57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
Молодость, как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естественные формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала жесткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения. В некоторых обществах возрастные группы охватывали все население, в других - только молодежь, ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и так далее.
С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько его социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный формальный характер. Хотя те или иные виды «молодежных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячества», «королевства шутов» и т.д.), давая «легальные» формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее четкими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии со временами года.
Например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» - от 20 до 40, полноценная зрелость «осень» - с 40 до 60, старость «зима» - с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Соломон делит человеческую жизнь на 10 «седмиц», причем юность начинается в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, оптимальный брачный возраст на 5-ю седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами.
В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 г. требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что «... пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой». Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем поз найму. В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле[ неполноты социального статуса), пока он не обзаводился семьей.
В новое время положение еще более усложнилось. Прежде всего, раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое, и в частности половое, созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого периода обучения, с которым ассоциируется неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в различных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ; нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и выше.
Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодежные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия дает формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения молодежи по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) способствует выработке специфического «молодежного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»).
Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечет за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Дело не .столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жизни, удельный вес молодежи в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет вопреки мнению ряда ученых принципиального направления процесса социализации, так как любые поиски нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества.
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности.
Таким образом, молодёжь - особая социальная группа общества, переживающая период становления социальной зрелости и выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, психологических особенностей и социально-экономического положения, состояние которого зависит от степени экономического и культурного развития данного общества.
На молодёжный возраст приходятся очень важные социальные и демографические события в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, служба в армии (для юношей), начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане; продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу.
К 30-ти годам молодой человек, как правило, уже имеет профессиональное образование, достигает определённых успехов в сфере труда, создаёт семью, обретает общественный статус.
Молодёжь принято делить на три группы в зависимости от возраста: 14-20 лет - юношеская молодёжь, 21-25 лет - среднего возраста, 26 - 30 лет - молодёжь старшего возраста. Такое деление позволяет учитывать особенности каждой возрастной группы и строить работу в соответствии с этими особенностями и теми проблемами, которые есть в молодёжной среде.
Сущность и основные понятия молодежной культуры
Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность: детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения.
Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (реег drouр) и др.
В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, к группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками.
Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки в связи с увеличением периода подготовки к профессиональному труду, с другой, рас-;; ширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.
Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.
В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием _ совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.
Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий, от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и, прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного" времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени, затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи.
Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных, потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествием рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.
Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс, отмечает следующие специфические проявления молодежной культуры:
стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;
резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни; «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;
двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначности противоречивых соотношений чувств любви и ненависти.
Немецкий исследователь молодежной культуры Гутенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп.
К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса.
Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзенштадта, который писал, что появление формализованных и возрастно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи являются его ведущие социальные институты и чем менее эффективна семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает молодежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предприятий целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определений является следующее: «Молодежная культура - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение: «Современная молодежная культура - довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным определением является следующее: «Молодежная культура — это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».
Молодежная субкультура
Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодежной культуры.
Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, обнаруженным в исследованиях молодежной преступности в К. США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно связался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Великобритании доминирует более поздняя традиция исследования молодежных субкультур, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения.
В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтральных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур.
В отечественной литературе понятие «молодежная субкультура» стало использоваться для характеристики явлений и процессов, происходящих в период «перестройки» российского общества на рубеже 80-90-х годов. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противоречий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную культуру.
Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные; для общества ценности или вырабатывать собственные. Так появляется определенное своеобразие в элементах культуры различных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и становятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представляющая особую социально-демографическую группу.
Впервые в отечественной литературе определение субкультуры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами». В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры. Приведенное определение можно рассматривать как имеющее основополагающее, эвристическое значение.
Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб» обретает совершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потенции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрессивного развития общественной культуры. Это мнение подкрепляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.
Составная часть слова «суб» в переводе с латинского означает:
расположение под чем-либо или около чего-либо;
подчиненность;
второстепенность.
Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.
На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи.
Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:
образ элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;
манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);
сленг — специфический словарь и его использование.
Одна из основных функций стиля - это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.
Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования особой идентичности, выходящие за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура помогает решать молодежи и внутренние экзистенциокальные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягательность субкультур для некоторой части молодежи.
Рассмотрение характеристики и функции молодежной субкультуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкультурой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, альтернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения.
Особенности молодёжного досуга
Если говорить об организации молодёжного досуга как способе активизации молодёжной инициативы, то здесь, прежде всего, надо остановиться на молодёжных инициативах.
Опыт последних десятилетий позволяет выделить несколько основных типов объединений по интересам.
Во-первых, это клубы общественно-инициативного характера, в своем развитии сформировавшие существенную часть неформатиле-та 80-90-х годов. Их природу определяло не столько содержание деятельности, сколько отстаивание организационной самостоятельности. Во-вторых, сложилась в самостоятельную группу совокупность любительских объединений, сплачивающих молодых людей вокруг того или иного занятия, позволяющего реализовать потребность к оформлению альтернативной системы общения. Как правило, такие клубы оказывались недолговечны и не принимали характера устойчивых объединений. В-третьих, относительно небольшая часть молодежи объединялась разного рода творческими группами. В-четвертых, складывались и чисто досуговые, рекреативные группы.
Особый интерес представляют клубные формы молодежной самодеятельности. Клубная общность позволяет молодому человеку удовлетворить такие сущностные потребности, как потребность в самовыражении, самоутверждении и самореализации, в доминировании и лидерстве, в смысле жизни и социально-психологической включённости, безопасности, в подчинении и покровительстве, в социально-психологической и этнокультурной идентичности и принадлежности.
К социально-психологическим признакам клуба относятся:
относительная социальная однородность членов клуба;
в клубе, как правило, преобладают горизонтальные связи общения и взаимодействия и отсутствуют жесткие иерархические структуры «лидерство-подчинение»;
характерно осознанное самоопределение членов клуба, их отождествление с ценностями, целями и задачами клуба. Это предполагает определенное единство ценностных ориентации членов и наличие идеологии, которая фиксирует и оформляет эти ценности;
для сформировавшейся клубной общности характерна некоторая социально-психологическая оппозиционность, т.е. разделение социума на «мы - клуб» и «они - все остальные». Члены клуба всегда воспринимают себя как лучших, отличных от других, противопоставляют себя всем, кто «не мы»;
в сформировавшейся клубной общности, как правило, складываются определенные внутренние нормы, регулирующие отношения внутри нее и отличающиеся от норм и правил, регулирующих отношения клуба с внешним миром.
Тип человека, тяготеющего к неинституциональным общностям, был определен в публикациях последних лет как «клубный человек». Чаще всего это индивид, не полностью «вписывающийся» в социум и потому воспринимающий его как «вещественно-чуждый». Он ориентирован, прежде всего, на ту сферу человеческих отношений, «внутри» которой может оптимально существовать и выстраивать себя как личность. «Человек клубный» - это человек, живущий в условиях дефицита позитивной реализации. Отсюда постоянное чувство изолированности, фрагментарности собственной жизни и судьбы, которое заставляет искать «прорыв» из этого состояния в сторону . воссоединения - с этносом, природой, культурой, богом, другим человеком. Самодеятельность можно рассматривать как способ (механизм) установления (восстановления) связи человека с другими людьми, в которой предмет интереса - искусство, политика, экология, - играет роль «посредника», средства. Личностное значение таких «посредников» имеет двойственный характер: 1) это способ открыть, явить миру себя, реализуя и активно развивая свое индивидуально-творческое начало, 2) это возможность действовать и быть признанным, говорить и быть услышанным другими.
Социально-педагогическая ценность досуговой деятельности молодежи состоит в том, что она зачастую востребует от личности молодого человека иные непрофессиональные ее свойства и качества, стимулирует у нее развитие других сторон творческих способностей, создает благоприятные условия для самовоспитания, самореализации творческого потенциала
Эффективность формирования качеств субъекта культуротворческой деятельности у молодежи в значительной мере зависит от:
целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую социально-значимый характер,
целенаправленного и корректного социально-педагогического регулирования ее культуротворческой деятельности,
стимулирования у нее потребностей в интенсивно межличностном общении и самообразовании.
Наиболее полно активность молодежи проявляется в молодежных культурных центрах. Первый этап становления МЩ датируется концом 50-х - серединой 60-х годов. Основными видами деятельности МЮД в этом периоде становятся молодежные клубы и молодежные кафе, актив которых составили преимущественно студенты и молодая интеллигенция. Развитию молодежных клубов и кафе в этом периоде способствовало относительное улучшение общественно-политической обстановки в стране, получившей название «хрущевской оттепели». Спад молодежной активности стал заметным в конце 60-х-первой половине 70-х годов в связи с «совершенствованием» и углублением командно-административных методов управления культурой.
Второй этап становления МКЦ приходится на вторую половину 70-х - 80-х годов. Основным видом деятельности МКЦ этого периода становится дискотека. Параллельно с развитием дискоклубов набирает силу новая волна молодежного самодеятельного рока. Первый рок-клуб в стране открывается в Ленинграде в 1981 году.
Третий этап развития МКЦ неразрывно связан с перестройкой всех сфер общественной жизни страны, новой культурной политикой в отношениях досуговой деятельности молодежи. Нормативно-правовую базу для работы с молодежью в новых условиях составили принятое Министерством культуры СССР «Положение о любительском объединении, клубе по интересам» от 13 мая 1986 года и совместное постановление Секретариата ВЦСПС, Коллегии Министерства культуры СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ «О создании городских, районных молодежных культурных центров», в соответствии с которыми МКЦ должны были открыться в каждом городе уже в 1986 г.
Молодежь в возрасте 16-29 лет в 1987 году имела среднегодовой объем свободного времени порядка 1700-1800 часов, что составляло в среднем 3-5 часов в день. В конце 80-х - начале 90-х появились новые тенденции в сфере использования свободного времени молодежью. Одной из них является уменьшение объема свободного времени и использование его с целью получения дополнительного заработка. В связи с экономическими трудностями молодые люди не реализовывали многие виды форм досуга или реализовывали их редко. Свободное время сокращалось из-за необходимости подработать. Возникла параллельная сфера деятельности, другая работа.
Во второй половине 90-х годов изменилась общая продолжительность фактической работы у многих россиян: у мужчин увеличилась на 1.5 часа в неделю, а у женщин - сократилась на 7.2 часа. У мужчин в несколько раз возросло время дополнительной работы, поскольку заработки на основной оказались недостаточными, а также передвижений во время работы и от дома на работу и обратно. У женщин же значительно сократилась продолжительность оплачиваемой работы, что связано с неполной загруженностью по месту основной работы.
Структура досуга молодежи 90-х годов значительно эволюционировала в сторону его индивидуализации. Со второй половины 8 свободное время для абсолютного большинства молодежи становится самоцелью, заполняясь в основном просмотром телепередач, видеофильмов, чтением иллюстрированных журналов, неформальным общением. Тенденция автономизации досуговой деятельности была изначально обусловлена значительными изменениями материальных возможностей использования свободного времени. За 2 последних десятилетия увеличилось количество государственных и негосударственных радиостанций и телеканалов, стала реальной возможность приобретения новых видеофильмов и просмотра их в домашних условиях..
На рубеже 80-90-х годов в структуре молодежного досуга по-прежнему значительное место занимало телевидение: 350 -600 часов в год Наиболее популярными телепередачами для всех социально-профессиональных групп молодежи являлись: спортивные, музыкальные, художественные фильмы.
Телевидение второй половины 80-х оказало мощное информационное воздействие на молодое поколение. Оно способствовало качественному изменению базовых представлений молодежи о многих ценностях социализма, демократии и мира культуры. Во «Взгляде» тех лет реабилитировали многие запрещенные книги, снимали с полок запрещенные фильмы, героями «взглядовских» выпусков стали интеллигенты, возглавившие тогда духовную перестройку: Юрии Афанасьев, Юрий Карякин, Гавриил Попов, Анатолий Приставкин, Анатолий Рыбаков и т.д.
В молодежной субкультуре все более очевидной становится тенденция снижения интереса молодых людей к чтению художественной литературы. По данным Министерства культуры РФ, в 1996 году по отношению к 1995 количество читателей во всех государственных библиотеках РФ уменьшилось на 704 000 человек. Падение интереса у молодежи к чтению художественной литературы связано со многими причинами - отрицательную роль в приобщении молодых читателей к лучшим произведениям художественной литературы сыграли всевозможные экранизации книг. Сегодня радио, кино и телевидение «опрокидывают» на нас готовые образы, без участия и контроля ума и рассуждения. Аналогичная тенденция в отношениях между молодежью и книгой наблюдалась и в США. Дети и молодежь здесь не умеют читать, но не пробуют это делать. Молодые люди, которых воспитывают вечно спешащие родители, отбрасывают книги под напором более интересных для них электронных игр. Молодежь, загипнотизированная многоканальным телевидением, идет в школы, в которых маленькие, скудные библиотеки. Учителя, задавленные грузом обязанностей, не в состоянии приучить ребят к чтению.
За последние годы в России значительно увеличились объемы изданий художественной литературы на коммерческих условиях. Книг стало больше, но доступнее они не стали в связи с высокими ценами на них. Все эти факторы не только не создают у молодежи повышения интереса к чтению, но, наоборот, снижают его.
В 90-х годах - повышенный интерес молодых россиян к церковным праздникам, к традиционным празднично- игровым формам досуга, веками складывавшимся в России. За многие предыдущие десятилетия социалистическая идеология так и не создала новой, эмоционально-притягательной обрядности, а вызванные ею к жизни формы к нашему времени успели омертветь. Там, где в современном досуге происходит возвращение к историческим и фольклорным корням, культура оживает, наполняется смыслом, одухотворяется и помогает людям выжить.
90-е годы стали для России своеобразным религиозным «бумом», значительно возросло количество церковных обрядов венчания и крещения, возросло общее количество прихожан.
Возрождение традиционно российских празднично-игровых форм досуга приобретает тенденцию нарастающего характера.
Наиболее универсальной функцией досуга является поддержание свойственной народу и необходимой для развития любой цивилизации энергии, способствующей успешному творческому реагированию на возможные «вызовы» истории, часто ставящие народ на грань жизни и смерти.
За последние 10 лет в молодежной среде стала наблюдаться тенденция роста пассивно-созерцательных видов досуговой деятельности (просмотр телепередач и видеофильмов, посещение ресторанов, эстрадных шоу и спортивных соревнований) и уменьшение доли творческо-созидательных видов (участие в самодеятельном творчестве, любительской деятельности, техническом творчестве, общественно-политических движениях).
Преобладающим видом досугового времяпрепровождения у всех групп молодежи является пассивно-созерцательный, вторым по степени значимости - творческо-созидательный, прослеживается безразличное и некритическое отношение к досугу. У молодежи низок уровень потребностей сделать свой досуг более интересным и содержательным, завышена самооценка направленности и содержательности своего досуга, процент молодежи, желающей сделать свой досуг более интересным и содержательным, крайне низок. Схожие тенденции и в других странах СНГ.
В процессе кардинальных общественных перемен изменяется специфика и сфера досуга людей, переструктурируются их интересы, изменяется количество времени, которое затрачивается в тех или иных областях конкретной деятельности. У части молодых людей проявляется психология пассивного ожидания и тенденция к реализации «рентной» установки, порой вытесняющей у них собственную активность и стремление осознанно строить свою жизнь. Психология пассивного ожидания формирует у молодого человека позицию беспомощности и неуверенности, зависимости, а иногда и чувство униженности. Разнообразие способов организации, распределения и использования временного бюджета ныне попадает в полную зависимость от активности самой личности, от источников ее дохода и каналов их получения, от специфики социальной группы, к которой она принадлежит, но в сочетании с ценностными установками и жизненными планами самой личности.
Каким же образом привлечь молодежь в учреждения культуры? В.Я. Суртаев предлагает построить следующую модель работы, наиболее оптимальную на наш взгляд:
I ЭТАП. Выявление социокультурного и социально-педагогического потенциала территории (города, района, поселка). Необходимо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся сеть учреждений культуры, народного образования, физической культуры и спорта. В ходе исследования полезно получить следующую информацию:
- количество населения;
перечень предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории;
количество и социально-профессиональная структура молодежи в возрасте 16-30 лет;
перечень учебных заведений всех типов и их материальная база (актовые и спортивные залы, спортплощадки, библиотеки, зоны отдыха);
количество молодых преподавателей учебных заведений (до 30 лет), проживающих и работающих;
перечень редакций газет, радио, телевидения, расположенных на территории микрорайона, города, поселка;
перечень учреждений культуры и их материально-техническая база (наличие театрально-концертных, кино-видео-дискозалов, гостиных; структурных фондов библиотек, наличие телерадиоаппаратуры, игрового инвентаря);
перечень молодежных коллективов самодеятельного художественного творчества, любительских групп и объединений, расположенных на территории;
перечень стадионов, бассейнов, общественных спортивно-оздоровительных групп и объединений, спортивных секций в общежитиях, на предприятиях;
перечень общежитий, в которых проживает учащаяся и работающая молодежь с описанием их материально-технической базы (наличие комнат, спортзалов, видеосалонов, библиотек, спортинвентаря).
Составленный по итогам анализа социокультурный паспорт -важный источник планирования профессиональной деятельности организаторов молодежного досуга, постоянно должен пополняться и обновляться. Важно иметь точную и полную информацию о конкретных молодежных лидерах самодеятельных творческих групп и любительских объединений, о лидерах общественно-политических движений, спортивно-оздоровительных групп. В целях дальнейшего использования творческого и организаторского потенциала молодежных лидеров, необходимо о каждом из них формировать информационный фонд - рабочую картотеку (место работы или обучения, рабочий и домашний адреса, телефоны, основные данные об общественной, организаторской и творческой деятельности каждого лидера в отдельности).
Необходимо выявить реальный круг молодых людей, наделенных способностями и талантами в художественно-творческой и организаторской сферах деятельности, но по различным причинам не реализовавших свой социокультурный потенциал в полной мере -таланты они проявляют в кругу друзей, в семье, на тусовках. Но если им создать благоприятные условия для реализации их потенциала, то эта категория молодежи своими поступками и действиями может принести пользу в формировании вокруг себя своеобразного «поля» досуга молодых людей. Выявить их можно лишь общаясь с самой молодежью по месту работы, учебы, жительства в условиях неформального, доверительного общения, можно получить информацию о явных и «скрытых» лидерах. Другими каналами выявления такой молодежи могут быть организованные учреждениями культуры выставки любителей живописи, фотографии, народных ремесел, конкурсы и фестивали авторского и самодеятельного творчества различных жанров, когда в ходе организации мероприятий внимание привлекается через местные средства массовой информации; составленные в общественных местах.
П ЭТАП предполагает тщательное изучение культурных ориентаций тех групп молодежи (возрастных и социально-профессиональных), которые количественно преобладают в данном территориальном отрезке) и потенциальных организационно-методических возможностей удовлетворения выявленных ориентаций. ,.
Методами изучения культурных ориентации могут быть:
анализ рубрик, тем, передач, проблемных материалов центральных и местных газет, радио- и телепередач, пользующихся наибольшей популярностью и интересом у молодежи;
анализ покупательского спроса молодежи на художественную и научно-популярную литературу, аудиокассеты, деофильмы (в магазинах и пунктах проката);
анализ читательских интересов молодежи (через библиотечные формуляры).
Выявленные в ходе изучения данные условно делятся на 2 с новных типа времяпрепровождения: творческо-созидательныи и пассивно-созерцательный, каждый из которых должен получить свое оганизационно -методическое обеспечение.
III ЭТАП - вовлечение в социально-значимые виды деятельности молодежи пассивно-созерцательного типа и создание среды для реализации потенциала молодежи творческо-созидательного типа.
В связи с вышеупомянутыми особенностями современной молодежи России учреждения культуры должны сделать больший упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая конечно, и о групповых и индивидуальных формах работы.
Из организационо-методических форм работы учреждений культуры с молодежью по прежнему популярными остаются дискотеки, различного рода конкурсы, ролевые игры и фестивали.
- IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).
- 2. Ведущие модели зарубежного менеджмента.
- 4. Специфика менеджмента в сфере культуры
- 5.Функции и принципы менеджмента.
- 7.Разработка организационных документов (Устав, должностная инструкция, контракт).
- 8. Типология управленческих решений в менеджменте
- 9.Технология планирования деятельности в социально-культурной сфере. Бизнес-план — основа деятельности фирмы.
- 10Виды учета и учетная документация учреждений культуры.
- 11.Технология контроля в отрасли культуры.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 13Система повышения квалификации работников культуры.
- 14.Лидерство и стили управления.
- 15Стимулирование и мотивация деятельности работников культуры.
- 16 Экономическое пространство социально-культурной сферы.
- 17Предпринимательская деятельность организаций культуры.
- 18.Технология фандрейзинга в скс.
- 19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.
- 20. Общая характеристика ресурсной базы скд
- 21.Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.
- 22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.
- 23Налоговая политика в социально-культурной сфере.
- 24Управление маркетингом.
- 25.Маркетинг услуг в социокультурной сфере.
- 26.Общие принципы формирования рекламного сообщения.
- 27.Основные средства рекламирования и критерии их отбора.
- Глава 1. Общие положения
- 29. Социальная политика Тюменской области
- Меры социальной поддержки, предоставляемые органами социальной защиты Тюменской области
- 30. Этапы и участники рекламной деятельности
- 31.Основные понятия и категории проектирования социально-культурных процессов.
- 32.Виды и уровни социальных проектов.
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- Оценка социальных последствий инновационных управленческих решений
- Социальный эксперимент в инновационном процессе
- 34.Функции, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества.
- 35.Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.
- 36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.
- 37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.
- 38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.
- 39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.
- 41.Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности. Клуб – самый распространенный тип кдц.
- 42.Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.
- 43.Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.
- 44. Основные методы социологических исследований в скс
- 45.Профессиональная терминология работника культуры.
- 46.Возникновение клубов в России.
- 47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).
- 49.Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- 50.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Функциональные технологии
- 52Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры.
- Виды информационно-просветительской деятельности
- 53.Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.
- Вопрос 2:
- 54.Социальная работа как система: характеристика, технологии.
- Социальная работа
- 56.Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 57.Досуг как сфера самореализации молодежи.
- 58. Общая характеристика и особенности социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 59Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста.
- 60. Понятие и сущность продюсирования
- 61. Развитие арт-менеджмента в России
- 63. Менеджмент гастрольной деятельности
- 65.Изучение и формирование общественного мнения.
- 66.Этические аспекты паблик рилейшнз в скс.
- 67.Организация и проведение специальных событий в скс.
- 68.Беседа как форма делового общения.
- 69.Особенности невербальной речи: классификация, виды.
- 71.Функции делового общения.
- 72Речевая коммуникация менеджера скд.
- 73Общая характеристика выставочной деятельности.
- 75. Социальная работа как возможность решения социально культурных проблем на западе
- 76.Организация досуга за рубежом.
- 77. Информационное обеспечение научно-методических органов и служб культуры
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- В основу отраслевой системы информации положены следующие основные принципы:
- В задачи этих информационных служб входят:
- 78.Районный дом культуры — методический центр сельских клубных учреждении
- Содержание работы методического центра
- Содержание работы методического центра
- 81. Цели и задачи культурной политики
- 82. Приоритетные направления региональной культурной политики
- 83. Тенденции и перспективы развития современной государственной культурной политики
- 84Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности
- 87.Миссия организаций социокультурной сферы
- 1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России
- 2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
- 3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки
- 4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом
- 96. Этапы разработки региональных социально – культурных программ