logo search
скд гэк учебное пособие

Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.

Самодеятельное художественное творчество представляет исторически новую форму функционирования культуры.

Специфика ее функций, в частности, связана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей от своих универсальных способностей, обусловленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посредством художественной деятельности, дополняющей его деятельность как субъекта других, нехудожественных социальных ролей.

Любым образом протекающая художественно-творческая деятельность определенным образом развивает познавательный, коммуникативный, творческий и другие потенциалы индивида, групп и масс участников художественной самодеятельности.

Степень эффективности художественной самодеятельности как социально-педагогического явления зависит: на уровне коллектива - от меры подчинения художественно-творческого процесса педагогической и социально-психологической целесообразности и педагогической инструментовки жизнедеятельности групп; на уровне движения в целом- от ориентации практики управления художественной самодеятельностью на социальные результаты.

Системообразующим элементом, влияющим на педагогическую ситуацию в отправной точке педагогического процесса и противоречия в его ходе, является участник самодеятельности.

Принципами организации жизни коллектива, обеспечивающими разрешение указанных противоречий и движение педагогического процесса являются:

Показателями эффективности педагогического процесса являются:

Основой педагогического процесса в самодеятельных творческих объединениях является включение участников в активную общественно-значимую деятельность по интересу.

В настоящее время необходимо кардинально менять систему руководства всей системой художественной самодеятельности, для чего необходимо:

а) отказ от нормативной практики управления художественной самодеятельностью, ограничивающей свободу инициативы участников и руководителей жесткими рамками в области набора рекомендуемых видов и жанров, и в частности, дискриминации определенных видов и стилей художественного творчества; а также отказ от регламентов в части численного состава коллективов и затрат времени на руководство самодеятельными группами;

б) поощрение многообразия организационных структур в опоре на принцип «равноправия» видов и жанров художественного творчества в соответствии с классификацией самодеятельности;

в) приоритетное внимание к развитию детской самодеятельности и учебного типа объединений для молодежи (классов, студий, школ искусства и т.д.), способных поднять художественную самодеятельность на качественно более высокий уровень, обеспечивая для творческих «взрослых» по составу объединений, подготовленный контингент;

г) преодоление централизма и ведомственности в организации самодеятельности, переход к регионально-территориальному принципу развития; отказ от переоценки роли смотров и фестивалей, основанных на состязательности по вертикали, как главного способа стимулирования самодеятельности, за счет поворота к оценке самодеятельности по ее участию в общественно-гражданской и художественной жизни на местах;

д) отказ от политики распространения на сферу самодеятельного художественного творчества хозрасчетных отношений и других коммерческих принципов;

е) обеспечение в процессе подготовки кадров новых профессиональных фигур: социологов и экономистов в области художественной культуры и народного творчества; организаторов (менеджеров) народного творчества и художественной самодеятельности; методистов по художественной самодеятельности различных видов, способных направлять развитие системы соответствующих коллективов в различных территориях и регионах; специалистов по культурно-досуговой работе и эстетическому воспитанию детей.