Социальный эксперимент в инновационном процессе
В современной социокультурной ситуации возникает класс задач, который не может быть решен давно сложившимися, стереотипными методами. Поэтому для выработки новых методов возрастает роль эксперимента, который позволяет не только получить новые результаты, но существенно ограничить поле применения так называемого метода проб и ошибок, приводящего, как правило, к нерациональному расходованию сил и средств. Основным методом такой работы являются экспериментальные исследования.
Социальная практика последних лет предъявляет новые требования к экспериментальному методу. До сих пор он использовался в основном в целях исследований. Сейчас он становится средством проектирования крупномасштабных нововведений.
Социальный эксперимент– метод проверки гипотетических знаний, сопровождается измерением тех состояний исследуемого объекта, которые подвергаются намеренному изменению.
Преимущества эксперимента по сравнению с другими методами.
В процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода побочные факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, в силу чего становится возможным получить точное знание именно об интересующем нас явлении.
Позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (в физике – сверхнизкие и сверхвысокие температуры, давления и др.).
Повторяемость – в процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных.
Виды экспериментов:
Исследовательские – когда пытаются выявить у объекта неизвестные ранее свойства.
Проверочные – когда необходимо проверит правильность тех или иных утверждений или теоретических построений.
Иллюстративные или демонстрационные – когда нужно продемонстрировать в учебных целях какое-либо явление (в учебниках химии).
Формы экспериментов:
полевой
лабораторный
Любой эксперимент, представляет такой метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств с целью получения необходимой информации о свойствах и особенностях этих объектов или явлений. Значительная часть экспериментальной техники служит либо для прямого воздействия на исследуемый объект, либо для преднамеренного изменения условий, в которых он должен функционировать.
Прежде чем поставить эксперимент, надо не только располагать его общей идеей, но и тщательно продумать его план, а также результаты. План проведения каждого конкретного эксперимента обладает своими специфическими особенностями. Не существует единого шаблона или схемы, с помощью которых можно было бы строить эксперимент для решения любой проблемы в любой отрасли.
Ход любого эксперимента необходимо контролировать, во избежание влияния негативных воздействий во время протекания эксперимента. При исследовании социальных явлений чаще всего в качестве контрольной системы выбирается отдельная совокупность или система индивидуумов. Все воздействия и изменения совершаются над экспериментальной группой, а о результатах этих воздействий судят, сравнивая с контрольной группой. В социальных науках эксперименты проводятся в основном над малыми группами людей, кроме того, здесь значительно больше опасности внести искажения в ход исследуемых явлений в силу их чрезвычайной сложности.
Эксперимент предполагает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Наряду с этим возникает одна проблема в практике экспериментирования. В естественных науках хорошо известно искажающее воздействие аппарата исследования на его объект и среду. В социологии также издавна фиксировались подобные эффекты. Известно, что эксперимент проводится в особых условиях. И при получении определенных результатов всегда ощущаются остаточные сдвиги – и тогда, когда нововведение оценено как несостоятельное и в том случае, когда оно осуществлено и подлежит распространению. Ведь льготные условия потому и таковы, что не могут стать повсеместными. Неизбежное их удаление в послеэксперименталном периоде, независимо от судьбы новшества, вызывает негативный контраст.
Являясь частью процесса нововведения, инновационный эксперимент воспроизводит его дифференциацию:
по сферам деятельности (производство, градостроительство, образование и др.),
по содержанию новшества (управленческие, технические, правовые),
по степени радикальности,
по масштабу.
Принципы проведения эксперимента:
Принцип контрольных объектов (необходим для точности оценки результатов),
Принцип повторимости результатов на том же и на других объектах,
Принцип обратимости изменений (негативные воздействия не только не должны быть допущены к рассмотрению, но и сниматься в самом экспериментальном объекте).
Принцип отделения постоянных факторов от ситуативных.
Инновационный эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
Проведение социального эксперимента весьма сложно и специфично. Объектом являются люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, которым свойственно осознавать себя, свое понимание внешнего мира, познавать его, строить планы, направленные на преобразование реальной действительности. Главное – выделить значимые переменные, обуславливающие социальное явление. Воздействуя на переменные и исследуя причинно-следственные зависимости, исследователь выясняет структуру определенности объекта и роль отдельных переменных.
Итоги эксперимента отражаются в отчете – это письменный документ, в котором систематизировано и наглядно излагаются результаты. По структуре отчет состоит из 3 частей: результаты, выводы и рекомендации.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ