14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
Анализируя государственную молодежную политику (далее ГМП) как социальное явление, стоит обратить внимание на многоаспектность самого определения. В науке выделяют как минимум три различных подхода к трактовке молодежной политики.
Согласно первому подходу термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. Иными словами, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с 14 и до 30 лет. Именно этот подход нашел воплощение в официальных документах органов власти Российской Федерации. Так, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ 18 декабря 2006 года, трактует государственную молодежную политику как систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России.1
Второй подход рассматривает молодежную политику как деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи, которые совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, подростковой преступности, социальной незащищенности молодой семьи др.
Третий подход трактует молодежную политику как комплекс действий и мероприятий по организации досуга и осуществлению образования молодых граждан. Он так же нашел организационное воплощение в виде объединения в некоторых регионах комитетов по делам молодежи с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре.
Следует заметить, что как узкая, так и широкая трактовки молодежной политики подвергаются критике со стороны ученых и практиков. Они, как правило, приводят или к сужению содержания этого вида социальной практики, или к ее растворению в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения.
Ликвидировать подобную ограниченность призван четвертый подход, окончательно оформившийся в 1990-е годы благодаря научным изысканиям В.Т. Лисовского. Рассматривая сущность молодежной политики через призму родового понятия «политика», В.Т. Лисовский выходит на следующее определение: государственная молодежная политика – это отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как специфической большой демографической группе населения, а так же самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества в целом, носителями которых выступают другие группы и слои населения, социальные институты и физические лица.2 Уровень слаженности этих многообразных отношений и определяет социальный статус, а вместе с ним качество жизни молодежи.
Основная цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи. Ее достижение возможно только через реализацию двух взаимосвязанных задач:
создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения;
создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи.
В методологическом отношении в основу молодежной политики целесообразно положить теорию социального развития молодежи, которая пока еще недостаточно разработана. Она охватывает изменения молодого поколения, которые становятся следствием его перехода от одного социального статуса к другому и отражает становление молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни.
Говоря о конкретных мероприятиях, следует подчеркнуть, что молодежная политика часто не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения с другими субъектами общественной жизни. Что же касается нормативно-правовой базы, то, как правило, процесс нормотворчества здесь идет по пути дополнения существующих законодательных актов поправками, затрагивающими проблемы специфических групп молодежи, к примеру, маргиналов.
Для понимания сущности государственной молодежной политики крайне важно учитывать международный опыт в этой сфере в целом, который накоплен в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ и других международных организаций.
Среди множества глобальных проблем, находящихся в центре внимания ООН, забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших задач. Приоритетность данного направления работы особенно стала очевидна после принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Немаловажную роль в деле решения проблем молодежи отводится различным структурным подразделениям ООН, таким как ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Так, ЮНЕСКО уделяет большое внимание контролю за соблюдением основных прав и свобод человека, таких как право на жизнь. С этой целью ЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих форм сотрудничества на местном, региональном и международном уровнях.
Активное участие в решении проблем молодежи принимает Международная организация труда (МОТ). В области реализации молодежной программы МОТ важное место заняла дискуссия на 72-ой сессии МОТ в 1986 году, которая позволила делегатам многих стран мира рассмотреть и оценить программы и деятельность МОТ по оказанию помощи молодежи с учетом конкретных социально-экономических проблем в различных государствах и мировом сообществе в целом.
В своих решениях и практической деятельности Международная организация труда учитывает долгосрочные перспективы, связанные с ростом числа молодых людей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертов МОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодолимыми трудностями в достижении производственной занятости».1
Подтверждением активной позиции МОТ стало участие ее представителей в многочисленных региональных и международных правительственных и неправительственных совещаниях, встречах, семинарах по проблемам молодежи.
Анализ имеющегося мирового опыта позволяет выделить две модели реализации государственной молодежной политики.
Первую модель условно можно назвать неоконсервативной. Здесь государственная помощь оказывается лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихся в помощи.
Вторая социал-демократическая модель исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех категорий молодых людей.
Выбор в пользу той или иной модели ГМП предопределяется комплексом социально-экономических, политических и исторических условий, в рамках которых происходит развитие общества и государства.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.