Технология художественного самодеятельного творчества
Технология художественного самодеятельного творчества представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.
В своем развитии каждый самодеятельный творческий коллектив проходит несколько этапов.
Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культурного института. Следующим этапом в развитии коллектива является выявление его потенциальных участников. Этот этап характеризуется сложным процессом проведения социологических исследований, организации приемных испытаний, комплектования коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.
Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров деятельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художественных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотношение организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.
Правовую и нормативную основу деятельности самодеятельных художественных организаций составляет система законодательных актов, нормативных документов, федеральных и региональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие самодеятельного художественного творчества, можно отнести Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон об общественных объединениях, Закон об образовании, некоторые разделы Гражданского кодекса Российской Федерации.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государства относительно прав человека в области культурной деятельности: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.
«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 году дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, связанные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.
Закон об образовании регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.
Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.
Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Их можно разделить на три группы. К первой группе относятся положения, непосредственно касающиеся самодеятельного творчества и определяющие порядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:
примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;
положение о народных самодеятельных коллективах;
положение о любительском объединении, клубе по интересам;
положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;
положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.
К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не получивших официального утверждения. Тем не менее они могут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:
примерное положение о самодеятельном художественном коллективе-спутнике и
примерное положение об уставе самодеятельной организации народного творчества.
Ко второй группе положений можно отнести документы, раскрывающие особенности функционирования отдельных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.
К третьей группе нормативных документов можно отнести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, домах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.
Все эти положения были утверждены в 80-х годах ХХ века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а потому нуждаются в некоторых корректировках.
В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и продолжительность проведения занятий и репетиций творческих коллективов. Кроме того в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкальные, хореографические и цирковые коллективы готовят концертную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей создает один короткометражный фильм. В целом выступления любительских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязанности руководителя коллектива и даются рекомендации по организационной структуре художественного объединения.
В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллективов, порядок подтверждения ими звания «народный», особенности руководства и поощрения народных самодеятельных коллективов, их штаты и финансирование.
Положение о любительском объединении, клубе по интересам распространяется на все виды самодеятельного творчества и применительно к художественному творчеству может регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объединения любителей не ставят в качестве главной цели совместной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду художественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирования объединений; проблемы их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации. В положении отражены вопросы организационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельности; принципы финансово-хозяйственной деятельности.
Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоящих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также разнообразные инструктивные письма, регламентирующие конкретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об организации платных концертов и спектаклей самодеятельных художественных коллективов и исполнителей» (1988 г.).
Отказ от нормативных подходов к финансированию учреждений культуры предопределил разработку социально-культурных программ и проектов, которые также регламентируют работу любительских творческих коллективов. По масштабу мероприятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная с 1991 года Министерством культуры Российской Федерации разработаны и осуществляются такие программы как:
«Наследие»;
«Жилье и социальное обустройство»;
«Межнациональное культурное сотрудничество»;
«Народное творчество, промыслы и ремесла»;
«Юные дарования» («Новые имена»);
«Духовное возрождение России средствами музыкального и театрального искусства»;
«Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;
«Наука и культурная политика»;
«Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.
Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художественной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.
Основными принципами педагогического руководства художественным коллективом любителей в современных условиях становятся:
принцип идейно-художественного плюрализма (многообразие идейного содержания, свобода выражения и столкновение различных идей);
принцип взаимосвязи элитарного и массового самодеятельного искусства;
принцип преемственности отечественных художественно-исторических традиций;
принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особенностей искусства;
принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии самодеятельного художественного творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:
расширение идейно-художественного многообразия самодеятельного искусства и дифференциация его идейного художественного содержания;
гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;
расширение палитры художественных методов и стилей творчества;
модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистическим художественным принципам);
фольклоризация самодеятельного искусства;
расширение импровизационных начал;
обращение к традициям религиозного искусства;
тяготение к синтезу видов, форм и жанров художественного творчества.
- Социально-культурная деятельность Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012
- Введение
- Часть 1. История социально-культурной деятельности Исторические корни досуга.
- Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
- Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
- Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке.
- Общественно-просветительские движения и досуг
- XIX - начала XX вв.
- Культурно-просветительная работа в 40-50 гг.
- Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг.
- Социокультурные преобразования в 80-90 годы.
- Часть 2. Теория социально_культурной деятельности Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
- Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
- Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
- Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности.
- Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности
- Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
- Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
- Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
- Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
- Часть 3. Технологии социально-культурной деятельности Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.
- Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
- Классификация художественной самодеятельности.
- Технология художественного самодеятельного творчества
- Типология любительских объединений.
- Технология любительского творчества.
- Рекреативно-оздоровительная деятельность социально-культурной сферы.
- Методика рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Организация рекреационно-оздоровительной деятельности.
- Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения.
- Организация и методика работы с различными категориями детей, подростков и юношества.
- Виды внешкольных досуговых центров, их структура и координация деятельности.
- Основные направления социально-культурной деятельности молодежи.
- Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
- Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
- Структура и функции социальной работы в рф.
- Экономические основы социально-культурной сферы.
- Технологическое содержание менеджмента.
- Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.
- Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.
- Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.
- Система маркетинга и ее функционирование в культурно-досуговой сфере.
- Сущность и особенности общения как социально-психологического явления.
- Социально-культурная работа как феномен современного мира.
- Исторический анализ социально-культурных процессов и технологий за рубежом.
- Теория социально-культурной деятельности за рубежом.
- Общественно-государственная политика в социально-культурной сфере за рубежом.
- Понятие о проектировании и развитии социально-культурной сферы.
- Социологические методы изучения досуга
- Изучение документов.