logo
Uchebnik

3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи

В отечественной и западной социологии молодежи нет универсальной точки зрения относительно верхних и нижних границ различных возрастных групп молодежи. Подобная вариативность объясняется тем, что классификация возрастных периодов строилась на разных основаниях: физиологических, антропологических, демографических, психологических и социальных. Однако, несмотря на разные подходы, все авторы сходятся во мнении, что в рамках возрастной стратификации молодежи следует выделять три возрастные группы, обладающие своими специфическими характеристиками: подростковый возраст, юность и ранняя зрелость.

Подростковый возраст. Возрастные рамки данного периода варьируются от 12-13 до 16-17 лет. Согласно З. Фрейду особенность этого периода заключается в половом созревании ребенка. Естественное стремление человека удовлетворить свою сексуальную потребность наталкивается на социальные табу. Как следствие – неизбежное возникновение подросткового кризиса, отличительной чертой которого является появление чувства тревоги. Социолог Ш. Бюлер, выделяя в жизненном цикле молодого человека негативные и позитивные фазы, отмечает, что подростковый период относится к первой из них. Он характеризуется тревожностью, раздражительностью, агрессивностью, бесцельным бунтом, стремлением к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями. Известный социальный психолог К. Левин делает акцент на неопределенности в этот период средств ориентирования в мире в процессе перехода от детства к статусу взрослого. Здесь происходит изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых. Такое перемещение есть переход в незнакомую область жизненного пространства, область, не разделенную на ясно различаемые части. К. Левин сравнивает это перемещение с переездом в незнакомый город. Индивиду не ясно, с чем связано его новое положение и в каком направлении ему следует двигаться, чтобы достичь цели, а может быть, отказаться от нее. Отсутствие ясности – причина неустойчивости поведения подростка.

Не трудно заметить, что все приведенные теории акцентируют внимание на кризисности подросткового возраста. Действительно, этот период становится временем конфликтов и потрясений. Поведение взрослых связано с вещами, которые запрещены детям, а взрослые, вместо того, чтобы помочь детям преодолеть разрыв, зачастую игнорируют попытки ребенка проявить свою самостоятельность или вступают с ним в конфликт.

Юношеский возраст, продолжающийся от 17 до 21-22 лет, характеризуется расширением жизненного пространства ребенка как в географическом отношении, так и в социальном. Происходит становление новой системы жизненных позиций и ориентиров, связанной с существенным расширением агентов социализации. Перед молодыми людьми стоит задача социального и личного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкое определение своего места во взрослом мире. Но самая существенная трансформация жизненного мира происходит во временном измерении. Его отчасти можно охарактеризовать как изменение масштаба времени: вместо дней, недель или месяцев теперь оперирую годами. Смутное представление о будущем сменяет план действий, учитывающий не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа личности. Направлениями данного процесса выступают:

Социальный статус подростков и юношей крайне неоднороден. Подавляющее число людей в этот период еще учащиеся средних, средне-специальных и высших учебных заведений, что накладывает определенный отпечаток на выполняемые ими в обществе социальные роли. Участие представителей этих возрастных когорт в производительном труде рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь 16-18 лет имеет особый юридический статус и пользуется целым рядом льгот. Вместе с тем деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Важной задачей становится так же подготовка к созданию семьи.

Другой важной особенностью социального статуса подросткового и юношеского возраста является его подвижность. Это связано с переходом из школы в иные образовательные учреждения, службой в армии, появлением первого серьезного опыта трудовой деятельности. Как следствие – резко возрастает объем мобильности и повышается уровень маргинальности.

В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще к миру детства, и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, молодой человек в период ранней зрелости (22-30 лет) является взрослым и в биологическом и социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты уже по степени эффективности. Ведущей статусно-образующей сферой деятельности теперь становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой социальной группе уже нельзя говорить в общих чертах: ее социально-психологические характеристики зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Молодые люди приобретают высокую степень независимости от своих родителей. Немаловажным статусным проявлением этого периода является создание своей семьи. Молодые люди достигают новых социальных статусов (муж, жена, мать, отец) и осваивают новые социальные роли.

Таким образом, период молодости, как ни одна другая возрастная фаза жизненного цикла человека, характеризуется высокими темпами социального развития.