logo
Uchebnik

1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи представляет собой отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, процесс социальной преемственности, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность в молодежной среде, выполнение социальных ролей различными группами молодежи. Таким образом, социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений.

Импульс к становлению социологии молодежи дали «молодежные революции» 1960-х годов, когда мощная социальная потребность в понимании сути молодежного протеста вызвала в научной среде повышенный интерес к молодежным проблемам. В центре внимания исследователей - конфликт поколений и роль молодежи в качестве субъекта социальных изменениях.

Как отрасль научного знания, социология молодежи выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

  1. общеметодологическом, в рамках которого осуществляется познание молодежи как общественного феномена;

  2. специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

  3. эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.1

Объектом социологии молодежи выступает молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Предмет социологии молодежи составляет изучение и анализ специфических молодежных проблем. Последние принято подразделять на две большие группы.

К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как социальной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодежи; исследование специфики процесса социализации молодых людей их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности молодежных движений и организаций.

Другую важную область анализа составляют общесоциологические проблемы, которые либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, проблемы социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти).

Как видно из самого названия, социологию молодежи интересуют различные аспекты жизнедеятельности социальной группы, на плечах которой лежит миссия замещения уходящего поколения и воспроизводство социальной структуры общества. Безусловно, молодость, равно как и юность, имеет определенные возрастные границы. Далее мы еще коснемся этой проблемы (см. главу 3). Пока лишь отметим, что искать универсальные возрастные рамки не стоит, их попросту не существует. Они могут существенно варьироваться в зависимости от типа исторических, культурных, социальных, политических и иных условий, в рамках которых осуществляется процесс развития общества. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет.

Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, ибо существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях различных теорий социализации. Отсюда пересечение с такими областями, как социология образования, культуры, семьи. Как следствие – интерес к проблемам воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности. На практике это находит отражение в использовании методов описательного анализа таких, как изучение типичных черт социального облика молодежи, изменение личностных характеристик на различных этапах становления.

Заметим так же, что не во всех странах эта отрасль социологического знания приобрела самостоятельный статус и название «социология молодежи», поскольку социология не имеет своих специфических теорий юности. Как самостоятельный феномен юность долгое время была объектом внимания прежде всего психологов и социальных антропологов.

В рамках собственно социологического знания интерес к молодежной проблематике обычно возникал в периоды обострения «проблем с молодежью»: социологи как бы отвечали на определенный социальный заказ, объясняя конкретную проблемную ситуацию. Так было в западной науке в 1960-е годы, так это выглядит и сейчас. При этом теоретическое осмысление специфики положения молодежи в обществе в большинстве случаев оставалось в стороне. В результате социология молодежи больше связана с социальной практикой, нежели чем с теорией.

Так, немецкий социолог К. Хурельман прямо отмечает, что исследования молодежи в основном сводились к больным точкам молодежного поведения, таким как кризис образования, безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм – то есть тем проблемам, к которым было приковано общественное внимание в данный момент, и зачастую из поля зрения выпадал целостный феномен «юности» как таковой.

Даже широко известные лекции Маргарет Мид об исторических типах культурного контакта поколений, а так же анализ поколения как субъекта социальных изменений, проведенный К. Мангеймом получили общественное признание значительно позже времени своего написания. Зачастую они использовались для объяснения причин и возможных последствий молодежных волнений конца 1960-х годов.

Поэтому, описывая историю становления этой области социологического знания, нельзя не говорить о тех конкретно-исторических условиях, в которых молодежь становиться объектом внимания как общественного мнения, так ученых.