Изучение документов.
Методы изучения документов являются важным и обязательным процедурным элементом любого исследования. Они широко используются и на первых этапах социологического исследования (при выяснении историографии вопроса, степени разработанности проблемы, ее актуальности, научной и практической значимости), и при уточнении понятийного аппарата, интерпретации ключевых понятий, терминологическом анализе, а также на заключительном этапе исследования для сопоставленные полученной информации с уже известными науке и практике социальными фактами.
Анализ документа- это расчленение, разложение его на основные составные части, компоненты для определения роли и места каждой из них, ее смысла, сути.
Приступая к анализу документа, исходя из цели социологического исследования необходимо, прежде всего, для себя, решить:
на какие части (элементы) его целесообразнее всего расчленить, чтобы как можно полнее и обстоятельнее извлечь из него достоверные и значимые для данного исследования социальные факты;
в какой последовательности осуществлять процедуру анализа;
какова методика и техника анализа каждой части и стороны изучаемого документа.
Все методы изучения и анализа документов делятся на две группы:
традиционный, классический, содержательный анализ;
формализованный, или контент-анализ.
При традиционном анализе документации чаще всего встречается такая его логика:
вид документа (приказ, отчет, распоряжение, нормативный документ);
о чем (тема);
кто автор, достаточно ли он компетентен;
цель документа;
на кого рассчитан;
надежность документа;
достоверность зафиксированных данных (на что опирается автор);
фактическое содержание документа;
оценочное содержание документа (актуальность, связь с предыдущими аналогичными документами, его социальное значение);
решается полностью, или частично, затронутая в нем проблема;
соображения и рекомендации о последующих документах, направленных на разрешение поставленной проблемы, совершенствование культурно-досуговой деятельности.
Контент-анализиспользуется для изучения больших массивов документации и особенно периодической печати, для обобщения большого количества социологической информации. Он позволяет сравнивать несколько документов по интересующим исследователя признакам, если они повторяются в этих документах.
Контент-анализ предполагает перевод массовой текстовой (качественной) информации в количественные показатели с целью их более углубленного анализа, сопоставления, обсчета и т.д. (Более подробно см. в книге «Рабочая книга социолога». М. Наука, 1983).
Опрос.
Опрос- наиболее распространенный вид социологических исследований и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной социологической информации.
Его сущность и значение определяются тем, что это обращение за сведениями, за интересующей исследователя информацией к самому человеку.
Существует две разновидности опросов:
устный опрос (беседа, интервью, экспертный, опрос и т.д.);
письменный опрос (анкетирование, тестирование, социометрия и др.).
Различают сплошные и выборочные опросы.
При сплошном опрашиваются все единицы наблюдения, при выборочном опрашивают лишь часть от общего числа опрашиваемых.
Опросы различают индивидуальные, обращенные к отдельным лицам игрупповые, обращенные к группе лиц. Кроме того, опрос может быть письменным (с помощью анкет) и устным (анкету сразу же по ходу беседы или после нее заполняет интервьюер). Такой опрос называетсяинтервью.
Опросный лист имеет следующую структуру:
Вводная часть: общение к респонденту с кратким изложением темы, цели и задач исследования, информация о том, кто его проводит, разъяснения техники заполнения анкеты при письменном опросе. Вводная часть должна расположить к себе респондента, заинтересовать возможностью участия в опросе.
Основная частьвключает сами вопросы. Первые контактные вопросы - простые, могут заинтересовать респондентов. Их цель - поддержать психологическую установку на сотрудничество, не отпугнуть сложностью.
В центральной части опросного листа располагаются главные и наиболее сложные вопросы, направленные на выяснение мнений, оценок, установок.
Демографическая частьвключает сведения о возрасте, поле, образовании, профессии, семейном положении и т.д.
Гарантия анонимности - напоминание о том, что указывать фамилию, адрес и подписывать анкету не обязательно.
Благодарность за участие в опросе, за помощь в исследовании.
Вопросы по содержанию могут быть о фактах, поведении, знаниях, демографические, оценочные вопросы, вопросы - мнение.
По форме вопросы анкеты бывают открытые, закрытые, смешанные, проектированные, вопросы - школы и вопросы - индексы (см. уч. пос. З.А. Петрова «Методология и методологические исследования КДД» М. 1990 стр. 76).
Экспертный опрос, метод мозгового штурма», социометрии, тестирования относятся к специфическим видам опросов и реже других используются в практике исследования социально-культурной деятельности. Последние два (тестирование и социометрия) ближе стоят к социально-психологическим методам, поэтому мы о них говорить не будем.
Каждое исследование ставит перед собой совершенно определенную цель и его эффективность определяется сопоставлением цели и результата. Исследование считается состоявшимся, если поставленная цель достигнута, а конкретный социальный заказ выполнен.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.