logo search
GOSy

47.Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).

План.

- социально-экономическое и политическое положение России после октябрьской революции.

- мероприятия государства в области культуры и просвещения

- задачи и принципы культурной революции

Страна переживает тяжелые экономические трудности, гражданскую войну, голод, разруху, классовую борьбу.

Самый главный негатив до революции и после совершения их влияния – безграмотность населения, по времени 1917 г. насчитывается: 75% неграмотных, 7% грамотных (чуваши), 3% таджики, 48% национальностей не имели письменности.

В 1922 г. вывезены из России более 100 крупных ученых. Под видом уничтожения старых политиков разрушаются церкви, храмы, монастыри…

Многие культурные ценности вывезены за границу, разворовываются фонды. К 1920 году было ликвидировано много монастырей.

После революции происходит интеллектуальный и психологический ущерб культуры. Победившая партия утверждает свою идеологию, все учреждения культуры используют средство для пропаганды советской власти.

1918 год – декрет о свободе совести церковных и религиозных обществ. В результате него церковь отделяется от государства (государство носит светский характер). В учебных заведениях отменяется изучение божьего закона. Проводится активная, анти-религиозная пропаганда – т.е. отрицание любых решений.

1918 г. совет народных коммисаров принимает декрет о мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью. 26.12.1919 г. – декркт о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР.

2 декрет: обучение граждан от 8 до 50 лет.

3 декрет: о снятии памятников царских деятелей и создание новых памятников.

Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведения искусства: Питер – Эрмитаж, Москва – Третьяковская галерея.

1919 г. – создан руководящий орган – наркомпрос (отдел искусства, отдел внешкольной работы). Во главе: Луначарский, Крупская. Финансировался государством и выдвигал задачи:

1. строительство новых учреждений внешкольного образования

2. создание единой сети УК

3. подготовка кадров

Июль 1920 г. – комиссия по ликвидации неграмотности.

С 1918 г. открываются пункты по ликвидации неграмотности. Школы для малограмотных создавались при всех учебных заведениях. Они делились на две группы: безграмотные, малограмотные. Наиболее успешная ликвидация в красной армии.

1919 г. – 4000 красноармейских школ

1920 г. – 6000 красноармейских школ

1918 г. – 7 млн. человек получили первоначальное образование.

К 1920 году от 13 до 30 лет имелось 18 млн. неграмотных.

1918 г. – 8-й съезд РКПБ.

Основные принципы культурно-просветительской работы:

1. принцип партийности

2. п. научности

3. п. связи с жизнью.

Съезд вынес постановление о политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне, т.к. считается, что основами просвещения должны являться – коммунистическая пропаганда, общее и агропромышленное образование.

1918 г. – первый всероссийский съезд по просвещению.

1919 г. – первый всероссийский съезд по внешкольному образованию, который вынес решение об объединении внешкольной просветительской работы в РСФСР, решение о ликвидации безграмотности, решение о создании государственной системы учреждений внешкольного образования.

В стране происходит культурная революция:

1 этап. Построение социалистической культуры

Задачи:

1. ликвидация безграмотности

2. создание единой сети внешкольного образования и просвещения

3. развитие советской науки и техники

4. развитие советской литературы и искусства

5. создание советской интеллигенции.

Задачи, выдвинутые Лениным:

1. воспитание женщин

2. уделить внимание национальным окраинам

3. введение русского языка

2 этап. Построение коммунистической культуры.

Итог: с первых дней октября перед учреждениями культуры ставится задача идейно-политического воспитания и просвещения.

Исторический анализ документов просветительской деятельности.

Первые годы советской власти.

1 документ:Декрет СНК РСФСР о свободе совести, церковных и религиозных обществах.

20 января 1918 года

1. церковь отделяется от государства,

2. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

3. отменяется религиозная клятва

4. узаконивается только гражданский брак

5. школа отделяется от церкви

6. отмена церковной собственности. Все имущество объявляется народным достоянием.

6 мая 1919 г. – всероссийский съезд по внешкольному образованию. Он принял ряд резолюций:

* о задачах внешкольного образования национальных меньшинств

* о пролеткульте

* о ликвидации безграмотности

* о государственной системе внешкольных учреждений.

Важным было выступление Ленина. В приветственной речи он указал достоинства и недостатки в области внешкольного образования.

1. обилие выходцев из буржуазной интеллигенции, которые «выдавали свое кривление» за пролетарскую культуры и искусство.

2. отсутствие необходимой организованности на культурном фронте. В этой связи Ленин указал и на состояние библиотечного дела, на недостаток книг.

2 документ: Декрет СНК о мобилизации грамотных, 10 дек. 1918 г.

Меры:

1. приступить к организации сборников популярных статей

2. произвести учет всего грамотного населения, которые должны выполнять обязанности чтецов

3. оповестить население об организации чтений. Властям изыскать помещение и наметить часы и дни для вышеуказанных чтений

4. давать ежемесячные отчеты о количестве проведенных чтений и посещаемости

5. грамотные не имеют право отказываться от обязанности чтеца. Все работы выполняются бесплатно.

3 документ:Декрет СНК о ликвидации безграмотных в РСФСР. 6 дек. 1919 г.

Документ устанавливает сроки ликвидации. Все население России в возрасте от 8 до 50 лет обязано обучаться грамоте. Тем кто работает и учится сокращается работодень на два часа. Для ликвидации предоставляется использовать нар.дома, церкви, частные дома…уклоняющиеся от повинности обучающих, привлекаются к уголовной ответственности.

К этому декрету была разработана инструкция наркомпроса о ликвидации безграмотности среди населения. 21 янв.1920г. для того, чтобы ликвидировать безграмотность была создана комиссия. 19 июля 1920 г. – издается декрет СНК об учреждении Всероссийской чрезвычайной коммисии по ликвидации безграмотности в составе которой 5 млн. чел.

48.Государственная культурная политика в 1930-е и предвоенные годы. 1. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана. Отправные важнейшие директивы в области культуры впервые со всей четкостью были даны в резолюцииXVсъезда партии. Пункт 12 данной резолюции формулирует основное содержание поставленной задачи следующим образом: " повышение культурного уровня населения города и деревни, " развитие национальных культур народностей СССР, " подготовка квалифицированных специалистов и научных работников. Поставленные задачи активно реализовывались, тем самым обогащая культурно-просветительную работу новыми формами и содержанием. К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые тины учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах. Новые типы учреждений культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры. Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономическую жизнь страны. Все чаще в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические "бои", производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих. Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм "Путевка в жизнь". 2. Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники. В 1920-е и 1930-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 1920-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделения. Эту работу по подготовке кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 1930-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В 1928 году создается первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. Активное участие в этой работе принимали такие видные ученые, как А.Н. Бах, СИ. Вавилов, Н.Д. Зеленский, А.Ф. Иоффе, И.В. Мичурин и др. В последующие годы очень большой популярностью среди радиослушателей пользовался Радиоуниверситет культуры, проводивший весьма интересные передачи общественно-гуманитарной направленности. На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров. Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учебных аланов, программ большинства учебных курсов свидетельствует о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-хгг. 3. 30-е гг. - один из самых противоречивых периодов истории культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи. Социальные потрясения предыдущего периода повлияли на досуговую деятельность населения, принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные массовые формы досуга. Культурно-досуговая деятельность обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня образованности, была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга. За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы культурно-досуговых учреждений. С другой стороны в 1930-е годы, в сравнении в предыдущим периодом жизнь учреждений культуры осложнилась. Сталинские репрессии 30-х г. не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания "сверху" стали для учреждений культуры привычными. Утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельности клубов, домов культуры и библиотек. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции - "людей образованных, совестливых, беззащитных". Россия теряла свой генофонд. Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отразиться на деятельности досуговых учреждений. Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии "О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов" (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмечалось, что "содержание работы профсоюзов не соответствует задачам социалистического строительства". В числе выдвигаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населения, художественном воспитании и организации досуга. В постановлении ЦК ВКП(б) "Об избах-читальнях" (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление политизировать их работу. В постановлении директивно предусматривалось, что в советы изб-читален должны непременно входить представители партийных и комсомольских ячеек, говорилось о направлении в деревню 10 тыс. коммунистов и комсомольцев города для работы в избах-читальнях сроком на три года. В постановлении ЦК ВКП(б) "Об улучшении библиотечного дела" (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного года очистить фонды библиотек от "вредной" литературы. Налицо был идеологический нажим на культуру в ущерб основным функциям культурно-досуговых учреждений. В 1926 году страна приступила к индустриализации. Вся деятельность УК перестраивается, ставится основная задача – пропаганда труда, производства, достижений крупной промышленности.

Клубы популяризовывали опыт последователей Алексея Стаханова, организовывали слеты передовиков. Подъем уровня работы сказывается как на городских, так на сельских УК. В городах – дворцы культуры, в селах – дома культуры.

1935г. – культурно-бытовой поход на селе, участники – комсомольские организации. 23 апреля 1932 года – центральный комитет партии (ЦКВКП(б)) принял постановление «о перестройке литературно-художественных организаций» в результате чего распускались творческие объединения, которые по мнению партии делали попытки вульгаризации марксизма – ленинизма. В замен им были созданы творческие союзы.

В этот период в центре внимания остается идейно-политическое воспитание и просвещение трудящихся.

Февраль 1935 года пленум ЦКВКП(б) признал необходимым внести изменения в действовавшую конституцию.

5 дек. 1936 год – 8-й чрезвычайный съезд советов утвердил новую конституцию. Поэтому, в задачи УК вменялось разъяснение новой конституции, организации кружков и красных уголков.

УК были задействованы в организации и проведении выборов. Основным достижением культурного строительства в стране стало равномерное размещение сети УК во всех республиках. В ряде национальных республик одновременно с общими типами У-й К продолжали действовать специфические, свойственные только им. («Красные чумы», «красные юрты»).

В эти годы КПУ уделяли большое внимание интернациональному воспитанию. Совершенствованию КПР помогали достижения науки и техники. УК организовывают лекции, беседы с видными учеными, привлекают интеллигенцию к участию в КПР.

Важным средством повышения образованности, идейно-политического воспитания являлось самообразование трудящихся. В библиотеках появилась новая литература, организовывались специальные книжные выставки, делали папки газетных вырезок и журнальных статей. По прежнему УК проводят антирелигиозную пропаганду. В этот период увеличилось число кружков, «уголков безбожников», улучшилась подготовка кадров атеистов. Их задача: организация лекций и бесед о происхождении солнечной системы и о возникновении жизни на земле.

Подъему КПР на селе содействовала шефская помощь города деревне. На селе, среди новых УК появились полевой штаб (комплексный КБЦ обслуживания колхозников в поле) и хаты – лаборатории (центры агро- зоотехнической учебы сельских тружеников).

Новым этапом в развитии КПР явились годы 3-ей пятилетки. На кануне ВОВ предавалось большое значение военно-патриотическому воспитанию всего населения страны. В этих целях УК развернули пропаганду успехов социалистического строительства. Пропагандировали достижения советских ученых, изобретателей, работу пограничников и летчиков. Формы и методы были различны:

- лекции

- беседы с пограничниками

- с бойцами и командирами красной армии

- выставки репродукций картин советских художников

- специальные фотовыставки

- литературно-художественные вечера

- постановка спектаклей

- показ кинофильмов.

УК широко использовали географические карты.

Свою деятельность перестраивают музеи и библиотеки.

Вывод:годы пятилеток были решающим этапом в культурном строительстве страны. Вся КПР по сути была всенародной . За эти годы была решена основная задача – ликвидация всеобщей неграмотности.