logo search
GOSy

Социальный эксперимент в инновационном процессе

В современной социокультурной ситуации возникает класс задач, который не может быть решен давно сложившимися, стереотипными методами. Поэтому для выработки новых методов возрастает роль эксперимента, который позволяет не только получить новые результаты, но существенно ограничить поле применения так называемого метода проб и ошибок, приводящего, как правило, к нерациональному расходованию сил и средств. Основным методом такой работы являются экспериментальные исследования.

Социальная практика последних лет предъявляет новые требования к экспериментальному методу. До сих пор он использовался в основном в целях исследований. Сейчас он становится средством проектирования крупномасштабных нововведений.

Социальный эксперимент– метод проверки гипотетических знаний, сопровождается измерением тех состояний исследуемого объекта, которые подвергаются намеренному изменению.

Преимущества эксперимента по сравнению с другими методами.

В процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода побочные факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, в силу чего становится возможным получить точное знание именно об интересующем нас явлении.

Позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (в физике – сверхнизкие и сверхвысокие температуры, давления и др.).

Повторяемость – в процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных.

Виды экспериментов:

Исследовательские – когда пытаются выявить у объекта неизвестные ранее свойства.

Проверочные – когда необходимо проверит правильность тех или иных утверждений или теоретических построений.

Иллюстративные или демонстрационные – когда нужно продемонстрировать в учебных целях какое-либо явление (в учебниках химии).

Формы экспериментов:

полевой

лабораторный

Любой эксперимент, представляет такой метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств с целью получения необходимой информации о свойствах и особенностях этих объектов или явлений. Значительная часть экспериментальной техники служит либо для прямого воздействия на исследуемый объект, либо для преднамеренного изменения условий, в которых он должен функционировать.

Прежде чем поставить эксперимент, надо не только располагать его общей идеей, но и тщательно продумать его план, а также результаты. План проведения каждого конкретного эксперимента обладает своими специфическими особенностями. Не существует единого шаблона или схемы, с помощью которых можно было бы строить эксперимент для решения любой проблемы в любой отрасли.

Ход любого эксперимента необходимо контролировать, во избежание влияния негативных воздействий во время протекания эксперимента. При исследовании социальных явлений чаще всего в качестве контрольной системы выбирается отдельная совокупность или система индивидуумов. Все воздействия и изменения совершаются над экспериментальной группой, а о результатах этих воздействий судят, сравнивая с контрольной группой. В социальных науках эксперименты проводятся в основном над малыми группами людей, кроме того, здесь значительно больше опасности внести искажения в ход исследуемых явлений в силу их чрезвычайной сложности.

Эксперимент предполагает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Наряду с этим возникает одна проблема в практике экспериментирования. В естественных науках хорошо известно искажающее воздействие аппарата исследования на его объект и среду. В социологии также издавна фиксировались подобные эффекты. Известно, что эксперимент проводится в особых условиях. И при получении определенных результатов всегда ощущаются остаточные сдвиги – и тогда, когда нововведение оценено как несостоятельное и в том случае, когда оно осуществлено и подлежит распространению. Ведь льготные условия потому и таковы, что не могут стать повсеместными. Неизбежное их удаление в послеэксперименталном периоде, независимо от судьбы новшества, вызывает негативный контраст.

Являясь частью процесса нововведения, инновационный эксперимент воспроизводит его дифференциацию:

по сферам деятельности (производство, градостроительство, образование и др.),

по содержанию новшества (управленческие, технические, правовые),

по степени радикальности,

по масштабу.

Принципы проведения эксперимента:

Принцип контрольных объектов (необходим для точности оценки результатов),

Принцип повторимости результатов на том же и на других объектах,

Принцип обратимости изменений (негативные воздействия не только не должны быть допущены к рассмотрению, но и сниматься в самом экспериментальном объекте).

Принцип отделения постоянных факторов от ситуативных.

Инновационный эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.

Проведение социального эксперимента весьма сложно и специфично. Объектом являются люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, которым свойственно осознавать себя, свое понимание внешнего мира, познавать его, строить планы, направленные на преобразование реальной действительности. Главное – выделить значимые переменные, обуславливающие социальное явление. Воздействуя на переменные и исследуя причинно-следственные зависимости, исследователь выясняет структуру определенности объекта и роль отдельных переменных.

Итоги эксперимента отражаются в отчете – это письменный документ, в котором систематизировано и наглядно излагаются результаты. По структуре отчет состоит из 3 частей: результаты, выводы и рекомендации.