2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
В конкретных социологических исследованиях используется множество различных методов сбора данных. Остановимся лишь на некоторых.
Метод наблюдения. Он складывается из трех основных компонентов: «Что наблюдать?», «Как наблюдать?» и «Как вести запись?».
Наблюдение используется при исследовании поведения людей и группы в труде, социально-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения.
Существуют разработанные методики того, как наблюдать. Здесь необходимо учитывать:
количество человек и их социально-демографические характеристики;
обстановку – место наблюдения и типичное для него социальное поведение группы и возможные отклонения;
цель деятельности группы, случайность и закономерность наблюдаемой ситуации;
социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы;
частоту и продолжительность, длительность и повторяемость ситуации, ее уникальность и типичность.
Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдения, в блокнотах, при помощи звуко- и видеозаписи и т.д.
Среди основных видов наблюдения выделяются:
невключенное (внешнее) наблюдение, которое ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Данный вид носит регистрирующий характер.
При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события. Желательно, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан ее членом.
В зависимости от места проведения, выделяют четыре типа включенного наблюдения:
полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы;
при котором наблюдатель не скрывает своей роли и наблюдает жизнь коллектива в различных ситуациях;
характеризуется контактом наблюдателя с членами коллектива, который в основном носит формальный характер;
характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя.
К достоинствам наблюдения относят непосредственное наблюдение изучаемого объекта, гибкость и вариативность, относительная дешевизна и малозатратность. К недостаткам - возможность вмешательства исследователя в ход естественного процесса, возможность изучения только внешних, поведенческих реакций.
Другим не менее важным методом исследования является анализ документов – это совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации.
В состав документов включают печатные и рукописные материалы, теле- кино- фотоматериалы, звуковые записи, официальные и неофициальные, письменные и статистические данные. В зависимости от поставленных целей выделяют два основных вида анализа документов.
Качественный (традиционный) анализ, который служит в основном предпосылкой для последующего формализованного изучения документов.
Формализованный или контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых могут использоваться:
понятия, выраженные в словах и отдельных терминах;
тема, выраженная в целых смысловых частях текстов, статьях и т.д.;
имена исторических личностей, политиков, крупных ученых, лидеров движений;
целостное общественное событие, официальный документ, факт.
Преимуществами данного метода являются отсутствие влияния на объект исследования (никто не подвергается анкетированию или эксперименту). Использование контент-анализа позволяет исследовать социальную группу бесконтактно, что немаловажно при работе именно с молодежью.
Важное место в ряду методов социологического исследования занимает опрос. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе анкетирования или интервью путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования.
Важной его задачей является получение надежной и качественной информации при следующих условиях:
наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;
создание благоприятной, комфортной обстановки опроса.
Соблюдение этих требований предопределяется видами опросов, среди которых различают анкетирование и интервью.
Анкетирование предполагает использование для опроса анкету, которая, как правило, включает в себя вводную часть, основную часть и «паспортичку».
В водной части (преамбуле) указываются цели и задачи опроса, раскрываются правила заполнения анкеты, указывается степень анонимности и даются разъяснения по заполнению анкеты.
Основная часть анкеты состоит из вопросов, а так же самой процедуры ее заполнения.
Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать следующим образом.
По содержанию:
Вопросы о фактах сознания, направленные на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее.
Вопросы о фактах поведения, выявляющие мотивы и характер поступков, действий, результаты деятельности людей.
По форме:
Закрытие вопросы – такие, на которые в анкете предлагается полный набор вариантов ответов. Их достоинством является то, что они сокращают время для заполнения анкеты и для обработки на ЭВМ.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа.
По функции:
Основные вопросы, направленные на содержание исследуемого явления.
Не основные – на выявление адресата основного вопроса.
Паспортичка состоит из вопросов, касающихся социально-демографических (пол, возраст, национальность, образование) и других характеристик респондента.
По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По способу распространения анкет выделяют: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовый опрос; Интернет-опрос. Кроме того, опрос может проводиться дома, на работе, в целевых аудиториях, что образует множество разновидностей анкетного опроса.
Анкетирование имеет ряд достоинств, среди которых:
позволяет в максимально короткий срок опросить достаточно большое количество людей;
для проведения не требует привлечения профессионалов. Достаточно провести краткий инструктаж анкетеров;
относительная простота обработки полученных результатов.
В качестве недостатков можно отметить то, что анкетирование усредняет полученные результаты, так как в анкете респондент, как правило, выбирает более или мене подходящий вариант ответа. Конечно, решить эту проблему можно увеличением числа открытых вопросов. Но тогда практически перечеркиваются отмеченные выше достоинства: быстрота и относительная простота обработки.
Интервью – это вид опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем беседы социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.
Процедура интервьюирования включает в себя:
выбор объекта (т.е. лица с которым оно проводится);
определение места и времени интервью;
фиксацию ответов опрашиваемых;
оформление полученных материалов.
По стратегии и техники проведения интервьюирование подразделяется на структурированное, которое представляет собой набор вопросов, подготовленных заранее, от которых интервьюеру не разрешается отклоняться, и неструктурированное, предполагающее лишь беседу по заранее выбранной теме.
Интервью имеет ряд преимуществ, выражающихся в том, что проблема изучается более глубоко, ибо исследователь не ограничен фиксированными ответами. Кроме того интервью позволяет получить огромную фактическую информацию, зафиксировать которую при помощи анкеты подчас не представляется возможным.
Вместе с тем, у этого метода есть и слабые стороны: нет гарантии, что полученная информация достоверна. Так же при неструктурированном интервью есть вероятность влияния на ответы респондентов со стороны интервьюера.
Используя опросные методики при работе с молодежью, нужно учитывать ряд немаловажных обстоятельств. Во-первых, молодые люди редко охотно идут на прямой контакт, тем более предполагающий длительное общение. Во-вторых, в силу специфических социально-психологических характеристик, представителям юношеского возраста присуща неискренность при ответах на вопросы. Это делает необходимым включение в опросные листы большего количества вопросов-фильтров.
Особое место в ряду методов социологического исследования занимают групповые очные и заочные методы экспертных оценок: мозговой штурм и метод Дельфи.
Наиболее известным методом очной экспертизы является «брейнстоминг» или мозговой штурм. Процесс принятия группового решения в мозговой атаке делиться на две части. На первом этапе участники дискуссии предлагают любые, пусть даже самые авантюрные и невероятные варианты решения проблемы, которые на данной стадии не подвергаются никакой критике. Такой подход – одна из основ брейнстоминга, согласно которому идеация (предложение идей) более продуктивна, если критика исключается. Основная задача ведущего на этом этапе – обеспечить фиксацию предложенных вариантов и строго следить за правилами проведения дискуссии.
На втором этапе проводится тщательный анализ предварительно сгруппированных идей, выдвинутых накануне. Большинство экспертов советуют проводить второй этап мозгового штурма на следующий день и провести некоторую ротацию группы. Так достигается наибольший эффект при критике предложений.
Результатом брейнстоминга становиться выработка комплекса возможных способов решения проблемы в зависимости от ситуации.
Технология использования метода Дельфи приблизительно та же, что и в мозговом штурме, с той лишь разницей, что привлеченные к дискуссии эксперты участвуют в ней заочно, по почте или Интернету.
Независимо от методов проведения исследования, полученная информация должна быть подвергнута группировке, типологизации и классификации для того, чтобы быть обработанной на ЭВМ.
В дальнейшем, полученные на ЭВМ результаты, которые являют собой числовые величины, должны быть интерпретированы, то есть превращены в показатели. Каждый показатель несет определенную смысловую нагрузку и указывает на характер и направленность выводов и рекомендаций.
Венцом всего исследования является оформление его результатов, которые приобретают форму документов, имеющих как практическое, так и теоретическое значение: отчет по итогам исследования и аналитическая справка.
Таким образом, мы видим, что конкретное социологическое исследование это сложный вид как теоретической, так и практической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
Что такое социологическое исследование? Какие виды социологических исследований выделяют в науке?
Что представляет собой программа социологического исследования? Какие структурные компоненты в ней выделяют?
Что такое выборка социологического исследования? Какие приемы формирования выборки существуют в науке?
Чем предопределяет выбор в пользу тех или иных методов проведения исследования?
Что представляет собой контент-анализ? Какие правила его проведения необходимо соблюдать?
В чем заключается сложность применения опросных методик в молодежной среде?
Какие виды экспертных оценок Вам знакомы? Какие правила необходимо соблюдать при их проведении?
Темы для рефератов и сообщений
Конкретное социологическое исследование: понятие, сущность, типология.
Основные методы определения выборочной совокупности.
Социологический опрос как метод КСИ.
Социометрия: понятие, сущность, технология проведения.
Методы анализа документального материала.
Способы анализа и интерпретации результатов исследования.
Использование результатов КСИ в практике организации работы с молодежью.
Литература
Анурин В.Ф.Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 288 с.
Бабосов Е.М.Прикладная социология: Учебное пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2000. – 496 с.
Балабанова Е.С.О комплексном характере социологических исследований // Социологические исследования, 2002. - № 10.
Гидденс Э.Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 704 с.
Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодёжи //Социологические исследования,1998.-№ 8.
Мангейм Д.Б., Рич Р.К.Политология. Методы исследования. – М.: Весь Мир, 1997. – 544 с.
Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.
Хеллевик Оттар.Социологический метод / Пер. с нор. – М.: Весь мир, 2002. – 192 с.
Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.