32.Виды и уровни социальных проектов.
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п.
Для удобства анализа и синтеза проектов, все они могут быть классифицированы по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной.
Типпроекта: научно-технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Из всех типов рассмотрим социальный. Социальные проекты – реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, культуры, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений.
Специфика социальных проектов:
цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена;
сроки и продолжительность зависят от вероятностных факторов или намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Класс проекта:
монопроект – отдельный проект различного типа, вида и масштаба. Имеют четко очерченные ресурсные, временные и др. рамки, реализуемые единой проектной командой и представляющие собой отдельные инвестиционные, социальные и др. проекты.
мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления. Включают в себя изменение существующих или создание новых организаций. Мультипроектом считается выполнение множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы предприятия.
мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов. Это целевые комплексные программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть государственными, региональными (например: развитие свободных экономических зон, малых народностей Севера и др.), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики). Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, областном, муниципальном. Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:
высокой стоимостью,
капиталоемкостью – потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует акционерных форм финансирования,
трудоемкостью,
длительностью реализации: 5-7 и более лет,
отдаленностью районов реализации,
влиянием на социальную и экономическую среду региона и даже страны в целом.
Наиболее характерные примеры отраслевых мегапроектов – нефтегазовая отрасль.
Длительность проекта:
краткосрочный до года. Обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода и восстановительных работах.
среднесрочный до 3 лет;
долгосрочный от 5 и более лет.
Вид проекта:
инвестиционный (создание основных фондов, требующие вложение инвестиций). Решение сложных проблем стабилизации и целенаправленного вывода страны из кризисного состояния неразрывно связано с изменением инвестиционной политики и существенной реконструкцией всей инвестиционной сферы, включая систему капитального строительства. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, имеющих минимальные сроки осуществления и способных принести максимальную прибыль.
инновационный (разработка и применение новых технологий, нововведений, обеспечивающих развитие систем);
исследований и развития (разработка нового продукта, научные исследования);
учебно-образовательный;
комбинированный.
Уровни разрабатываемых проектов.
Правительством России принято решение о переходе на программный метод управления. В основу этого метода положена система программ и проектов. Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития. Выделяют следующие уровни разрабатываемых проектов:
Государственный (федеральный) уровень рассматривает целевые комплексные программы развития различных сфер в целом (Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства на 1996-2001 гг., «Культура России на 2002-2006 гг.».). Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.
Региональный – на этом уровне разрабатываются целевые комплексные программы, касающиеся определенных территорий. Территориальные проекты предполагают создание множества структур, отвечающих за развитие культуры на уровне крупных территорий. (Тюменская областная комплексная программа «Возрождение культуры сибирского села»)
Локальный – местный не выходящий за определенные пределы. На этом уровне разрабатываются проекты в масштабе населенного пункта или отдельные проекты учреждений культуры. Проекты в масштабе населенного пункта предлагают осуществлять развитие всех аспектов культурной жизни на уровне этого населенного
33.Особенности инновационной деятельности в сфере культуры.
В связи с рыночными отношениями все учреждения культуры и предприятия досуга ищут новые формы и методы работы. Принято считать, что нововведение и инновация слова – синонимы.
Инновация – комплексный поэтапный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества).
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
Социальное проектирование – это всегда создание чего-либо нового, что тождественно сочетанию слов социальная инновация.
Инновационная деятельность в сфере культуры рассматривается как целенаправленная, научно-обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социокультурной ситуации.
Большинство прогрессивных новаций находит применение в сложных, наукоемких продуктах, энергосберегающих и высоких технологиях, сфере услуг.
Основные признаки инноваций:
Новизна - этот признак в наибольшей степени характеризует процесс изменений. (Чем выше уровень новизны, тем больше величина инвестиций в инновационный проект).
Неопределенность и риск - уровень новизны определяет степень неопределенности, которая объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит прежде всего в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с опозданием, что в первую очередь влияет на имидж предприятия. Возможна ситуация, когда результаты достигаются с существенным превышением фактических затрат над плановыми, что в конечном итоге снижает уровень конкурентоспособности продукции и ведет к потере позиций на рынке.
Комплексность (необходимость координации различных участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной организационной структуры по управлению инновациями).
Конфликтность - перечисленные выше признаки инноваций являются с высокой степенью вероятности причинами межличностных и деловых конфликтов. Практически всегда возникают конфликты, когда сотрудники предприятия в результате реализации нововведения, кроме своей рутинной работы, должны будут выполнять новые функции и иметь дополнительные обязанности. Поэтому необходима разработка системы мер по разрешению возможных конфликтных ситуаций.
Систематизировать инновации можно по следующим основаниям:
Продуктивные (новая продукция, новая технология).
Технологические (новые технологии производства товаров, услуг).
Социальные (создание новых социальных, экономических, политических и др. образований, механизмов общественного производства).
Комплексные (сочетание первых трех).
Совокупность работ инновационной деятельности от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или технологий называется инновационным процессом. Он характеризуется:
многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;
ориентацией на прогнозные оценки;
необходимостью преодоления сопротивления, как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.
Идеально инновационный процесс можно представить в следующей очередности этапов:
Идея.Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.
Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.
Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.
Разработка.Превращение результатов исследования и наблюдений в конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.
Изобретение. Выявление свойств и признаков нововведения, пригодных для патентирования или публикации.
Внедрение. Продвижение нового продукта на рынок или новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.
Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети и т.п.
Бесспорно, что инновационный процесс должен охватывать по крайней мере все фазы до начала фазы внедрения нового продукта на рынок или технологий в производство.
По своему потенциалу инновационные процессы можно разделить на три группы:
Радикальные (принципиально новые технологии, методы управления и т.д.).
Комбинаторные (различные сочетания конструктивных элементов).
Модифицирующие (улучшающие или конструктивно дополняющие).
В проектах социально-культурной сферы наиболее распространенными являются комбинированные и модифицирующие инновационные процессы, так как наиболее прогрессивные достижения в производственных сферах могут быть видоизменены и приспособлены для сферы культуры. Кроме того, иногда решение социокультурной проблемы в другой сфере жизни человека подсказывает возможные пути иного подхода, чем это было ранее. При модификации применяются способы, оправдавшиеся себя на практике в других сферах. С учетом накопленного опыта разрабатываются иные подходы, которые ведут к существенному видоизменению объекта воздействия. Таким образом, инновационные процессы в сфере культуры тесно взаимодействуют с нововведениями в других сферах жизнедеятельности человека.
Отличительные особенности социальных инноваций:
Более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой. Одни и те же новшества могут по-разному проявлять себя в различных регионах страны.
Имеется широкая сфера применения, ибо внедрение технических новшеств часть сопровождается необходимыми управленческими, экономическими изменениями, но сами по себе эти новшества далеко не всегда требуют нового технического оснащения.
Сильная зависимость от групповых и личных качеств пользователя, поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то известные колебания, разнообразия этого поведения сказываются и на воплощении новшества.
Внедрение не столь очевидно и явственно видимо, в сравнении с теми же техническими. Так же сложнее и противоречивее проявляется их эффективность.
Отсутствует стадия формирования, «изготовления», как на производстве. Процедура «изготовления» здесь смыкается с проектированием, что позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую.
Инновация в социокультурной сфере может существенно отличаться от таковой в техносфере. Дело в том, что новая техника и технология принципиально должна быть более эффективной, нежели старая – иначе нововведение теряет смысл.
Основными показателями эффективности инноваций в производственной сфере являются: коммерческая (финансовая), бюджетная, экономическая.
Коммерческая определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.
Бюджетная отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы (федерального, регионального, местного) бюджета.
Экономическая, отражает эффективность с точки зрения интересов всех субъектов участвующих в осуществлении проекта (регионы, организации).
При такой оценке эффективности в производстве требуется соответствующий однозначный эффект, то есть новое изобретение должно быть принципиально лучше старого.
Иначе обстоит дело в инновациях социокультурной сферы. Возьмем, например, сферу искусства. Можно ли здесь говорить об однозначном эффекте какого-либо нововведения? Скажем, кто-то впервые начал писать белым стихом, - нововведение в литературе. Или впервые начал писать акварелью – нововведение в изобразительном искусстве. Однако сказать, что белый стих «эффективнее» обычного, акварель лучше масла или пастели, а джаз – симфонической музыки – такие утверждения были бы заведомо несостоятельными.
В настоящее время в сфере культуры прослеживаются противоречивые тенденции. Во-первых – учреждения культуры получили ряд прав и свобод в организации собственной деятельности. Так как государственные органы управления пока не в состоянии должным образом материально обеспечить деятельность Дворцов культуры, клубов, библиотек и др., то практически все они стали сдавать свои свободные помещения в аренду. Во-вторых, отрицательное влияние на развитие культуры оказывает планирование платных услуг, так как учреждения культуры вынуждены ориентироваться исключительно на коммерческие критерии. Повышается плата за обучение в музыкальных и художественных школах. Поднимаются цены на спектакли и концерты. В-третьих, большие сложности имеют место с оплатой труда работников культуры. Многие специалисты в области культуры и искусства уходят работать в другие сферы.
Об успешности инноваций в СКС можно судить по результативности выполнения поставленных целей и задач. Здесь имеется в виду степень или критерии эффективности инновации по отношению с затратами на его создание и реализацию. Эффект не всегда может быть экономическим, но и социокультурным. Нужно при этом учитывать то, что эффект может быть отстроченным, потому что положительный или отрицательный эффект социальных инноваций может проявиться только по истечению определенного промежутка времени.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ