Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
С развитием мирового опыта КДД закономерна потребность в его историческом анализе. Три основных вида жизнедеятельности - труд - познание - отдых - человек трансформировал в разумное чередование будней и праздников. А все то, что созидалось и передавалось от поколения к поколению, закреплялось в обычаях, традициях, понятиях «культурное наследие», «культурное достояние», «культурные ценности». С осознанием времени как меры измерения жизни отдельного человека, общества, оно стало распределяться более целенаправленно: как «рабочее время», «социальное время», «свободное время». Сформировались понятия: «рациональный досуг», «социальный досуг», «социально-культурная деятельность», «культурно-досуговая деятельность.
Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года являются господствующей чертой традиционной культуры каждого народа. Досуг всегда был подчинен логике народного календаря. «Труд и досуг должны быть равной ценностью в государстве» /Сенека/. Традиционные виды досуга: созерцание, фольклор, игра, общение, чтение, любительская деятельность (художественная, прикладная, социально-культурная, общественно-политическая), искусство, спорт, развлечение, зрелище.
С увеличением бюджета свободного времени повышается его социальная значимость, формируются социально-культурные институты, решающие проблемы его организации: государственные и частные учреждения образования, культуры, искусства, досуга, религиозные организации; общественно-добровольные объединения, движения, культурно-просветительские инициативы. Возникают различные теории досуга, а вместе с ними и потребность в подготовке профессиональных работников.
В качестве примера исторически первых социальных методик в сфере культуры и досуга можно считать обряды: жертвоприношения, посвящения в ремесла, поклонения животным, богам, природным стихиям; свадебные и др., основанные на строго определенных ритуально-зрелищных действах, нравственных и поведенческих нормах, этнических обычаях. Полифункциональной формой досуга и художественно-массового творчества является праздник. Афинские дионисии, римские триумфальные зрелища были образцами организации массового действа с четким сценарием, сложной сценической техникой, поражающими воображение выразительными средствами. Вершиной зрелищных построек стал воздвигнутый в 80-м году н. э. чудо-театр Колизей.
Многие древнегреческие праздники носили состязательный характер: Дельфийские, Немейские, Панафийские, Олимпийские игры. Возникнув в 770 г. до н.э., Олимпийские игры были популярны в течение 1000 лет, а в XIXвеке возрождены как праздники спорта, молодости и красоты. История праздничных действий насчитывает около 30 веков.
Праздничная культура и праздничные традиции разных народов богаты и разнообразны: Итальянские карнавалы, праздники французской революции, Рейнские празднества, латиноамериканская фиеста, престольные праздники в России. Многие из них стали международными: Рождество, 1 апреля - праздник смеха, олимпийские игры, Новый год, праздник всех влюбленных - 14 февраля .... Развивается наука о праздниках - эортология.
В древней Греции термин «школа» означал «досуг» - время, свободное от труда и заполненное беседами мыслителей со своими учениками о философии, науках, нравственности, искусстве. Позже школы стали учебными заведениями, а досуг - самостоятельной сферой деятельности людей, связанной со стремлением к совершенству. Античный идеал - гармония физической силы, красоты и духовного богатства.
Проблема свободного времени нашла широкое отражение в трудах интеллектуальных лидеров античности: Демокрита (460-370), Сократа (469-399), Платона (428-347), Аристотеля (384-370). Платон связывал досуг с искусством, празднествами, играми, хороводами как средством совершенствования, добродетели, «Верно направленное удовольствие составляет воспитание» (Законы). Концепция Аристотеля заключалась в том, что свободное время - это «высокий досуг», позволяющий раскрыть потенции человека, его самоценность, интеллект, разум. «Государство, которое не знает, как определить и чем наполнить досуг - умирает» («Метафизика»). Социально-культурными комплексами того времени были гимназии, музейоны, агоры, термы, капелеи, библиотеки. Ценились красноречие, красота. Стремление к рукотворчеству выразилось в мифах, драматургии, живописи, скульптуре, актуальных и сегодня трагедиях Эсхила (525-456), Софокла (496-406), Еврипида (485-406), Плавта (254-184), Сенеки (4-65), в 7 чудесах света: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды, статуя Зевса Олимпийского, статуя Апполона /колосс Родосский/, Александрийский маяк, мавзолей царя Мавсола.
Для средневекового человека характерны ощущения двойственности существования: земного и вечного. Само понятие времени трактовалось так: жизнь на земле- миг, и тратить его на мирские наслаждения - грех. Монополия религии на все формы общественного сознания и досуг исключила традиционные народные увеселенья, виды народного творчества. В то же время религиозно-культовые учреждения являли собой социально-культурные очаги, привлекавшие величием и красотой убранства, этикета, богослужений, органной и хоровой музыки. Литургические драмы перешли впоследствии в площадные мистерии. Храмы становились центрами культурно-политической жизни. При них создавались школы, библиотеки, приюты. Праздность осмеивалась даже гуманистами Эразмом Роттердамским, Франсуа Рабле, Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой. Преследовались артисты, музыканты. Ощущался упадок науки и искусства, обострялись сословные противоречия. Аристократия отстаивала свое право на мирские утехи, соревнуясь между собой в роскоши, охотничьих зрелищах, балах, маскарадах.
Простой народ, получив от духовенства «хартию вольности» на несколько дней в году, выплескивал на городскую площадь неистовое веселье, карнавал. Праздники низов социальной иерархии стали началом развития «смеховой» культуры, балагана, уличного театра, деятельности самодеятельных артистов, комедиантов, трубадуров, менестрелей, мимов, вагантов ...
Главным действующим лицом мистерии XV-XVIв.в. становится городской люд, проявляющий свои таланты - религиозные, досуговые.
Ренессанс формирует новый тип человека и общества: с плодотворным взрывом духовных и творческих сил, потоком новых идей в науке, искусстве, просвещении. Величие человека и его чувств раскрывался в творчестве Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело, Тициана, Сервантеса, Шекспира, Монтеня и др. Они тиражируют в простых людях полет фантазии и гуманистические идеалы. Тема борьбы двух начал - добра и зла, духа и тела, аллегорически выраженная в народном творчестве, рождает такие жанры, как фарс, уличная драма, комедия масок.
В аристократической среде становятся модными серьезные досуговые увлечения наукой, философией, коллекционированием художественных ценностей, путешествиями. Зарождаются придворные театры, оркестры, хоры, общества по организации различных досуговых форм.
Развитие индустрии способствует укреплению государственности, всех его структур. Растет спрос на образованных, просвещенных людей. Открываются учебные заведения, музеи, публичные библиотеки, художественные галереи, театрально-зрелищные сооружения. Возникнув в XVIв, капитализм сыграл прогрессивную роль, обеспечив более высокую производительность труда, быстрое развитие техники. Досуг становится потребительским, аттракционным. Развивается клубная культура. На смену закрытым аристократическим собраниям приходят более демократичные разнопрофильные клубы среднего класса буржуазии, где формируется общественное мнение, мода, система ценностей, досуговые пристрастия. В городах развивается парковая культура, воздвигаются историко-культурные памятники. Государством поощряются частные вложения в культуру, образование.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.