2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
Социологическое измерение различных фактов и свойств социальных явлений связано с поисками и использованием таких факторов, которые могли бы служить их количественной характеристикой. Это разнообразные предметы, события, акты, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для измерения, принято называть индикаторами. Они позволяют уяснить как и в какой форме надо подойти к сбору количественной информации.
Важнейшим инструментом измерения в социологии является шкала, в которой индикаторы расположены в той или иной последовательности по позициям.
Для измерения применяются различные типы шкал, основными из которых являются номинальные, ранговые и интервальные.
Номинальная шкала применяется для измерения прежде всего объективных признаков респондентов – их пол, семейное положение, профессия и т.д.
Ранговая (порядковая) шкала используется для измерения множества свойств и признаков социальных явлений через призму субъективных индикаторов, выражающих отношения к кому или чему-либо.
Интервальная (метрическая) шкала, фиксирует величину интервала, устанавливая отношения между пунктами. По этой шкале можно измерять в основном те признаки, значение которых можно выразить числом.
При конструировании шкал всех видов должны быть соблюдены определенные требования. Основными из них являются:
Точность шкалы - есть степень совпадения полученных в ходе исследования данных с их истинной величиной.
Надежность шкалы – ее устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени.
Социологическое исследование основывается еще на одном важном принципе, воплощенном в методе выборки конкретных единиц или образцов изучения из генеральной совокупности, которая представляет собой все множество социальных объектов, определенных в программе исследования как предмет изучения. Однако предмет исследования может быть очень большим – десятки и сотни тысяч людей, иногда даже миллионы. Естественно социолог и даже большой коллектив ученых не в состоянии объять такое количество. Поэтому существует выборочная совокупность (или выборка), которая рассматривает как часть, модель генеральной совокупности.
Социологи стремятся к тому, чтобы выборка содержала те же характеристики, и те же пропорции людей, что и вся исследуемая группа. Так, если генеральная совокупность состоит из 60% девушек и 40% юношей, то и в выборке должны быть аналогичные показатели. Исследователи так же принимают во внимание возраст, род занятий, социальное происхождение, отношение к религии и др. Кроме того, величина выборочной совокупности, с одной стороны, должна быть «статически значимой» и «достоверной», но с другой - «экономной» и «оптимальной». На практике установилась устойчивая пропорция: если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, то объем выборочной совокупности – не менее 500 человек, а если больше – то 10%, но не более 2000 – 2500 человек.
В прикладной социологии выделяют несколько методов определения выборки. Самый простой способ сделать выборку – наобум. Прибегая к нему, социолог исходит из того, что интересующие его индивиды имеют равный шанс принять участие в исследовании. Это достигается путем присваивания номеров каждой возможной выборке, а затем, используя таблицу случайных чисел, определяются номера выборок, которые и будут изучаться. Подобное напоминает всем знакомую процедуру, когда из шапки вытаскивают бумажки с номерками. Этот метод можно усовершенствовать, выбирая, к примеру, каждый десятый или двадцатый номер. Такая выборка известна как систематическая.
Социологи обычно предпочитают иметь дело со стратифицированной выборкой наобум, где сам исследователь определяет важные переменные, которые он собирается изучить. Скажем, если социолог считает пол и социальную принадлежность важными переменными, то и в выборке они должны присутствовать пропорционально населению изучаемой группы. Так, если в генеральной совокупности 20% составляют работающие студентки, то в выборке должны быть аналогичные характеристики.
Данная выборка имеет как преимущества, а именно позволяет контролировать важные переменные и достигать репрезентативности (достоверности) при меньших размерах исследуемой группы, так и недостатки: у нее нет набора групп индивидов.
Эта трудность преодолевается с помощью квотной выборки, для которой не требуется предварительный набор групп для исследования. При использовании квотной выборки интервьюеры опрашивают респондентов с конкретными характеристиками, так, чтобы в целом выборка отражала характеристики исследуемой группы населения. Например, интервьюер получил задание опросить десять замужних женщин, и десять женатых мужчин в возрасте от 20 до 35 лет, пять мужчин и пять женщин, не состоящих в браке и т.д. После того как одна квота им заполнена, он переходит к другой. Эта выборка достаточно эффективна, так как для достижения ее репрезентативности можно использовать федеральную статистику.
Кроме этих видов выборок в социологии используют и другие: гнездовые, многоступенчатые, «снежный ком» и т.д.
Итак, определены основные отправные точки исследования. Дальше встает задача выявления их количественных параметров. Это достигается с помощью различных методов сбора социологической информации.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.