logo
Uchebnik

14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации

Анализируя государственную молодежную политику (далее ГМП) как социальное явление, стоит обратить внимание на многоаспектность самого определения. В науке выделяют как минимум три различных подхода к трактовке молодежной политики.

Согласно первому подходу термином «моло­дежная политика» обозначают ряд государственных и социаль­ных функций, осуществляемых в отношении молодого поколе­ния. Иными словами, это очень широкая, многофункциональная поли­тика, включающая большой перечень мер, которые затрагива­ют прямо или косвенно молодое поколение с 14 и до 30 лет. Именно этот подход нашел воплощение в официальных документах органов власти Российской Федерации. Так, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ 18 декабря 2006 года, трактует государственную молодежную политику как систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России.1

Второй подход рассматривает молодежную политику как деятельность специализированных центральных правительст­венных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи, которые совместно с другими струк­турами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, подростковой преступности, социаль­ной незащищенности молодой семьи др.

Третий подход трактует молодежную политику как комплекс действий и мероприятий по организации досуга и осуществлению образования молодых граждан. Он так же нашел организационное воплощение в виде объединения в некоторых регионах комитетов по делам мо­лодежи с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре.

Следует заметить, что как узкая, так и широкая трактовки молодежной политики подвергаются критике со стороны ученых и практиков. Они, как правило, приводят или к сужению содержания этого вида социальной практики, или к ее растворению в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения.

Ликвидировать подобную ограниченность призван четвертый подход, окончательно оформившийся в 1990-е годы благодаря научным изысканиям В.Т. Лисовского. Рассматривая сущность молодежной политики через призму родового понятия «политика», В.Т. Лисовский выходит на следующее определение: государственная молодежная политика – это отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как спе­цифической большой демографической группе населения, а так же самой молодежи к другим социальным группам, социальным ин­ститутам, ценностям общества в целом, носителями которых выступают другие группы и слои населения, социальные инсти­туты и физические лица.2 Уровень слаженности этих многообразных отношений и определяет социальный статус, а вместе с ним качество жизни молодежи.

Основная цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономиче­ских и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи. Ее достижение возможно только через реализацию двух взаимосвязанных задач:

В методологическом отношении в основу молодежной поли­тики целесообразно положить теорию социального развития мо­лодежи, которая пока еще недостаточно разработана. Она охва­тывает изменения молодого поколения, которые становятся следствием его перехода от одного социального статуса к другому и отражает становление молодежи как субъекта общественного произ­водства и общественной жизни.

Говоря о конкретных мероприятиях, следу­ет подчеркнуть, что молодежная политика часто не предста­вляет собой какой-то законченной системы, детально регламен­тирующей взаимоотношения молодого поколения с другими субъектами общественной жизни. Что же касается нормативно-правовой базы, то, как правило, процесс нормотворчества здесь идет по пути дополне­ния существующих законодательных актов поправками, затрагиваю­щими проблемы специфических групп молодежи, к примеру, маргиналов.

Для понимания сущности государственной мо­лодежной политики крайне важно учитывать международный опыт в этой сфере в целом, который накоплен в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ и других международных организаций.

Среди множества глобальных проблем, находящихся в цен­тре внимания ООН, забота о молодом поколении была провоз­глашена в качестве одной из важнейших задач. Приоритетность данного направления работы особенно стала очевидна по­сле принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН Деклара­ции о распространении среди молодежи идеалов мира, взаим­ного уважения и взаимопонимания между народами. Немаловажную роль в деле решения проблем молодежи отводится различным структурным подразделениям ООН, таким как ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Так, ЮНЕСКО уделяет большое внимание контролю за соблюдением основных прав и свобод чело­века, таких как право на жизнь. С этой целью ЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих форм сотрудничества на местном, региональном и международ­ном уровнях.

Активное участие в решении проблем молодежи принимает Международная организация труда (МОТ). В области ре­ализации молодежной программы МОТ важное место заняла дискуссия на 72-ой сессии МОТ в 1986 году, которая по­зволила делегатам многих стран мира рассмотреть и оценить программы и деятельность МОТ по оказанию помощи молоде­жи с учетом конкретных социально-экономических проблем в различных государствах и мировом сообществе в це­лом.

В своих решениях и прак­тической деятельности Международная организация труда учитывает долгосрочные перспективы, связанные с ростом числа молодых людей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертов МОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодолимыми трудностями в достижении производственной занятости».1

Подтверждением активной позиции МОТ стало участие ее представителей в многочисленных региональных и междуна­родных правительственных и неправительственных совещаниях, встречах, семинарах по проблемам молодежи.

Анализ имеющегося мирового опыта позволяет выделить две модели реализации государственной молодежной политики.

Первую модель условно можно назвать неоконсервативной. Здесь государственная помощь оказывается лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям мо­лодежи при жесткой регламентации расходования средств и ка­тегорий нуждающихся в помощи.

Вторая социал-демократическая модель исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступ­ных для всех категорий молодых людей.

Выбор в пользу той или иной модели ГМП предопределяется комплексом социально-экономических, политических и исторических условий, в рамках которых происходит развитие общества и государства.