Молодежные общественно-политические объединения современной России
http://www.nbp-info.ru - Национал-большевистская партия – НБП
http://www.akm1917.org - Авангард Красной Молодёжи – АКМ
http://www.skm-rf.ru / http://www.kprf.ru/skm - Союз Коммунистической Молодёжи – СКМ
http://www.rksmb.ru - Революционный Коммунистический Союз Молодёжи – РКСМ(б)
http://www.rksm.ru - Российский Коммунистический Союз Молодёжи – РКСМ
http://www.mrodina.su - Союз молодёжи «За Родину!»
http://www.nashi.su - «Наши» – молодёжное демократическое антифашистское движение
http://www.molgvard.ru - Молодая Гвардия
http://www.idushie.ru - Идущие Вместе
http://www.ruy.ru - Российский Союз Молодёжи – РСМ
http://www.rumol.ru - Россия Молодая
http://www.val-info.ru - Всеобщая Альтерглобалистская Лига -ВАЛ
http://www.rossia3.ru - Евразийский Союз Молодёжи (опричники)
http://www.oborona.org - Движение «Оборона»
http://www.youthyabloko.ru - Молодёжное Яблоко
http://www.mmsps.ru , http://www.sps.ru/?id=653 - Молодёжный Союз Правых Сил – МСПС
http://www.noputin.com - Идущие без Путина
http://wefree.ru - Мы
http://www.pora-info.com , http://www.rupora.ru - Пора!
http://www.daproject.ru - ДА – Демократическая Ассоциация
http://www.stopkran.ru - СтопКран
http://www.livejournal.com/community/rf2 - Молодёжное Русское Общественное Движение - МРОД
http://www.rne.org - Русское национальное единство - РНЕ
http://www.pora-news.ru - Союз русских националистов «Пора!»
http://solidarnost.nm.ru - Народная Солидарность
http://www.dpni.org - Движение против нелегальной иммиграции – ДПНИ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи………………………………………………………….. | 4 |
1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания……… | 4 |
1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке………………………………………………………………………………. | 6 |
1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи…….. | 7 |
1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы………………………………………………………………………. | 12 |
Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи…………………………………………………………………………. | 16 |
2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования……………………………………………………………………... | 16 |
2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем……………………………………………………………………… | 21 |
2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде……………………………………………. | 23 |
Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества................................. | 29 |
3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл……………. | 29 |
3.2 Молодежь как социально-демографическая группа…………………. | 34 |
3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи…………………………………………………………………………………. | 38 |
3.4 Социальное развитие молодежи………………………………………. | 40 |
Глава 4. Молодежная субкультура…………………………………………… | 44 |
4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления………………………………………………………………………………… | 44 |
4.2 Особенности молодежной субкультуры……………………………… | 47 |
4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур……………………… | 50 |
4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде…………………. | 53 |
Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни…………………….. | 59 |
5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы……………………………………………………. | 59 |
5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования……………………………………………… | 65 |
5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России……………………………….. | 69 |
Глава 6. Молодежь в политическом процессе………………………………. | 75 |
6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы... | 75 |
6.2 Молодежь как субъект политики……………………………………… | 79 |
6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России……………………………………………………………… | 84 |
Глава 7. Гражданское самосознание молодежи…………………………….. | 93 |
7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание………………………………………………… | 93 |
7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи…………………. | 97 |
7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи……………… | 101 |
Глава 8. Молодежь и религия…………………………………………………. | 114 |
8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции…………………………………………………………………………… | 114 |
8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России…………………………………………………………………………….. | 119 |
8.3 Религиозные секты и молодежь………………………………………. | 123 |
8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения…………………………………………………………………………. | 128 |
Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов…………………………………………………………………….. |
133 |
9.1 Образования как социальный институт и фактор социализации молодежи………………………………………………………………………….. | 133 |
9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования……………………………………………………………………………. | 136 |
9.3 Молодежь и наука……………………………………………………… | 143 |
9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации………………………………………………………………………… | 147 |
Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости…………………………….. | 156 |
10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи………………………………………………………………………….. | 156 |
10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России…………………………………………………... | 161 |
10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям……………………………………………………………………………….. | 167 |
10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития | 170 |
Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы…………………. | 182 |
11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции….. | 182 |
11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде.. | 187 |
11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи………….. | 193 |
11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики…………………………………………………………………………... | 199 |
Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде………………….. | 210 |
12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность……………………… | 210 |
12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде………………. | 217 |
12.3 Конфликт поколений…………………………………………………. | 224 |
12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов……………… | 227 |
Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации……………………………………………………... | 233 |
13.1 Понятие и типология девиантного поведения………………………. | 233 |
13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде………….. | 238 |
13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде…………. | 241 |
13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России……………………………………………….. | 254 |
Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики……...................................................................................................................... | 264 |
14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации……………………………………………………………….. | 264 |
14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России………………………………………………………….. |
266 |
14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………… | 269 |
14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………... | 277 |
Словарь основных понятий…………………………………………………… | 287 |
Список адресов Интернет-ресурсов…………………………………………... | 290 |
1Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. проф. В.Т. Лисовский. – СПб., 1996. - С. 6.
1Именно эта идея в дальнейшем была взята на вооружение Ю. Левадой при работе над исследованием «Советский простой человек».
2 Второе название - «Школа лонгитюдных исследований».
1 Лисовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. - Л., 1968.
2 Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. – С. 478.
3См.: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – СПб., 1913.
4 Поликанов А.А., Янаев Г.И. Возмужание. – М., 1973. – С. 20.
1 Молодежь России: социальное развитие / Редколл.: В.И. Чупров (отв. ред.) и др. – М., 1992. – С. 9-10.
2 Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. – М., 1993. – С. 12
3Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994. – С. 445.
4 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – СПб., 1913. – С. 198.
1Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. Н.С. Слепцов. – М., 1992. – С. 6-22.
2 Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996. – С. 63.
1Второе название – «неомарксистский подход».
1Суртаев В.Я. Молодежная культура. – СПб., 1999.
1Цит. по Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – С. 8.
1См.: Мерлин В. С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности. - М., 1970. - С. 57-61.
1 Фрейд З. О психоанализе // О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. - М., 1991. - С. 258-267.
1Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М., 1970. - С. 19-21.
1Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И.М. Ильинского. – М., 1993. – С. 100.
1Полную информацию смотри на http://dmp.mgopu.ru
1См.: Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. - М., 1990.
1Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования // Социологические исследования, – 2004. - № 9. – С. 56.
1Здесь приводятся результаты социологических исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» весной-осенью 2005 года. См.: www.fom.ru
1 Шабанова М.А. Свобода и независимость в меняющемся обществе. Социологический аспект // Социологический журнал, 1996. - №3\4. - С. 86-87.
1Здесь использованы материалы портала органов государственной власти России. См.: www.duma.gov.ru
1 Анализ проведен по материалам электоральной статистики. См.: Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1995-1997 гг. Электоральная статистика. – М.: Весь Мир, 1998. – С 45-578.
2Здесь использованы статистические данные, размещенные на официальном сайте партии «Единая Россия». См.: www.edinros.ru
1Здесь использованы материалы всероссийского опроса ФОМ, проведенного в апреле 2007 года. См.: «Наши» и другие молодежные движенияwww.fom.ru
1 Краткий педагогический словарь пропагандиста. – М., 1998. – С. 43.
2 Ореховский А.И. Сознание и личность. – Барнаул, 1986. – С.126
3Баркалов В.Я. Социалистическая гражданственность: проблемы теории. – Барнаул, 1989. – С. 13
1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991. – С. 355.
1Исследование проведено в декабре 2006 года по всероссийской выборке. См.: Патриотизм: критерии и проявления www.fom.ru
2Исследование проведено по всероссийской выборке в ноябре-декабре 2006 года. См.: Патриотизм истинный и мнимый. ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - №591
1Исследование проведено ФОМ в июне 2007 года по всероссийской выборке. См.: О Дне России www.fom.ru
2 Здесь использованы результаты всероссийского социологического опроса, проведенного Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) в феврале 2007 года. См.: Россияне об армии www.levada.ru
1Здесь приводятся данные всероссийского опроса ФОМ 2004 года. См.: Патриотическое воспитание www.fom.ru
1 См.: Доминанты. Поле мнений. 2004. - № 001-002 (734).
1Исследование проведено по всероссийской выборке в январе-феврале 2007 года. См.: Как воспитать патриота? ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - № 636.
1 См.: Патриотизм истинный и мнимый. ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - № 591.
2 Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценка горожан, журналистов и экспертов // Информационно-аналитический сборник «Симптом». - 2003. - №4(134). – С.3.
3Инструктивно-методическое письмо «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации». - № 13-51-08/13. – 15.01.2003.
4 Проект Программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы».
1 См.: Как воспитать патриота? ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - №636.
1См.: Всероссийский опрос ФОМ «Патриотическое воспитание» www.fom.ru
2 Здесь приводятся данные всероссийского опроса ФОМ 2005 года «Влияние учителей на мировоззрение учеников». См.: www.fom.ru
1Патриотическое воспитание молодежи и средства массовой информации: оценка горожан, журналистов и экспертов / Информационно-аналитический сборник «Симптом». 2003. - №4(134). – С.3.
2 См.: Как воспитать патриота? ВЦИОМ: Пресс-выпуск. - №636
3 См.: Всероссийский опрос ФОМ «Патриотическое воспитание» www.fom.ru
4 Пушкарева Г.В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации// Политические исследования, 2004. - №4. - С. 95.
1См.: Всероссийский опрос ФОМ «Патриотическое воспитание» www.fom.ru.
2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». – Утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005. - №422. – С. 3-4.
1Здесь и далее в рамках настоящего раздела приводятся данные социологических исследований, проведенных в период 1997-1998 годов Российским независимым институтом социальных и национальных проблем.
1См. Варзанова Т.И. Церковь и молодежь // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - С. 177.
1 Зайцева П. С. Опасность иеговизации России // Миссионерское обозрение, 1996. - № 3.
2 Российские антисектантские организации // Миссионерское обозрение, 1999. - № 11.
1Российские антисектантские организации // Миссионерское обозрение, 1999. - № 11.
2Основы социальной концепции Русской Православной церкви // Воскресная школа, 2001.- № 8. - С. 7.
3 Там же.
1Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, Председателя Синодального отдела по делам молодежи // Журнал Московской Патриархии, 2001. - № 6. - С. 54-59.
1В качестве иллюстрации может служить Обращение съезда православной молодежи.
1Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2000. – С. 12.
1 Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2000. – С. 5-6.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.