logo search
GOSy

2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.

 

Необходимость сохранения и развития многонационального культурного наследия народов России обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности предметов Музейного и Архивного фондов Российской Федерации, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

Для сохранения и охраны объектов культурного наследия прежде всего необходимо:

совершенствовать законодательство об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности;

урегулировать правовое положение особо ценных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

урегулировать отношения, связанные с культурным наследием, предусмотрев специальный режим его правового регулирования;

провести общероссийский мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также их инвентаризацию, уточнение пообъектного состава и прав собственности.

Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации, которая предусматривает:

реализацию комплекса мер по определению и утверждению границ территорий музеев-заповедников, режимов охраны, содержания и использования указанных территорий;

выявление территорий, обладающих историко-культурным и природно-ландшафтным ресурсом, для образования на их основе достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников;

проработку на основании обобщенного материала совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организационных, правовых и финансово-экономических возможностей, связанных с организацией и учреждением в период до 2015 года в субъектах Российской Федерации достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников федерального, регионального и муниципального значения;

формирование на базе федеральных и региональных достопримечательных мест историко-культурных заповедников и музеев-заповедников, межрегиональных туристических маршрутов в целях развития разнообразных форм культурно-познавательного туризма.

Условием сохранения культурного наследия является модернизация архивного дела путем:

совершенствования законодательства о разграничении полномочий в области архивного дела;

создания условий для повышения уровня безопасности хранения архивных документов;

совершенствования условий доступа населения к информации архивов.

В целях сохранения государственной части Музейного фонда Российской Федерации необходимо создать единую федеральную базу данных о музейных предметах и коллекциях, что позволит осуществлять эффективный контроль за их учетом и хранением, расширит условия доступа граждан к культурным ценностям, создаст благоприятные условия для научного использования.

Для улучшения условий деятельности музеев, архивов, сохранения и популяризации памятников истории и архитектуры необходимо осуществить компьютеризацию, перевод на электронные носители музейных и архивных фондов, разработку и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных и архивных фондов и музейных коллекций.

Необходимым условием сохранения отечественной культуры является укрепление и дальнейшее развитие профессионального искусства путем совершенствования механизмов его поддержки, стимулирования процессов творчества и обеспечения социальной защиты творческих работников. В этих целях необходимо осуществить:

совершенствование законодательства с учетом специфики обеспечения творческой деятельности;

совершенствование правового регулирования меценатской деятельности;

разработку и внедрение новых организационно-правовых форм деятельности учреждений искусства;

укрепление материальной базы учреждений профессионального искусства путем модернизации помещений и специального оборудования, обеспечения профессиональным инструментарием;

совершенствование условий оплаты труда и пенсионного обеспечения творческих работников;

совершенствование реализации творческих проектов, имеющих некоммерческий экспериментальный характер;

дальнейшее развитие системы государственных грантов для поддержки выдающихся деятелей культуры и творческих коллективов, талантливой молодежи;

создание условий для адаптации сферы культуры и массовых коммуникаций к рыночным условиям и стимулирование увеличения доли частного финансирования этой сферы, в том числе использование механизмов государственно-частного партнерства, развития меценатства и благотворительности;

внедрение современных форм менеджмента и совершенствование системы профессиональной переподготовки творческих работников.

Базовым элементом государственной политики по сохранению культурного наследия России является сохранение традиционной народной культуры как самой массовой формы культурной деятельности. С целью реализации этого направления необходимо разработать систему мер по сохранению нематериального культурного наследия народов России, которая должна предусматривать:

разработку концепции сохранения нематериального культурного наследия, формирование пакета модельных нормативных документов, регламентирующих развитие и сохранение народной традиционной культуры;

внедрение грантовой поддержки и других мер стимулирования деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного искусства;

создание условий для привлечения детей и молодежи к занятиям, связанным с народной культурой.