logo
Uchebnik

Молодежные общественно-политические объединения современной России

http://www.nbp-info.ru - Национал-большевистская партия – НБП

http://www.akm1917.org - Авангард Красной Молодёжи – АКМ

http://www.skm-rf.ru / http://www.kprf.ru/skm - Союз Коммунистической Молодёжи – СКМ

http://www.rksmb.ru - Революционный Коммунистический Союз Молодёжи – РКСМ(б)

http://www.rksm.ru - Российский Коммунистический Союз Молодёжи – РКСМ

http://www.mrodina.su - Союз молодёжи «За Родину!»

http://www.nashi.su - «Наши» – молодёжное демократическое антифашистское движение

http://www.molgvard.ru - Молодая Гвардия

http://www.idushie.ru - Идущие Вместе

http://www.ruy.ru - Российский Союз Молодёжи – РСМ

http://www.rumol.ru - Россия Молодая

http://www.val-info.ru - Всеобщая Альтерглобалистская Лига -ВАЛ

http://www.rossia3.ru - Евразийский Союз Молодёжи (опричники)

http://www.oborona.org - Движение «Оборона»

http://www.youthyabloko.ru - Молодёжное Яблоко

http://www.mmsps.ru , http://www.sps.ru/?id=653 - Молодёжный Союз Правых Сил – МСПС

http://www.noputin.com - Идущие без Путина

http://wefree.ru - Мы

http://www.pora-info.com , http://www.rupora.ru - Пора!

http://www.daproject.ru - ДА – Демократическая Ассоциация

http://www.stopkran.ru - СтопКран

http://www.livejournal.com/community/rf2 - Молодёжное Русское Общественное Движение - МРОД

http://www.rne.org - Русское национальное единство - РНЕ

http://www.pora-news.ru - Союз русских националистов «Пора!»

http://solidarnost.nm.ru - Народная Солидарность

http://www.dpni.org - Движение против нелегальной иммиграции – ДПНИ

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи…………………………………………………………..

4

1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания………

4

1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке……………………………………………………………………………….

6

1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи……..

7

1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….

12

Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи………………………………………………………………………….

16

2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования……………………………………………………………………...

16

2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем………………………………………………………………………

21

2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде…………………………………………….

23

Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества.................................

29

3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл…………….

29

3.2 Молодежь как социально-демографическая группа………………….

34

3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи………………………………………………………………………………….

38

3.4 Социальное развитие молодежи……………………………………….

40

Глава 4. Молодежная субкультура……………………………………………

44

4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления…………………………………………………………………………………

44

4.2 Особенности молодежной субкультуры………………………………

47

4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур………………………

50

4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде………………….

53

Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни……………………..

59

5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы…………………………………………………….

59

5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования………………………………………………

65

5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России………………………………..

69

Глава 6. Молодежь в политическом процессе……………………………….

75

6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы...

75

6.2 Молодежь как субъект политики………………………………………

79

6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России………………………………………………………………

84

Глава 7. Гражданское самосознание молодежи……………………………..

93

7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание…………………………………………………

93

7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи………………….

97

7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи………………

101

Глава 8. Молодежь и религия………………………………………………….

114

8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции……………………………………………………………………………

114

8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России……………………………………………………………………………..

119

8.3 Религиозные секты и молодежь……………………………………….

123

8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения………………………………………………………………………….

128

Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов……………………………………………………………………..

133

9.1 Образования как социальный институт и фактор социализации молодежи…………………………………………………………………………..

133

9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования…………………………………………………………………………….

136

9.3 Молодежь и наука………………………………………………………

143

9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации…………………………………………………………………………

147

Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости……………………………..

156

10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи…………………………………………………………………………..

156

10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России…………………………………………………...

161

10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям………………………………………………………………………………..

167

10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития

170

Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы………………….

182

11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции…..

182

11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде..

187

11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи…………..

193

11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики…………………………………………………………………………...

199

Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде…………………..

210

12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность………………………

210

12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде……………….

217

12.3 Конфликт поколений………………………………………………….

224

12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов………………

227

Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации……………………………………………………...

233

13.1 Понятие и типология девиантного поведения……………………….

233

13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде…………..

238

13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде………….

241

13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России………………………………………………..

254

Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики……......................................................................................................................

264

14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации………………………………………………………………..

264

14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России…………………………………………………………..

266

14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………

269

14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………...

277

Словарь основных понятий……………………………………………………

287

Список адресов Интернет-ресурсов…………………………………………...

290

1Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. проф. В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. - С. 6.

1Именно эта идея в дальнейшем была взята на вооружение Ю. Левадой при работе над исследованием «Советский простой человек».

2 Второе название - «Школа лонгитюдных исследований».

1 Лисовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. - Л., 1968.

2 Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. – С. 478.

3См.: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – СПб., 1913.

4 Поликанов А.А., Янаев Г.И. Возмужание. – М., 1973. – С. 20.

1 Молодежь России: социальное развитие / Редколл.: В.И. Чупров (отв. ред.) и др. – М., 1992. – С. 9-10.

2 Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. – М., 1993. – С. 12

3Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994. – С. 445.

4 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – СПб., 1913. – С. 198.

1Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. Н.С. Слепцов. – М., 1992. – С. 6-22.

2 Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996. – С. 63.

1Второе название – «неомарксистский подход».

1Суртаев В.Я. Молодежная культура. – СПб., 1999.

1Цит. по Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – С. 8.

1См.: Мерлин В. С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности. - М., 1970. - С. 57-61.

1 Фрейд З. О психоанализе // О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. - М., 1991. - С. 258-267.

1Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М., 1970. - С. 19-21.

1Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И.М. Ильинского. – М., 1993. – С. 100.

1Полную информацию смотри на http://dmp.mgopu.ru

1См.: Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. - М., 1990.

1Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования // Социологические исследования, – 2004. - № 9. – С. 56.

1Здесь приводятся результаты социологических исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» весной-осенью 2005 года. См.: www.fom.ru

1 Шабанова М.А. Свобода и независимость в меняющемся обществе. Социологический аспект // Социологический журнал, 1996. - №3\4. - С. 86-87.

1Здесь использованы материалы портала органов государственной власти России. См.: www.duma.gov.ru

1 Анализ проведен по материалам электоральной статистики. См.: Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1995-1997 гг. Электоральная статистика. – М.: Весь Мир, 1998. – С 45-578.

2Здесь использованы статистические данные, размещенные на официальном сайте партии «Единая Россия». См.: www.edinros.ru

1Здесь использованы материалы всероссийского опроса ФОМ, проведенного в апреле 2007 года. См.: «Наши» и другие молодежные движенияwww.fom.ru

1 Краткий педагогический словарь пропагандиста. – М., 1998. – С. 43.

2 Ореховский А.И. Сознание и личность. – Барнаул, 1986. – С.126

3Баркалов В.Я. Социалистическая гражданственность: проблемы теории. – Барнаул, 1989. – С. 13

1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991. – С. 355.

1Исследование проведено в декабре 2006 года по всероссийской выборке. См.: Патриотизм: критерии и проявления www.fom.ru

2Исследование проведено по всероссийской выборке в ноябре-декабре 2006 года. См.: Патриотизм истинный и мнимый. ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - №591

1Исследование проведено ФОМ в июне 2007 года по всероссийской выборке. См.: О Дне России www.fom.ru

2 Здесь использованы результаты всероссийского социологического опроса, проведенного Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) в феврале 2007 года. См.: Россияне об армии www.levada.ru

1Здесь приводятся данные всероссийского опроса ФОМ 2004 года. См.: Патриотическое воспитание www.fom.ru

1 См.: Доминанты. Поле мнений. 2004. - № 001-002 (734).

1Исследование проведено по всероссийской выборке в январе-феврале 2007 года. См.: Как воспитать патриота? ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - № 636.

1 См.: Патриотизм истинный и мнимый. ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - № 591.

2 Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценка горожан, журналистов и экспертов // Информационно-аналитический сборник «Симптом». - 2003. - №4(134). – С.3.

3Инструктивно-методическое письмо «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации». - № 13-51-08/13. – 15.01.2003.

4 Проект Программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы».

1 См.: Как воспитать патриота? ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - №636.

1См.: Всероссийский опрос ФОМ «Патриотическое воспитание» www.fom.ru

2 Здесь приводятся данные всероссийского опроса ФОМ 2005 года «Влияние учителей на мировоззрение учеников». См.: www.fom.ru

1Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценка горожан, журналистов и экспертов / Информационно-аналитический сборник «Симптом». 2003. - №4(134). – С.3.

2 См.: Как воспитать патриота? ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - №636

3 См.: Всероссийский опрос ФОМ «Патриотическое воспитание» www.fom.ru

4 Пушкарева Г.В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации// Политические исследования, 2004. - №4. - С. 95.

1См.: Всероссийский опрос ФОМ «Патриотическое воспитание» www.fom.ru.

2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». – Утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005. - №422. – С. 3-4.

1Здесь и далее в рамках настоящего раздела приводятся данные социологических исследований, проведенных в период 1997-1998 годов Российским независимым институтом социальных и национальных проблем.

1См. Варзанова Т.И. Церковь и молодежь // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - С. 177.

1 Зайцева П. С. Опасность иеговизации России // Миссионерское обозрение, 1996. - № 3.

2 Российские антисектантские организации // Миссионерское обозрение, 1999. - № 11.

1Российские антисектантские организации // Миссионерское обозрение, 1999. - № 11.

2Основы социальной концепции Русской Православной церкви // Воскресная школа, 2001.- № 8. - С. 7.

3 Там же.

1Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, Председателя Синодального отдела по делам молодежи // Журнал Московской Патриархии, 2001. - № 6. - С. 54-59.

1В качестве иллюстрации может служить Обращение съезда православной молодежи.

1Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2000. – С. 12.

1 Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2000. – С. 5-6.