logo
GOSy

87.Миссия организаций социокультурной сферы

Та или иная миссия организации задает ритм всей ее деятельности, это то что оправдывает наше существования, а значит и механизм нашей деятельности.

Городской музей (для чего он создан? На кого он рассчитан? Что он дает? Какие программы он предлагает? Какие уникальные работы в него входят?)

Городской балет – (классический, современный) полный сезон или периодический.

ОБЩИЙ ОБЗОР:

  1. история вашего учреждения (когда основан, с какой целью, местоположение)

  2. будущее вашей организации (что вы надеетесь совершить)

  3. культурные активны и программы вашей организации (название программ, краткие сведения), влиянии программ: на количество посещений, на количество участников специальных проектов на создание особых взаимодействий для вашей организации, влияние программы на количество предполагаемых услуг, надежды на завтра, характеристика и приоритеты планируемой дополнительной и развитие каждой программы. Необходимость повышение квалификации, пополнение штата.

  4. ремонт и переоборудования помещения

  5. финансовые доходы

  6. помещение и оборудование.

Образцы миссии организации

Наша миссия сделать так что бы наш музей был не храмом а форумом.

Наша миссия способствует духовному развитию.

Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.

Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Процесс определения (разработки) миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия, и любую деятельность предприятия подчинить ее решению. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Та или иная Миссия организации «задает» всю ее деятельность. Ваша миссия – это то, что оправдывает ваше существование. А, значит, и механизм, направляющий все ваши действия.

Из данного вами определения миссии должно быть ясно, какими возможностями ваша организация располагает, что (какие услуги) может предложить, на какую конечную цель направлена вся ее деятельность. В ней должны быть четко обозначены ваши приоритеты. И коль скоро это – краеугольный камень вашей работы, нужно глубоко продумать те слова, в которых вы сформулируете вашу миссию на бумаге, и те слова, которыми вы лучше всего сможете объяснить публике ее смысл.

Итак, вы – руководитель Городского музея. Все знают, чем вы занимаетесь. Зачем же тогда возиться с какой-то формулировкой миссии? Вы – балетная труппа. Тогда дело обстоит ещё проще. Вы ставите балеты. Какая еще миссия? Что еще надо говорить?

Кратким ответом будет: «Сказать еще нужно очень и очень многое».

Городской музей:

Что это за музей? (Исторический, естественнонаучный, экологический, художественный?)

Для чего он создан? (для научных изысканий, для просветительских целей, как развлечение, чтобы дать работу научным сотрудникам?)

На кого он рассчитан? (ученые, дети, туристы, исследователи из других стран?)

Какие программы он предлагает? (лекции, экскурсии, возможности для научных исследований, выставки уникальных экспонатов?)

Какие уникальные предметы входят в его собрание? (для города, для области, для страны?)

Городской балет:

Что у вас идет? (спектакли классического репертуара, современный балет?)

Вы работаете полный сезон, или только периодически?

Кого вы хотите привлечь? (взрослые зрители, родители с детьми, только дети, приезжие, иностранные туристы?)

Какие специальные программы вы предлагаете? (образовательные программы, специальные программы для юных танцовщиков?)

Какие уникальные возможности вы предлагаете? (для города, для области, для страны?)

Все организации культуры – будь то городская библиотека, филармония, хор, галерея современного искусства – должны дать ответ на эти вопросы. Те времена, когда они получали деньги просто в силу факта своего существования, скоро совсем канут в Лету. Чтобы доказать, что вы заслуженно претендуете на ресурсы, вы сперва обязаны объяснить, кто вы, ради чего существуете и кому вы служите. Что вы делаете такого, чего больше не делает никто другой? Что вы делаете такого, что могло бы заинтересовать меня?

Если вы сами определите, кто вы, то вашу работу будут оценивать только с точки зрения того, насколько успешно вы справляетесь с миссией, которую сами для себя сформулировали. Если вы представляете маленький литературный музей, посвященный какому-то одному писателю, то, скорее всего, число ваших посетителей ограничено. Но если вы считаете главным то, что у вас царит гостеприимная обстановка, все организовано разумно, к нуждам посетителей относятся чутко, то вас и будут судить по этому стандарту, а не по тем же критериям, что и городскую библиотеку, которая ставит перед собой совсем другую миссию и потому должна иметь совершенно иное число посетителей, соответствовать другому понятию доступности, располагать иными фондами и служить совершенно иным нуждам города.

Миссия предназначена для решения следующих основных задач:

определение миссии, как правило, не изменяется на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

Ответы на вопросы: «Кто мы?», «Что мы делаем?» и «Куда направляемся?» определяет курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность. То, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы.

Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого.

Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.

Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей – как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т.п.

Если оказывается трудно или невозможно сформулировать миссию организации, то это может свидетельствовать о том, что предприятие несбалансированно, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма «разрывается» между направлениями развития и принимаемые решения не ориентированны на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений компании, двигающихся в различных направлениях.

88. Основные методы и модели управления организациями СКС Тюменской области

До 2006 года в Тюменской области существовало 5 моделей управления сферой культуры и искусства.

1 – модель

Эта модель действовала в 13 территориях, где органы управления культуры являлись структурными подразделениями администрации муниципального образования, имели статус юридического лица, в штат входили 1-2 муниципальных служащих, работники организаций культуры. В структуру отдела были включены все организации культуры, не являющиеся юридическими лицами. Финансирование осуществлялось через орган управления культуры, где не был определен статус работников. Орган управления культурой выполнял для организаций культуры управленческие функции и являлся работодателем.

Минус данной модели заключался в том, что орган управления культурой не имел права в виде структурных подразделений включать в себя организации. Организация должна была зарегистрирована как юридическое лицо и осуществлять функции по оказанию услуг населению. Орган управления, являясь исполнительным органом администрации должен выполнять координирующие, контролирующие функции.

2 – модель

Эта модель действовала в одной территории, где отдел культуры, являясь структурным подразделением администрации муниципального образования, не являлся юридическим лицом. Таким образом, заведующий отделом культуры в одном лице в штате администрации муниципального образования по отношению к организациям выполнял контролирующие и координирующие функции. Организации в данной модели являлись структурными подразделениями администрации сельских советов, которые по отношению к ним выступали в роли работодателей и организаторов процесса. Финансирование осуществлялось через сельские администрации.

Минус данной модели в нарушении целостности управленческого потенциала и снижении возможности осуществления рационального использования средств.

3 – модель

Данная модель действовала в двух районах. Орган управления не являлся юридическим лицом, входил в структуру администрации муниципального образования. Заведующий в штате администрации выполнял координирующие, организационные функции. Деятельность в области культуры осуществляло муниципальное учреждение культуры, являясь юридическим лицом, объединяющим учреждения культуры, находящиеся в ведении муниципального образования.

Работодателем по отношению к работникам являлся директор муниципального учреждения культуры.

4 – модель

4 модель действовала в 6 территориях: Нижнетавдинском, Заводоуковском районах, гг. Ишиме, Тобольске, Ялуторовске, Тюмени. Орган управления являлся юридическим лицом, входил в структуру администрации муниципального образования, осуществлял координирующие, контролирующие функции.

Все учреждения муниципального образования объединены в муниципальные учреждения культуры, являющиеся юридическими лицами, по функциям деятельности:

- культурно-досуговое;

- библиотечно-информационное;

- музейное.

За муниципальным учреждением культуры имущество закреплено на праве оперативного управления. Работодателем по отношению к работникам выступает директор муниципального учреждения культуры. Данная модель наиболее функциональна.

5 – модель

5-я модель действовала в Ялуторовском районе. Орган управления являлся структурным подразделением администрации муниципального образования юридического лица. Деятельность по оказанию услуг культуры осуществляло 7 многофункциональных муниципальных учреждений культуры, созданных по территориальному признаку на базе центральных Домов культуры. Работодателем по отношению к работникам выступали директора муниципальных учреждений культуры.

Современные модели и методы управления организациями СКС в Тюменской области.

В результате проведенной работы, к 1 января 2006 года была сформирована абсолютно новая система организаций культуры Тюменской области.

Система организаций культуры Тюменской области (на 1 января 2006 г.)

Деятельность по организации АНО в сфере культуры в Тюменской области сформировала принципиально новую модель функционирования отрасли культура: Заказчик-исполнитель-потребитель, которая позволила осуществлять сбалансированный, равномерный подход к распределению уровня услуг каждому жителю области, гибко регулировать возможности оптимальной сети организаций культуры.

Вся система проведенных мероприятий позволила завершить перевод учреждений культуры областного и муниципального подчинения в новые организационно-правовые формы – автономные некоммерческие организации и соответствии с действующим законодательством, государственные и муниципальные контракты на реализацию заказа были заключены с победителями конкурсных процедур.

Модель функционирования отрасли «Культура»

Таким образом, в Тюменской области:

В результате чего:

1. Сформирована централизованная система организаций культуры в организационно-правовой форме АНО.

2. Определены координаты взаимоотношений на правовом и содержательном поле отрасли «культура» - Заказчик-Исполнитель.

3. Созданы условия для увеличения уровня заработной платы работников культуры.

4. Определены возможности улучшения качества и количества культурных услуг.

5. Создана новая модель функционирования отрасли культура.

В условиях формирования системы взаимоотношений «Заказчик» - «Исполнитель» необходима сбалансированная модель гарантированного объема финансовых средств, которыми может оперировать «Заказчик» и размещать по конкурсу на рынке услуг.

В соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области № 9 от 19.01.2004 «О финансировании муниципальных учреждений культуры», с целью регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в части расходов на культурное обслуживание населения, бюджетное финансирование организаций культуры осуществляется на основании расчетных нормативов с применением территориальных поправочных коэффициентов.

Расчетные нормативы бюджетного финансирования на одного жителя в год были установлены и применяются в следующих абсолютных величинах:

Введение нормативного финансирования осуществило единый подход ко всем организациям культуры при решении их ресурсных проблем, сделало финансовую политику в сфере культуры более прозрачной и предсказуемой для всех участников процесса размещения услуг.

В настоящее время в Тюменской области действуют нормативы, являющиеся основой совершенствования деятельности муниципальных учреждений культуры, и предполагающие:

В Тюменской области внедрен метод государственного и муниципального регулирования для обеспечения прав жителей в услугах отрасли «Культура» в соответствии с видами деятельности учреждений культуры в сферах:

89Программно-целевой метод в СКС

Программно-целевые методы планирования и управления

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ [program-objective methods in planning and control] — методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Они представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели более дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Целевой метод использует аппарат теории графов. Его особенностью является построение двух графовдерева целей и дерева ресурсов. В результате расчетов по ним с помощью ЭВМ выявляются ключевые программы, на которые нужно направлять наибольшие силы и средства. Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию программы при фиксированных конечных показателях и т. д.) с помощью специальных приемов (напр., программных матриц).

Нельзя не присоединиться к словам акад. Н. П. Федоренко, утверждающего: “Нет и не может быть опасений по поводу того, что разработка и реализация целевых программ встретит трудности или войдет в противоречие с рыночным механизмом”. Эта мысль подтверждается им примерами из практики развитых капиталистических стран, имеющих богатый положительный опыт подобной работы (комплексная территориальная программа “Долина реки Теннеси” в США, программа поддержки малого и среднего бизнеса в Германии, научно-техническая и образовательная программа “Эурека” в ЕЭС и др.)66.

66Федоренко Н. П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., 2000. С. 372—373.

Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, расширения единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения, культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.

Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают необходимым для их решения использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Финансовые ресурсы, направленные в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 гг.)» на сохранение культурного наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более чем на 500 объектах федерального значения. При этом в 2001-2003 годах был завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на 29 объектах, среди которых главный дом-дворец усадьбы Грибоедовых (Смоленская область), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (Ставропольский край), дом-усадьба Державина (г. Санкт-Петербург), Кавалерийские корпуса в музее-заповеднике «Царицыно» и другие объекты федерального значения. За счет средств указанной Программы отреставрировано свыше 1000 экспонатов из собраний 136 музеев России.

Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия требует либо отдельных решений Правительства Российской Федерации, либо обособления их в рамках ведомственной программы. Это привело бы к целому ряду негативных последствий, таких как ослабление культурных связей между регионами Российской Федерации, возникновение дополнительных сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов, необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по разделам, ресурсам и срокам. (далее см. приложение № 2)

Комплексные целевые программы

В социально-культурной сфере Тюменской области реализуются крупные целевые программы развития учреждений культуры и искусства, из них основные:

- федеральная целевая программа «Культура России».

- в рамках программы осуществляется финансирование из федерального и областного бюджетов мероприятий по реставрации объектов историко-культурного наследия области, модернизации технического и технологического оснащения областных учреждений культуры, их информационного обеспечения;

- Областная целевая программа «Основные направления развития культуры Тюменской области на 2008-2010 гг.»;

- областная целевая программа по поддержке Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова «Музей и общество», направленная на завершение строительства музейного комплекса в г. Тюмени, обеспечение сохранности музейного фонда, реализацию основных направлений научной деятельности музея, социальное развитие музея;

- общеобластная программа «Возрождение Тобольска как духовно-нравственного и культурного центра Сибири», предусматривающая восстановление и реставрацию памятников истории и культуры г. Тобольска;

- областная программа «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация г. Ялуторовска», направленная на восстановление и рациональное использование историко-культурного наследия г. Ялуторовска;

- областная целевая программа «Сохранение г. Ишима и его окружения», направленная на реализацию комплекса мер по сохранению памятников истории и культуры г. Ишима.

С 2003 года систематически проводится анализ:

- сети учреждений культуры, ее количественный и качественный состав;

- эффективность использования бюджетных средств;

- уровень использования кадровых, творческих, технических и материальных ресурсов;

- сложившихся управленческих структур в сфере культуры в муниципальных образованиях;

- соблюдения штатно-сметной дисциплины в учреждениях культуры.

Проведенные исследования выявили следующие проблемы:

- на территории области работает около 180 учреждений, расположенных в мало приспособленных или аварийных зданиях, имеющих слабую материальную базу;

- в 30% учреждений удельный вес заработной платы превышает уровень 50% в общем объеме затрат (в отдельных учреждениях выплата заработной платы составляла до 80% общих затрат);

- значительное количество работников учреждений культуры, не имеют специального образования (30% учреждений);

- примерно в 80% учреждениях разряды оплаты труда работников культуры не соответствуют действующим тарифно-квалификационным характеристикам;

- расходы в зависимости от типа, вида учреждений и стоимости услуг на одного жителя в 60% учреждений несбалансированны.

Приоритеты в деятельности государственных и муниципальных организациях в сфере культуры определяются с учетом экономических, политических, социальных особенностей в стране, регионе, поселении.

В функционировании социального сектора в РФ существуют следующие основные проблемы:

- Действующий механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения;

- Недостаточная ориентация распорядителей бюджетных средств на обеспечение эффективности расходования средств и достижения, конечных общественно значимых результатов.

90. Система разработки и внедрения государственных (муниципальных) социальных заказов

Государственный (муниципальный заказ) – заказ (то есть обобщенная и оформленная должным образом потребность, нужда) органов муниципального управления на поставку товаров, работ или услуг за счет средств бюджетов или муниципальных внебюджетных средств;

Государственный (муниципальный заказ)– это система управления материальными и финансовыми ресурсами муниципального образования на всех стадиях организации и реализации функций (от планирования до фактического расходования и эффективного контроля), возложенных на органы местного самоуправления.

Государственный (муниципальный заказчик)– непосредственный получатель средств бюджетов или муниципальных внебюджетных средств, использующих их на закупки товаров, работ или услуг для муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные закупки)– закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Государственные (муниципальные нужды) – потребности государственных органов муниципального управления в чем-либо и связанные с выполнением этими органами целевых функций и задач, удовлетворяемые за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах или внебюджетных фондах.

Исполнитель– юридическое или физическое лицо, получившее государственный (муниципальный заказ) в сфере культуры.

Потребитель услуги– лицо, которому направлен заказ.

Каков механизм заказа?

Другими словами, под муниципальным заказом понимается совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между муниципальным заказчиком и поставщиком (исполнителем) продукции культуры (товаров, работ и услуг культуры), по условиям которых заказчик обязуется оплачивать, социально значимые виды продукции культуры (товаров, работ и услуг культуры), а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению договоров.

При этом договор заключается по результатам конкурса, то есть в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между государственными, муниципальными и частными организациями, оказывающими однородные услуги.

В отличие от других видов контрактов на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд договоры, заключаемые в рамках муниципального заказа, имеют свою специфику.

Если в обычном договоре муниципального заказа заказчик и потребитель товаров (работ, услуг) совпадают в одном лице, то в договоре муниципального заказа они разделены. Заказчик (которым может быть отраслевой орган исполнительной власти – главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств) не является потребителем муниципальных услуг. Таким образом, договор, заключаемый в рамках муниципального заказа, является договором в пользу третьего лица (потребитель).

Однако предоставление потребителю неограниченного права выбора поставщика услуг по системе муниципального заказа в тех областях, где государство связано обязательствами по предоставлению бесплатных услуг, практически невозможно, т.к. потребитель может выбрать такого поставщика, цена услуг у которого неприемлемо высока для бюджета. Другим аргументом против предоставления потребителю неограниченного права выбора поставщика услуг в рамках системы муниципального заказа является неспособность потребителя к квалифицированному выбору в тех областях, где профессионализм поставщика услуг имеет принципиальное значение. Это относится, прежде всего, к тем видам муниципальных услуг культуры, для оценки качества которых, необходимы специальные знания, которые у потребителя зачастую отсутствуют. Поэтому заказчик производит отбор круга поставщиков с оптимальным соотношением «цена-качество», а потребитель может выбирать конкретного поставщика услуг из круга лиц, с которыми главный распорядитель (распорядитель, получатель) бюджетных средств уже заключил предварительный договор муниципального заказа на определенных условиях.

Основная цель муниципального заказа (задания) – это эффективное расходование бюджетных средств с учетом приоритетности и социальной значимости направлений деятельности для обеспечения прав граждан на удовлетворение потребностей в области культурной деятельности.

91. Профессиональные компетенции выпускника вуза культуры

Менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер – субъект этой деятельности, профессионал-управленец. Объектом его деятельности является хозяйственная и интеллектуальная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

Категория «менеджер» применительно к конкретному человеку выражает принадлежность его к профессии управляющего, высшим уровнем которого является руководитель. Однако независимо от степени профессионализма и практических навыков менеджер должен владеть следующим философско-этическим инструментарием:

1) уважать личное достоинство каждого работника и считать его неприкосновенным;

2) постоянно изучать людей, знать нужды и интересы персонала организации;

3) считать, что главное в общении с персоналом – это его доверие;

4) считать, что гарантией человеческой и деловой порядочности являются справедливость и совесть;

5) уметь раскрыть интеллектуальный потенциал людей, что считается высшим показателем управленческого мастерства;

6) быть примером непрерывного духовного и профессионального совершенствования;

7) вести разумный образ жизни.

Следует иметь в виду, что в отличие от предпринимателя, который является владельцем активов организации, менеджер – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.

В сфере искусства и гуманитарных работ менеджер должен владеть технологиями производства и удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей членов общества на основе знаний науки об обществе и науки о человеке. Эта сфера по ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) отнесена к отрасли национальной экономики под названием «Культура и искусство», в которой в 2003 г. было занято 1086 тыс. чел., или 1,7% занятых в экономике России. В перспективе следует ожидать рост численности занятого населения в этой сфере экономической деятельности.

В наше время культура и искусство сами превратились в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления – товары и услуги. Современный уровень развития культуры и искусства характеризуется необходимостью использования экономических ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земельных, информационных, интеллектуальных, среди которых большая доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. Это объясняется тем, что продукты и услуги (результат) культурной деятельности создаются живым трудом, в основном квалифицированным и творческим. В последнее время сферу культуры характеризуют как отрасль экономики, использующей все более возрастающий объем материальных средств, необходимых для создания культурных продуктов непосредственно, а также их потребления, что включает качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги. Возрастает роль и материальных средств, необходимых для «неорганизованного», домашнего потребления продукта культуры, наличие которых у населения стимулирует особые формы результатов культурной деятельности, представленных в предметной форме.

92. Системные принципы формирования организаций СКС. Модель организации СКС

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и регулируется для достижения общей одной или нескольких целей исходя из материальных или иных интересов. В России организация является юридическим лицом, которое имеет регистрацию в органах власти и налоговых органах, один или несколько расчетных счетов в банке, свою печать, юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор, финансовую самостоятельность.

Таким образом, организация представляет собой систему, т.е. некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей, основными системными принципами формирования которой являются:

1) целостность – несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого;

2) структурность – возможность описания системы не столько поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами структуры;

3) взаимозависимость структуры и среды – формирование и проявление свойств системы во взаимодействии со средой, причем система является активным элементом взаимодействия;

4) иерархичность – каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы;

5) множественность описания каждой системы – макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и выполняемой функции.

Модель управления организацией в сфере культуры и искусства с позиции системного подхода может быть определена как:

1) концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления в какой-либо области интеллектуальной деятельности;

2) эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;

3) человеко-машинная, если в контур управления включена компьютерная система обработки и хранения информации;

4) замкнутая или открытая в зависимости от взаимосвязи с окружающей средой, решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой;

5) временная, когда организация создается на определенный срок или периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

94. Структура организаций культуры и искусства Тюменской области.

В настоящее время Тюменская область располагает развитой сетью организаций культуры и искусства. В области действует 4 профессиональных театра, в том числе 1 муниципальный, 1 филармония, государственный цирк, государственная академия культуры и искусств, 2 средних профессиональных учебных заведения культуры и искусства, 59 учреждений дополнительного образования. 4 государственных и 22 муниципальных музея, 4 областных и 640 муниципальных библиотек, 758 учреждений клубного типа, 7 кинотеатров, 56 киноустановок.

Для реализации государственной культурной политики в Тюменской области выстроена отраслевая модель управления, путем создания 16 отделов, 8 комитетов, 1 управление культуры, в ведение которых переданы все учреждения культуры муниципальных образований.

Сегодня в учреждениях культуры и искусства Тюменской области работает более 9 тысяч творческих работников, в том числе 2,5 тысячи в областных и 6,5 – в муниципальных учреждениях. В образовательных учреждениях отрасли работает более 700 специалистов.

Почетные звания и награды РФ в области культуры и искусства имеют 475 человек.

Профессиональное искусство Тюменской области представляют Тюменский театр драмы и комедии, Тобольский драматический театр, Тюменский театр кукол и масок, муниципальный театр «Ангажемент», филармония, Государственный цирк.

Анализ деятельности областных театрально-зрелищных учреждений свидетельствует о стабильности театрального процесса и активизации работы со зрителями. Ежегодно в каждом театре ставится до 6 новых спектаклей. В переходящем репертуаре всех театров 94 спектакля. Средний процент наполняемости зрительного зала составляет в среднем 70%.

Нынешняя деятельность театров не ограничивается рамками областного центра. С 2003 года активизировалась гастрольная деятельность Тюменского государственного театра кукол и масок и Тобольского драматического театра в Тюменской области. Во время гастролей театрами было показано более 100 спектаклей, на которых побывало 13 тыс. взрослых и 17 тыс. юных зрителей.

Тюменский государственный театр драмы и комедии показал 14 выездных спектаклей, на которых побывало более 3 тыс. человек.

Традицией стали обменные гастроли Тобольского драматического театра и Тюменского театра кукол и масок. Театральный фестиваль «Золотой конек», собирающий до 25 театров стал хорошей театральной школой и активной формой развития профессионального искусства. В наших театрах работает 7 заслуженных артистов РФ. Лучшие актерские работы сезона ежегодно отмечаются областными премиями.

Тюменской филармонией ежегодно осуществляется до 400 филармонических концертов, с охватом более 140 тыс. зрителей. За последние два года отмечено расширение гастрольной деятельности филармонических коллективов и совершенствование репертуарной политики. Филармонический оркестр гастролировал в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, принял участие в Международном фестивале камерной музыки, стал Лауреатом Первого Всероссийского радиофестиваля региональных оркестров. Тюменский государственный ансамбль танца «Зори Тюмени» принял участие во Всероссийском фестивале народного искусства. Филармонические коллективы и исполнители – постоянные участники и организаторы концертов на юге Тюменской области.

В Тюменской области осуществляют деятельность 4 творческих Союза театральных деятелей, писателей, художников, дизайнеров России, которые объединяют 311 человек.

Музейная деятельность

Музейная сеть Тюменской области представлена 4 государственными, 23 муниципальными, 43 ведомственными, 2 частными, 105 школьными музеями. Численность работников в музеях составляет 453 человека, в том числе 196 научных сотрудников и экскурсоводов, из них высшее образование имеют 151 человек, что составляет 77%.

Государственная часть музейного фонда Тюменской области – более 500 тысяч единиц хранения. Ежегодно музеи открывают до 300 выставок, проводят более 7 тыс. экскурсий и более 1 тыс. научно-просветительских мероприятий. Посещаемость музеев составляет более 400 тыс. человек в год.

В целях централизованного комплектования и реставрации фондов муниципальных музеев реализуется областная музейная программа «Наследие», позволяющая увеличить объем фондовых коллекций, обеспечить сохранность и реставрацию музейных предметов муниципальных музеев.

Системно осуществляет свою деятельность областная Экспертная комиссия по сверке музейных предметов и музейных коллекций государственных и муниципальных музеев.

Результатом плодотворного сотрудничества тюменских областных музеев с государственными музеями России стала реализация крупных выставочных проектов из фондов Государственного Исторического музея «Российские императоры», выставка из фондов Тюменского областного музея изобразительных искусств в Государственной Третьяковской галереей в рамках реализации проекта «Золотая карта России», выставка из фондов областных музеев «Земля Тюменская» в Государственном Историческом музее.

В целях популяризации музейных коллекций и приобщения сельского населения к комплектованию музейных предметов Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова ежегодно проводит в муниципальных образованиях юга Тюменской области ежегодный музейный фестиваль «Сибирская глубинка».

Новый интересный музейный проект – фестиваль «Тобольский музей встречает друзей», который реализует Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, позволяет объединить творческий потенциал музейных работников, историков, краеведов и специалистов искусствоведения, организаторов досуга.

Ставшая уже традиционной Всероссийская научно-практическая краеведческая конференция «Словцовские чтения» объединяет музейных работников, сотрудников научно-исследовательских институтов и государственных архивов, преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений из 40 городов и населенных пунктов России. Вопросы региональной истории, музееведения, археологии, этнологии, истории культуры и природы Тюменского края – перечень тем, обсуждаемых на конференции.

Обеспечение сохранности музейного фонда и создание оптимальных условий для их широкого общественного использования является одной из приоритетных задач государственных и муниципальных музеев. С этой целью с 2003 года начата системная работа межведомственной охраны, музеев и Комитета по культуре администрации Тюменской области.

Библиотечная деятельность

Библиотечное обслуживание жителей Тюменской области осуществляют 646 библиотеки, в том числе 643 муниципальных, объединенных в 26 муниципальных централизованных библиотечных системы и 3 областных. Совокупный библиотечный фонд Тюменской области составляет более 9 млн. экземпляров, в том числе 5 млн. экземпляров в городских и областных библиотеках и 4 млн. экземпляров – в сельских. Кроме стационарных в Тюменской области организовано 729 пунктов выдачи книг, что увеличивает степень доступности библиотечных фондов. В библиотеках работает более 1 тысячи сотрудников, из них имеют высшее образование 455 человек, среднее специальное – 609 человек. Численность библиотечных работников на селе составляет 711 человек, из них имеют высшее образование 99 человек, среднее специальное – 398 человек.

Финансирование комплектования осуществляется из областного и муниципального бюджетов. Также реализуется проект «Пушкинская библиотека» и программа «Сельская библиотека», позволяющие централизованно комплектовать библиотеки области содержательной, высокохудожественной литературой.

Создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения Тюменской области стало возможным благодаря реализации программы «Модернизация библиотечного дела в Тюменской области». Внедрение компьютерных информационных технологий не только в областных, но и в районных библиотеках позволяет совершенствовать и повышать качественный уровень деятельности библиотек. Выделенные на программу средства за 2 года позволили приобрести базовое оборудование, позволяющее решать задачи автоматизации внутрибиблиотечных процессов, формирования информационных ресурсов, электронных каталогов, обеспечения возможности использования Интернет-ресурсов читателями. На базе библиотек открываются центры правовой и социальной информации.

Для сохранности библиотечных фондов в библиотеках осуществляется плановая реставрация и консервация библиотечных фондов. Также в рамках реализации программы «Модернизация библиотечного дела в Тюменской области» разработана и внедряется система комплектования и обеспечения специальными техническими средствами библиотеки для слепых, изготовление и поставка информационных, тифлотехнических, инновационных средств и «говорящих книг».

На территории Тюменской области действует 45 специализированных детских библиотек, которые являются в своих регионах не только культурными просветительными информационными центрами для детей и подростков, но и методическими центрами библиотек.

Культурно-досуговая деятельность и народное творчество

В Тюменской области действует 2 областных Дворца культуры и 760 муниципальных учреждения культурно-досугового типа. Численность работников культурно-досуговых учреждений составляет 4,5 тыс. человек, в том числе специалистов культурно-досугового профиля – 2,2 тыс. человек. Из них имеют высшее образование и среднее специальное образование только 33%. На юге Тюменской области функционировало более 4 тысяч клубных формирований, из них 3,5 тысячи – коллективы самодеятельного художественного творчества, объединяющих более 40 тысяч участников художественной самодеятельности, в том числе 21,5 тысячи детей и подростков до 14 лет. По данным ежегодной государственной статотчетности количество коллективов самодеятельного художественного творчества с 2000 г. по настоящий момент выросло на 290 единиц, в них участников – на 960 человек.

Приоритет в многообразии художественных жанров народного творчества принадлежит хореографическому, вокально-хоровому и театральному жанру.

Наряду с традиционными Домами, Дворцами культуры и сельскими клубами в области созданы инновационные досуговые структуры (центры культуры, центры ремесел, клубы-библиотеки, библиотеки-клубы).

Настоящим достоянием области являются самодеятельные коллективы, имеющие почетное звание «народный». Их в области 137. Методическое обеспечение культурно-досуговой сферы осуществляют специальные областные центры ОДК «Нефтяник», ОДНК «Строитель» и Тюменского областного Центра прикладного творчества и ремесел.

Традиционные фестивали и конкурсы раскрывают палитру самодеятельного народного творчества:

- Областной конкурс самодеятельного народного творчества «Сибирский калейдоскоп»;

- Международный фольклорный фестиваль «Сибирские родники»;

- Региональный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Песня не знает границ»;

- Всероссийский конкурс ведущих и исполнителей развлекательно-игровых программ «Затея»;

- Областной открытый конкурс танцевальных коллективов «В гостях у Терпсихоры».

В условиях реструктуризации сети муниципальных учреждений культуры особую значимость приобретает деятельность передвижных клубных учреждений, их в области – 42. ежегодно работниками передвижных клубных учреждений проводится до 5 тысяч мероприятий различных форм в малых деревнях Тюменской области.

В целях укрепления культурных основ федерализма, национальной культурной региональной политики создан Областной центр национальных культур «Строитель» деятельность которого направлена на организацию и проведение фестивалей, конкурсов, гастролей, фольклорных, этнических, национальных коллективов, выставок традиционного национального искусства и художественных промыслов и ремесел, поддержку, выявление и развитие мастеров народного творчества.

Осуществляется поддержка создания и развития национально-культурных центров в муниципальных образованиях, развитие самобытных национальных художественных коллективов, поддержка информационной инфраструктуры межнационального общения, развитие культуры малочисленных народов Севера.

В Тюменской области стало традицией проведение фестиваля национальных культур «Мост дружбы» и фестиваля национальных творческих коллективов «Радуга», Дни национальных культур. В рамках Дней культур проходят встречи с профессиональными национальными коллективами на Тюменской земле, выезд национальных коллективов в места компактного проживания.

Кроме основной деятельности учреждений культурно-досугового типа проводится до 50 мероприятий крупных форм.

Развитие молодых дарований и профессиональное образование

Система учреждений дополнительного образования юга Тюменской области насчитывает 58 школ: из них 18 детских музыкальных школ, 36 детских школ искусств и 3 детских художественных школы.

Ежегодный контингент учащихся в среднем составляет 12,5 тыс. человек.

Учебный процесс в школах области обеспечивают более 1300 преподавателя, 42% из них имеют высшее образование. С высшей квалификационной категорией работает 15% преподавателей, с первой – 23 %, не имеют квалификационной категории 52% преподавателей.

Анализ динамики поступления выпускников образовательных учреждений за 3 года показал, что только 7% выпускников продолжили образование по специальности. Основное количество поступивших – учащиеся школ Тюмени. Причина этому – не только отсутствие потребности в продолжении образования ,но и несоответствие уровня подготовки выпускников сельских школ требованиям ,предъявляемым к абитуриентам высших и средних специальных учебных заведений. Отсутствие специалистов-предметников в школах – вторая причина. Их составляет 64 вакансии (хореографы, струнники, теоретики, пианисты и т.д.)

В целях совершенствования методической работы образовательных учреждений на базе Тюменского колледжа искусств создан методический кабинет, деятельность которого направлена на учебно-методическое и информационное обеспечение.

В рамках реализации программы поддержки творческой молодежи и юных дарований, ежегодно 5 учащихся муниципальных учреждений дополнительного образования удостаиваются звания «стипендиат Министерства культуры РФ» и становятся участниками творческих школ Министерства культуры РФ. Юные таланты достойно представляют область на областных, Всероссийских и Международных конкурсах и выставках, добиваясь высоких результатов.

Работа с одаренными детьми проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России».

95. Основные направления деятельности культуры и искусства в РФ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации

 

Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.