logo search
GOSy

Функциональные технологии

Технология информационно-познавательной деятельности

Информация - это знания, но не все знания, которыми располагает человечество, а лишь та их часть, которая исполь­зуется для ориентировки, активного действия и управления. Понятие «пропаганда» означает не само содержание теории идей, взглядов, соображений, а процесс их распространения, комментирования через систему соответствующих вырази­тельных средств, форм и методов работы.

В современных условиях развития нашей страны, когда общество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.

К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.

Академик В.М. Глушкова считает, что «информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднок­ратности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все про­текающие в мире процессы. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книг или человеческая речь, но и солнечный свет, складка горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.» .

Особое значение в информационных процессах имеет инфор­мация о достижениях в области науки и техники, в результате чего возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изучение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.

Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений социо-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования населения об изменениях и прогрессе в социальной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы, должны правильно выбирать необходимые формы культурно-досуговой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точную оценку совершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей.

Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствования личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.

Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчес­тва, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.

Самодеятельное творчество привлекает многих людей раз­личного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.

Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных реги­онах России, показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс - главный момент возрождения художественно-бытовых традиций. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объединением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизованных любителей». Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга может явиться активное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации.

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и органи­зацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровитель­ной деятельности.

В настоящее время основное внимание работники учреж­дений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:

К числу дифференцированных технологий можно отнести:

1) методику организации досуга детей и подростков;

  1. методику молодежного досуга;

  2. методику семейного досуга;

  3. методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

Разнообразие современных технологий является следствием смены социо-культурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятель­ности.

Технология организации досуга детей и подростков

Технология

семейного

досуга

Технология молодёжного

досуга

Технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста

Так, например, Т.Г Киселева и Ю.Д. Красильников предлагают учитывать признаки социально-культурных технологий: историко-содержательный, функциональный или процессуальный, социально-демографический, «субкультурный», а также уровень инноватики и механизмы осуществления нововведения в социокультурной сфере.

Сегодня эти же авторы дают иную классификацию техноло­гий социально-культурной деятельности. К ним они относят культуроохранные и культуротворческие технологии; рекреативные и образовательные технологии; социально-защитные технологии; управленческие технологии (социокультурный менеджмент); исследовательские технологии; проектные техно­логии; альтернативные (инновационные) технологии; коммуни­кационные и информационно-рекламные технологии, а также этнонаправлеииые технологии социокультурного обмена и сотрудничества.

Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса

Рассматривая технологию социально-культурной деятель­ности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреж­дений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией соци­ально-культурной деятельности, позволила сформулировать об­означаемые этими терминами понятия.

Средства социально-культурной деятельности – это«набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

Как специалист широкого про­филя организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различ­ных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инно­вационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. Принци­пиальная особенность такого специалиста в том, что знание пси­хологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общест­венно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации веду­щей метафизики социально-культурной деятельности - приоб­щение человека к достижениям мировой и отечественной куль­туры, всемирное развитие его творческого потенциала.

К числу основных средств социально-культурной деятель­ности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Следует отме­тить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ' ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероп­риятия, воспитательной акции, именно цель определяет сре­дство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их приме- I нения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

Формы социально-культурной деятельности.

Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в соци­ально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как:

1) выражение содержания культурно-досуговой деятель­ности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);

3) способ организации культурно-досуговой деятель­ности.

Он же отмечает, что «под формами-программами куль­турно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержа­ния». Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического про­цесса в клубе».

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, закончен­ное социально-педагогическое, социально-культурное дейст­вие, которое обусловлено социальным заказом, отражает соци­альную действительность и одновременно оказывает опреде­ленное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использова­ние соответствующих способов организации деятельности лю­дей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и фор­мы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффектив­ному решению социально-педагогических целей.

Форма социально-культурной дея­тельности - это запланированная информационно-просве­тительная, социально-педагогическая и культурно-воспита­тельная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посети­тели часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объеди­нения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного вре­мени.

Что же сегодня могут сделать учреждения социально-куль­турной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

Во-первых, необходимо комплексное исследование направ­ленности и структуры проведения свободного времени населе­ния.

Во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи.

В-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания.

В-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки.

В-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре­ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений.. В школах про­исходит освоение культурного наследия прошлого, исследу­ются социально-демографические проблемы бытования худо­жественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профи­лактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распростране­нию новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

Методы социально-культурной деятельности.

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».Слово «метод» (metodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практи­ческого осуществления чего-либо».

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организа­ции свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для соци­ально-культурной деятельности представляет интерес классифи­кация, предложенная профессором Новаторовым . Он предла­гает следующую структуру методов социально-культурнойдеятельности:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дисскутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформатора; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логи­ческих схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофиль­мов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, сту­диях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театра­лизация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); при­мер (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения — практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое тре­бование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основ­ных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.

Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сфор­мулировать следующее определение: методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздейст­вия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам:

1. Современная технология социально-культурной дея­тельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга,

2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способ­ствуют не только развитию личности, но и противостоят деваль­вации культуры