5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
Отдельного разговора заслуживает проблема неформальных молодежных движений и организаций. Представленный здесь спектр объединений настолько широк, что любые попытки их типологизации наталкиваются на ряд объективных трудностей. Во-первых, это отсутствие (полное или частичное) формальных организационных признаков, что серьезно усложняет процесс их локализации в социуме. Во-вторых, высокая степень подвижности и мобильности неформальных молодежных движений, спонтанность их деятельности. В-третьих, размытость границ между различными неформальными объединениями молодежи. Можно ли на основе этого сделать вывод об отсутствии неформального движения как реально существующего и значимого явления социальной жизни современного российского социума? По существу такое утверждение будет неоправданным. Ведь большинство неформальных движений существует в виде контркультурных проявлений, а наличие этих тенденций в молодежной среде социологами не оспаривается.
Молодежные неформальные движения действительно крайне разнообразны, так же как разнообразны и проблемы, интересы, потребности, объединяющие молодежь в те или иные неформальные группы и направления начиная от музыкальных (металлисты, рокеры) и заканчивая молодежными дворовыми и преступными группировками. Каждая из таких групп или течений имеет внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Несмотря на свою явную неоднородность, неформальные молодежные движения имеют ряд общих черт:
возникновение на базе стихийного общения;
самоорганизация и независимость от официальных структур;
обязательные для участников (отличные от типичных) модели поведения, направленные на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей;
относительная устойчивость, высокий уровень включения индивида в функционирование неформальной общности;
атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В социологической науке существует несколько подходов к типологизации неформальных молодежных движений. Первый вид классификации предполагает выделение неформальных групп молодежи, основываясь на направлениях их деятельности. В этом случае говорят о движениях, деятельность которых в содержательном плане характеризуется как политическая; поддерживающая социальные ценности (забота об историческом и культурном наследии); направлена на помощь людям и социальным группам; субкультурно-досуговая; контркультурная; агрессивно-гегемонистская (установление и поддержание господства на определенной территории).
Второй вид классификации предполагает выделение групп, объединений, деятельность которых ориентирована однозначно позитивно с точки зрения целей и ценностей общества; имеют колеблющуюся ориентацию; направлена на альтернативный образ жизни; ориентирована негативно (антисоциально).
Остановимся более подробно на одной из немногочисленных попыток типологизации молодежных неформальных движений, предпринятой в конце 80-х годов ХХ века Д.В. Ольшанским.1 Взяв в качестве критерия типологизации ведущую деятельность той или иной группировки, Д.В. Ольшанский выделил следующие типы неформальных молодежных движений.
Музыкальные неформалы, главной целью которых является прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Наиболее известными из них являются металлисты, брейкеры, битломаны, волнисты. Все эти течения объединяет негативное отношение к фарцовщикам, спекулянтам, нацистам.
Спортивные неформальные молодежные организации. Ведущие позиции здесь занимают фанаты. На данный момент они представляют собой достаточно организованную группу. Их поведение кране вариативно: от помощи милиции в поддержании порядка во время футбольных матчей, до организации жесткого (зачастую силового) отпора как иным молодежным группировкам, так и органам безопасности. Во время массовых беспорядков могут проявлять изрядную жестокость, используя как подручные средства, так и самодеятельные заготовки (кастеты, металлические цепи, серпантины, плетки со свинцовыми наконечниками).
В начале 1990-х годов в крупных мегаполисах получили распространение «ночные всадники» (организация ночных мотогонщиков). Их отличала любовь к технике и антиобщественному поведению, наличие формальных требований к возможным кандидатам и «вступительных экзаменов».
Неформалы – «правоохранители». К ним относятся такие молодежные группировки как любера, фураги, куфаечники, стригуны. Их объединяло нелюбовь ко всему западному, крайняя агрессия по отношению к лицам «нерусской» национальности. С целью создания и поддержания воображаемого порядка, борьбы за чистоту и нравственность зачастую прибегали к антисоциальным и противоправным действиям.
Философствующие неформалы отличались интересом к изучению и осмыслению различных направлений философской мысли. Данный спектр молодежных движений крайне широк и представлен различными направлениями от юных марксистов и бухаринцев, до всевозможных религиозных объединений. Агрессивность сознания и противоправные (преступные) действия в этой среде были достаточно редким явлением. Равно как большинству представителей этого направления был свойственен пацифизм во взглядах и действиях.
«Политические неформалы». Как социальное явление появились лишь в конце 1980-х годов. Ведущие позиции здесь занимали объединения патриотического и крайне правого толка. Наибольшую известность получили такие движения как «Память», «Родина», «Русь».
Меньшую известность среди всех молодежных неформальных движений получили экологические. Они носили локальный и неорганизованный характер, не имели броских отличительных признаков, привлекающих внимание и вызывающих ажиотаж.
Особое место среди молодежных неформальных движений занимают молодежные группировки или, следуя терминологии В.Д. Ольшанского – экстремистские группировки. Термин «группировка» или «шайка» впервые появился в Америке для обозначения групп делинквентной (преступной) молодежи. Многие годы молодежные группировки считались сугубо американским феноменом. Их изучение в российской социологии стало осуществляться лишь с конца 80-х годов ХХ столетия. Следует оговориться, что к молодежным группировкам не относятся такие разновидности территориальных подростково-молодежных сообществ как дворовые компании. Признаком последних является направленность на совместное проведение досуга, тогда как уличным группировкам присущи делинквентность и насильственный характер действий.
Заметим, что российские молодежные группировки значительно отличаются от американских и европейских. Во-первых, их легко отличить от других подростковых микрокультур прежде всего по их территориальной привязанности и высокой делинквентной активности. Во-вторых, молодежные группировки в России этнически гетерогенны. В-третьих, можно говорить о связи существующей между российскими молодежными группировками и организованной преступностью. Зачастую молодежь из уличных группировок становится резервом организованных преступных групп.
Что же становится причиной объединения молодежи в неформальные группировки? Почему и ради чего молодые люди стали неформалами? Здесь ценный материал дают исследования, проводимые в неформальной молодежной среде в начале 1990-х годов. Так, четверть неформалов заявляли, что их не устраивает деятельность государственных организаций в сфере досуга. Еще пятая часть считают, что официальные организации не помогают им в реализации своих увлечений. Еще около 7% респондентов не удовлетворены тем, что их интересы не одобряются окружающими. Итак, значительная часть (более половины) неформалов вступает на этот путь из-за недовольства официальной системой, не удовлетворяющей интересы молодежи в досуговой сфере. Получается, что мы сами являемся творцами и организаторами этого явления.
К сожалению, в современной отечественной социологии эмпирическому изучению неформальной молодежной среды уделяется незначительное внимание. Но те эпизодические исследования, которые с начала 1990-х годов и по настоящее время проводят различные авторские коллективы, позволяют развеять ряд мифов, сложившихся вокруг молодежных неформальных объединений раннее.
Миф первый. Долгое время было принято считать, что основным мотивом возникновения неформальных объединений молодежи является желание последних отдохнуть и с удовольствием провести свободное время. Однако еще в начале 1990-х годов проводимые исследования убедительно доказали, что этот мотив среди всех остальных стоит на последнем месте – 2%. Около 15% юношей находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – наличие условий для развития своих способностей.
Миф второй. Не соответствует действительности и то расхожее мнение, согласно которому неформальные группы по своей природе не устойчивы. Как показывают результаты исследований, даже молодежные уличные группировки, отличающиеся крайней мобильностью, существуют не менее года.1 Ряд неформальных групп может существовать более 3 – 5 лет.
Миф третий. Не подтвердилось и предположение о том, что неформалами становятся под влиянием сильного лидера. Личность лидера приобщает к группе лишь 2,6% респондентов. Скорее наоборот: привлекает толпа, масса себе подобных, в которой можно избавиться от страха одиночества.
Здесь прослеживаются некоторые общие черты, роднящие неформальные молодежные движения с толпой как видом социальной общности. Причем только на этом сходство не заканчивается. Так, в неформальных движениях действует тот же механизм заражения и подражания, описанный еще в XIX веке Тардом и Лебоном. Присутствует стадный инстинкт с непременным атрибутом наличия конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов, причем ими могут стать кто угодно. Тут действует все та же потребность выделиться и обособиться. Не менее важной особенностью неформальных движений являются завышенные притязания. Однако все это не дает нам права ставить знак равенства между толпой и неформалами. Последних ко всему прочему отличает стремление быть самими собой. Личные качества в неформальном коллективе не только не растворяются в массе, но даже усиливаются, становясь одним из способов проявления индивидуальности как в микро, так и в макросоциуме. Скажем, хотите раз и навсегда решить проблему металлистов? Нет ничего проще: давайте объявим весь этот излюбленный ими образ обязательной школьной формой – и их мигом не станет. Другое дело, что место старых атрибутов займут новые, настолько же эпатажные символические элементы. Ведь дело не в форме, а лежащих за внешним видом социально-психологических механизмах неформального поведения.
Таким образом, природа молодежной неформальности складывается из трех составляющих. Первый уровень составляет биология определенного возраста, включая природные склонности к поведению определенного типа. Мало признавать биосоциальную сущность человека – биологию молодежи надо просто знать и вникать в поведенческие механизмы. Вторая составляющая – психология, отражающая условия социальной жизни и их преломление в сознании молодежи. Наконец, третий слой – социология неформальности. Он включает знание неформального общественного мнения, мнения, которое сплачивает молодежь, объединяет ее, придает ей характеристики социального движения.
Однако анализ молодежи в качестве субъекта общественной жизни будет не полным без определения ее места и роли в политической жизни общества.
Вопросы для самоконтроля
Какой смысл социологи вкладывают в понятие социализация?
Большинство исследователей признает, что социализация начинается с рождения человека? Какие еще точки зрения относительно этой проблемы Вам знакомы?
Какие этапы процесса социализации принято выделять в науке?
Условно механизмы социализации принято делить на социально-психологические и социально-педагогические. Какие механизмы относятся к первой группе?
Объясните, какие факторы повлияли на процесс становления современного молодежного движения?
Чем процесс институционализации молодежных движений в 1990-е годы отличался от аналогичного в начале ХХIвека?
Каковы специфические черты неформальных молодежных объединений?
Какие подходы к типологии неформальных молодежных движений существуют в науке?
Темы для рефератов и сообщений
Социализация: понятие, сущность, этапы.
Роль молодежных организаций в процессе социализации подрастающего поколения.
Молодежные движения на Западе во второй половине ХХ века.
Проблемы становления и развития молодежных движений в современной России.
Неформальные молодежные организации и движения в России.
Литература
Андреенкова В. П.Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М., 1970.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
Карпухин О.И.Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2000. - № 3.
Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования, 2003. - № 1.
Копцева О.А.Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социологические исследования, 2005. - № 2.
Мерлин В. С.Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности. - М., 1970.
Молодежное движение в России. Документы федеральных органов Российской Федерации и программные документы молодежных объединений. – М., 1995.
Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И.М. Ильинского. – М., 1993.
Мудрик А.В.Социализация человека: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
Ольшанский Д.В.Неформалы: групповой портрет в интерьере. – М., 1990. – 192 с.
Салагаев А.Л., Шашкин А.В.Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования // Социологические исследования, 2004. - № 9.
Сергейчик С.И.Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования, 2002. - № 7.
Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2007. – 335 с.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.