logo
Uchebnik

1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке

В рамках западной социологии молодежи традиционно выделяют ряд научных направлений.

Психоаналитическое направление базируется на идеях З. Фрейда, его учеников и последователей (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон). В частности их усилиями дальнейшую разработку получила теория «Эдипова комплекса», объясняющая природу межпоколенных конфликтов, моделей гендерного поведения, причин агрессии молодых людей и их выступлений против существующего социального порядка. По мнению Л. Фойера конфликт поколений - это универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями.

Исследования Э. Эриксона позволили представить развитие человека как последовательное преодоление им возрастных личностных «кризисов идентичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности. Рут Бенедикт пришла к выводу, что на каждом этапе своего развития индивид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. «социальный характер», присущий каждому конкретному обществу.

Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции», «конфликта поколений». К числу последователей этого влиятельного течения относятся Р. Мертон, Ш. Айзенштадт, В. Райх, Г. Маркузе, Д. Белл, Э. Фромм. В рамках данного направления молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности.

Структурно-функциональный подход в принципе ориентирован на достижение стабильности общества. Поэтому, подчеркивая решающую роль в общественном самовоспроизводстве возрастной дифференциации, его сторонники, как правило, не видят в ней источника социальных изменений. Более того, любые действия, в том числе и молодежи, направленные на осуществление социальных изменений, не вписываются в модель общества, разработанную при помощи структурно-функционального анализа.

Представители культурологического направления изучают социальные процессы и явления, в том числе и молодежные, в аспекте феноменологии человеческой культуры. Благодаря использованию культурологической традиции социология молодежи получила возможность системного анализа социальных молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классическим образцом этого подхода являются работы немецкого социолога К. Мангейма. Исследуя феномен поколенного единства, он раскрыл механизм социального наследования: насущная потребность передачи и усвоения опыта постоянно сталкивает все новые волны людского массива с феноменом культуры человека. Развитие же молодежи рассматривается им как насущная необходимость передачи культурного наследия.

Не менее известный представитель данного направления Маргарет Мид исследовала проблемы социализации детей, культурного смысла социальных ролей, социального и культурного измерения личности. В ходе своих экспедиций М. Мид пришла к сенсационному выводу: в архаических культурах отсутствуют специфические конфликты подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. Тем самым М. Мид пытается показать зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития.