаций культуры.

Исследователи современного общества подчёркивают серьёзные изменения в объёме и структуре потребностей человека за счёт потребления невещных благ, и, прежде всего, услуг социально-культурной сферы. Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национальности и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Именно в области культуры осуществляются такие права человека, как право на творчество, право на личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гуманитарное и художественное образование и, наконец, право создавать организации, учреждения и предприятия для осуществления всех направлений социально-культурной деятельности. Бизнес и предпринимательство: определение, сущностные признаки, трудовые ценности, культурно-исторический феномен Систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества наиболее точно определяет слово бизнес (от англ. Business) – любой вид деятельности, приносящий доход или личные выгоды. Предметом бизнеса, независимо оттого, что изготавливается, выпускается или предлагается, является производство материальных и духовных благ (товаров и услуг), приносящее прибыль двум сторонам, участвующим в сделке. Бизнес, приносящий выгоду только одной стороне, неперспективен. Крупной сферой бизнеса становятся телерадиокомпании, кинофирмы, индустрия шоу-развлечений, специализированные предприятия отдыха и развлечений, спортивно-зрелищные предприятия, развлекательные учреждения, туризм, издания журналов и газет. Наиболее полно и содержательно сущность бизнеса раскрывается в следующих признаках (2;60): 1. обмен деятельностью между деловыми людьми и субъектами хозяйствования; 2. стремление каждого участника обмена деятельностью (сделки) реализовать свой личный интерес; 3. проявление личной или коллективной творческой инициативы в реализации сделки; 4. способность, готовность идти на риск ради проведения сделки на выгодных условиях; 5. способность, готовность и умение осуществлять интенсивное деловое общение с целью достижения наибольшей выгоды; 6. способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок и, исходя из этого, определять приоритетные направления экономической деятельности. Рассмотрим эти признаки применительно к такому культурно-историческому феномену организации человеческих усилий, как предпринимательство, являющемуся четвёртым фактором (ресурсом) производства и одной из наиболее существенных черт рыночной системы. Предприниматель – это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск; устремлённый в будущее, чьи действия характеризуются как надеждой получить прибыль или личный доход, так и готовностью к потерям. В Российской Федерации предприниматель может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательными актами, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Философия предпринимательства включает такие разнородные составляющие, как творческая активность, практичность (прагматизм), этичность. Последнее свойство отражается в этике хозяйственной жизни, то есть в ценностно-мотивационном отношении к труду, богатству, накоплению, определяет образцы и нормы организации социального взаимодействия хозяйствующих субъектов. Термин «предпринимательство» ассоциируется, прежде всего, с экономической активностью, хотя предприимчивость успешно используется в сфере искусства, политике, в любом творческом процессе, часто не связано с бизнесом или сферой обмена. Сам термин определяется как инициативная, основанная на новой коммерческой или технологической идее, деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности, от своего имени и под свою имущественную ответственность развивает ту или иную форму добычи материальных, либо духовных благ (товаров и услуг) в сфере производства или обмена (6;15) Сущность предпринимательства выражается в его принципах: ? ориентация на человека как главную ценность и предприятия, и общества в целом; ? самоотверженное, подвижническое служение потребителю (покупателю, читателю, экскурсанту, слушателю, зрителю); ? создание и поддержание культурной среды фирмы, соблюдения этических норм поведения, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, возможностей профессионального роста, оплаты творческих достижений; ? взаимодействие всех сотрудников, отвечающих за прибыль, преследующих общие предпринимательские цели, которые реальны, понятны каждому и отражают основной характер предприятия; ? максимальное использование конкурентной среды, требования к качеству продукта труда. Для развивающегося предпринимательства в нашей стране важными факторами являются: ? создание благоприятной экономической среды по формированию рынка; ? политическая стабильность; ? социальная защищённость бедных и беднейших слоёв населения (перепад доходов между верхними 10% населения – самыми богатыми и нижними 10% - самыми бедными, по разным источникам составляет от 26 до 39 раз); ? создание заслона для коррупции чиновничьего аппарата; ? законодательное осмысление всех аспектов рыночной экономики, в том числе правовые нормы, регулирующие земельные отношения; ? высококультурная социальная среда, в которой существуют разнообразные потребности и предпринимательство находит большее понимание. Организация социально-культурной сферы в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Законодательством регламентируется предпринимательская деятельность по: ? реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организаций для целей, не связанных с социально-культурной деятельностью; ? торговле покупными товарами, оборудованием; ? оказанию посреднических услуг; ? долевому участию деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры); ? приобретению акций, облигаций, иных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним; ? продаже и приобретению валюты; ? осуществлению приносящих доход, не предусмотренных уставом операций, работ, услуг. Деятельность некоммерческих социально-культурных организаций по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования уставной деятельности. Право осуществлять хозяйственную деятельность (заключать договора, сдавать и брать в аренду имущества, продавать изделия, сделанные в своих творческих цехах и мастерских) возникает после регистрации организаций культуры разработанного и утверждённого устава, вследствие чего она становится юридическим лицом с самостоятельным балансом или сметой, счётом в банке. Любые платные формы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них расходуется полностью на их развитие и совершенствование. Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством РФ (12;27). При этом государство устанавливает льготный режим использования законно полученной валютной выручки организациями культуры, а также творческими союзами и обществами, действующими в социально-культурной сфере, оставляя её в полном объёме при направлении на уставные цели, а также на обеспечение сохранности и развития культурного достояния народов России, укрепления материально-технической базы культуры, образования, здравоохранения и т.п. Выручка от продажи современного изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчётом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору, заключённому между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, а также отсутствие чётких приоритетов в развитии культуры и искусства (при которых процедура распределения бюджетных средств не была бы связана с субъективизмом, ведомственностью и прямыми злоупотреблениями) обуславливает снижение эффективности их применения. В этих обстоятельствах существенным дополнением в структуре финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства могли бы стать доходы от их предпринимательской деятельности. Современная стратегия государственного регулирования предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства (как правового, так и экономического) должна, на наш взгляд, быть направлена уже не столько на её разрешение, сколько на активное стимулирование. К сожалению, неоднозначная интерпретация ряда законов конкретными властными структурами; нечёткие, порой противоречивые их формулировки в настоящее время привели к тому, что желаемые процессы активизации самостоятельной финансово-хозяйственной (в том числе предпринимательской) деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства не только не стимулируются, но и сдерживаются, а их зависимость от ассигнований из бюджетов различных уровней существенно возросла. Для активизации предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства в первую очередь необходимо ликвидировать правовое разночтение следующих понятий: платные формы культурной деятельности (платные услуги) и предпринимательские виды деятельности, чистый доход от основных видов деятельности и прибыль от предпринимательской деятельности как объектов налогообложения. Это необходимо сделать, поскольку на практике государство в лице различных органов законодательной и исполнительной власти эти понятия трактует по-разному, входя порой в явное противоречие. Данное утверждение может быть подтверждено конкретными примерами. Платные формы культурной деятельности (организация концертов, выставок, показ спектаклей, проведение фестивалей, праздников, вечеров отдыха, дискотек, платная курсовая и кружковая сети) и доходы от них включаются в состав единого фонда денежных средств. При этом сумма превышения доходов над расходами при оказании платных культурных услуг населению является чистым доходом учреждения, остаётся в его распоряжении и налогом на прибыль не облагается. В то же время плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Стало быть, у некоммерческих организаций культуры и искусства прибыль образуется лишь в том случае, если они осуществляют различные виды именно предпринимательской деятельности. При этом в «Основах российского законодательства о культуре» даётся весьма чёткий перечень видов деятельности, которые применительно к учреждениям культуры следует считать предпринимательскими, из него ещё раз явствует, что уставные виды культурной деятельности к предпринимательским не относятся. Однако п. 9 «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» уже как бы ставит под сомнение безусловное не отнесение уставных видов культурной деятельности к предпринимательским, так как там уточняется, что любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские только в том случае, если доход от них полностью идёт на развитие и совершенствование организаций культуры. Таким образом, вопреки существующему законодательству налоговые службы: 1. Автоматически приравняли любые платные виды деятельности (в том числе уставные) государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства к предпринимательским; 2. Автоматически приравняли чистый доход, получаемый ими в результате культурной деятельности, к предпринимательской прибыли; 3. Отменили все налоговые льготы в части уплаты налога на прибыль. Характерная практика: для учреждений культуры и искусства, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации, и муниципальных учреждений основным аргументом со стороны налоговых инспекций является: «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (в части налоговых льгот) обязательно к исполнению только по отношении федеральной собственности, для остальных учреждений они носят рекомендательный характер, в то время как для учреждений культуры и искусства, являющихся федеральной собственностью, выдвигается другой аргумент: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (где также декларируются налоговые льготы) не относятся к разряду документов, требующих неукоснительного соблюдения. Эффективное стимулирование предпринимательской деятельности (также как и платных форм культурной деятельности) учреждений культуры и искусств невозможно без: • Безусловного освобождения от налогообложения суммы превышения доходов над расходами в частности предоставленных платных культурных (уставных) услуг; • Освобождение уплаты налога с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, если она полностью идёт на укрепление материально-технической базы учреждения; Для тех учреждений культуры и искусства, руководители которых всё же пытаются развивать предпринимательскую деятельность, наиболее характерной формой является сдача помещений в аренду сторонним организациям. Преимущество данной формы очевидно: оно не требует никаких дополнительных вложений (что в современных условиях немаловажно), но позволяет иметь достаточно стабильный доход. К сожалению, на практике часто арендные отношения доставляют арендодателям проблем больше, чем доходов. Следует сразу оговорить: аренда не считается перспективной (даже удачной) формой развития предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства. Однако она получила широкое распространение и также нуждается в более чётком правовом регулировании. Правовое регулирование должно касаться в первую очередь полномочий учреждений культуры и искусства, которые фактически не являются собственниками своих зданий (они передаются им в оперативное управление) и могут, строго говоря, передавать свои помещения напрямую только в субаренду (что по существующему законодательству запрещено). Между тем, опыт деятельности некоммерческих организаций культуры ряда европейских стран показывает возможность и необходимость (в условиях бюджетной нестабильности) развития других форм коммерческой и предпринимательской деятельности, в частности: • Развитие дополнительных услуг; • Развитие вторичного продукта и вторичных рынков. Дополнительные услуги уже получили определённое распространение, например, организация буфетов, ресторанов, кафе, баров теми учреждениями культуры и искусства, содержательная сторона деятельности которых требует длительного пребывания посетителей (театры, музеи, клубные учреждения), организация платных стоянок на территории, принадлежащей им и т.п. Стимулирование развития предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры, на наш взгляд, должно осуществляться государством всеми имеющимися методами для создания прямой заинтересованности как их руководителей, так и потенциальных инвесторов. Целевые трансферты, льготные кредиты (под гарантии государства) при производстве вторичного продукта и освоении вторичных рынков, выделение бюджетных ассигнований на укрепление материально-технической базы, позволяющий производить качественный и поэтому пользующийся коммерческим спросом продукт, поощрение спонсорской и меценатской поддержки социально-культурной деятельности посредством не только увеличения налоговых льгот, но и создания для них атмосферы почёта и уважения – вот неполный перечень того, что необходимо сделать государству.