Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
В настоящее время возможности научного обеспечения социально-управленческой деятельности используются далеко не полностью. Это связано с не разработанностью технологии, обеспечивающей использование прогнозов и результатов исследований при разработке планов. Долгосрочные социальные программы и текущие планы социально-экономического развития, намечающиеся любые управленческие мероприятия, с необходимостью должны опираться на проектные разработки. Выбирать из них те варианты решений перспективных социальных проблем, которые наилучшим образом обеспечены ресурсами, апробированы экспертами, проверены социальными экспериментами. Необходимо всесторонне оценить последствия проектного решения до того, как оно будет принято к реализации. Это дает вероятность выбора наиболее удачного решения и уменьшает вероятность получения побочного негативного социального эффекта.
Так как в социокультурном проектировании для обоснования управленческих решений не существует универсальных критериев социальной эффективности, поэтому применительно к каждому конкретному управленческому решению должно быть сформулировано определение ожидаемого от него социального эффекта и выдвинуты критерии оценки последнего.
Сформулируем исходные принципы методологии и методики обоснования управленческих решений в социокультурном проектировании:
Не существует универсальных критериев социальной эффективности, поэтому применительно к каждому конкретному управленческому решению должно быть сформулировано определение ожидаемого от него социального эффекта.
Содержание понятия «социальный эффект» будет зависеть от масштаба управленческого решения (уровня), от субъектов, испытывающих воздействие нововведение, от поставленных целей и от временного интервала, в течение которого они должны быть достигнуты.
Обоснованность управленческих решений повышается, если учитывается соотношение социального эффекта с экономическими, экологическими, психологическими и другими категориями последствий.
Оптимальность управленческих решений достигается, если сравнивается социальный эффект нескольких альтернативных проектных решений.
Оценка социального воздействия должна служить не только инструментом обоснования управленческого решения, но и средством контроля за ходом его реализации: сравнение значений реальных показателей социального эффекта и заложенных в оценку обеспечивает обратную связь с управлением.
При определении ожидаемого социального эффекта проектных решений должны использоваться методы социального прогнозирования.
Социально-проектное исследование в качестве одного из своих этапов включает обоснование найденных управленческих решений. Суть его заключается в том, чтобы всесторонне оценить последствия социально-проектного решения до того, как оно будет принято к реализации.
Для социокультурного проектирования умение оценивать последствия предлагаемых управленческих решений той или иной проблемы имеет кардинальное значение. Поскольку именно конечный результат, социальные последствия как таковые являются целью проектных разработок.
Отечественных научных работ по проблемам социальной эффективности очень мало. Как правило, авторы имеющихся публикаций по данному вопросу согласны в том, что социальный эффект– это определенный социальный результат целеполагающей деятельности, проведения в жизнь управленческих решений.
Рассматривая признаки, отличающие социальную эффективность от экономической, В. Г. Афанасьев и А. Д. Урсул справедливо подчеркивают, что при оценке социальной эффективности управленческой деятельности ее результаты соотносят либо с целями, либо с потребностями. Введение понятия цели расширяет понятие эффективности, наиболее эффективной при прочих равных условиях окажется деятельность, в которой цель в максимальной степени отображает потребности людей.
Ближе всех, к трактовке социального эффекта как поддающегося оценке конкретного социального блага, адресованного определенному социальному субъекту (обществу, индивиду) подошли Г. И. Микерин и В. Л. Тамбовцев в ходе рассмотрения вопроса о социально-экономической эффективности целевых комплексных программ. Основное назначение расчета и оценки социальной эффективности в рамках программно-целевого метода – обоснование принимаемых управленческих решений.
Говоря о необходимости прогнозирования социальных последствий управленческих мероприятий, которые должны учитываться при общей оценке их эффективности, названные авторы справедливо отмечают, что для этого требуется выявление устойчивых количественных зависимостей между производственно-техническими и социальными изменениями.
В связи с этим вызывает интерес опыт прогнозной оценки социальных последствий научно-технических проектов, экономических и социальных программ, накопленный за рубежом.
В США область исследований входит составной частью в «анализ политики» и представляет собой один из этапов разработки государственных программ.
К началу 70-х годов деловые и политические круги в США осознали, что любой технологический порыв несет с собой «незапланированные» издержки экологического, социального, психологического характера, которые оборачиваются косвенным экономическим ущербом. Теперь в планировании и управлении стали учитываться возможные последствия проектов до принятия решения об их реализации. Возникла необходимость в комплексной оценке различных категорий воздействий. Под социальными воздействиями понимается влияние на занятость, создание новых рабочих мест, на образование и обучение, на здоровье, качество жизни и др.
Первооткрывателем в этой области был американский социолог Р. Богуслоу. К настоящему времени исследования по оценкам социальных последствий довольно значительно продвинулось вперед. Утвердились определенные стандарты оценок, соответствующие требованиям методологии и методики социального прогнозирования. Процедура оценки социальных последствий предполагает соблюдение определенной последовательности шагов, на каждом из которых выполняется ряд аналитических операций:
Определение масштаба проблемы, требующей решения (уровень).
Определение целей и социальных групп, подвергающихся воздействию в ходе осуществления проектных разработок.
Выявление альтернативных решений (соответствующих интересам субъектов воздействия).
Оценка результатов (сравнение альтернатив).
Минимизация нежелательных последствий (анализ неизбежных отрицательных воздействий, определение возможных компенсаторных мер).
Для того чтобы состоялась оценка социального эффекта управленческих решений, необходимо располагать критериями, позволяющими причислить социальные воздействия к благам или издержкам. Другими словами оценка социальных последствий предполагает наличие определенных эталонов, ценностных ориентиров, которых, к сожалению, теория и практика социокультурной деятельности на сегодняшний день пока еще не выработана.
Несмотря на то, что ряд вопросов прогнозной оценки социально-культурных проектов пока еще не решен, можно констатировать: сегодня существуют все необходимые теоретические и методические предпосылки для такой оценки социально-проектных решений и определения их обоснованности.
Инновация– комплексный поэтапный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества).
Под новшествомпонимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
Инновационная деятельность в сфере культуры рассматривается как целенаправленная, научно-обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социокультурной ситуации.
Отличительные особенности социальных инноваций:
Более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой. Одни и те же новшества могут по-разному проявлять себя в различных регионах страны.
Имеется широкая сфера применения, ибо внедрение технических новшеств часть сопровождается необходимыми управленческими, экономическими изменениями, но сами по себе эти новшества далеко не всегда требуют нового технического оснащения.
Сильная зависимость от групповых и личных качеств пользователя, поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то известные колебания, разнообразия этого поведения сказываются и на воплощении новшества.
Внедрение не столь очевидно и явственно видимо, в сравнении с теми же техническими. Так же сложнее и противоречивее проявляется их эффективность.
Отсутствует стадия формирования, «изготовления», как на производстве. Процедура «изготовления» здесь смыкается с проектированием, чтопозволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую.
Инновация в социокультурной сфере может существенно отличаться от таковой в техносфере. Дело в том, что новая техника и технология принципиально должна быть более эффективной, нежели старая – иначе нововведение теряет смысл.
При такой оценке эффективности в производстве требуется соответствующий однозначный эффект, то есть новое изобретение должно быть принципиально лучше старого.
Иначе обстоит дело в инновациях социокультурной сферы. Возьмем, например, сферу искусства. Можно ли здесь говорить об однозначном эффекте какого-либо нововведения? Скажем, кто-то впервые начал писать белым стихом, - нововведение в литературе. Или впервые начал писать акварелью – нововведение в изобразительном искусстве. Однако сказать, что белый стих «эффективнее» обычного, акварель лучше масла или пастели, а джаз – симфонической музыки – такие утверждения были бы заведомо несостоятельными.
Об успешности инноваций в СКС можно судить по результативности выполнения поставленных целей и задач. Здесь имеется в виду степень или критерии эффективности инновации по отношению с затратами на его создание и реализацию. Эффект не всегда может быть экономическим, но и социокультурным. Нужно при этом учитывать то, что эффект может быть отстроченным, потому что положительный или отрицательный эффект социальных инноваций может проявиться только по истечению определенного промежутка времени.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ