logo
Uchebnik

Основные концепции социализации

Таблица 1

Психоаналитическая

традиция

Социализация – динамика взаимодействия Ид, Эго, Суперэго с постепенным обретением индивидом власти над собственной биологической природой.

Гуманистические концепции

Содержание процесса социализации состоит в становлении и развитии личностных характеристик.

Э. Фромм: социализация есть концептуализация позитивной свободы, интегрирующая личность в микро- и макросреду, не лишая ее при этом автономии.

А. Маслоу: социализация – самоактуализация личности. Искажение ее практик видится следствием ориентации осуществляющих ее институтов на гедонистическое извращение природы человека, толкование его как существа стремящегося исключительно к удовольствиям, и нуждающегося потому в постоянном контроле, дисциплине, наказании.

Э. Гидденс: социализация – источник процесса индивидуализации, способности независимо мыслить и действовать.

Диспозиционные концепции

Социализация представляет собой процесс развития динамических черт и способностей личности.

Когнитивная теория

Дж. Келли: социализация есть формирование тезауруса личностных конструктов, навыков оперирования ими.

Бихевиоризм

Б. Ф. Скиннер: социализация - практика социального научения.

Феноменология

М. Вебер: социализация влияет на становление целерационального характера человеческого поведения, определяя тем самым активную роль индивида в социальных взаимодействиях.

Г. Зиммель: процесс социализации предстает в виде развертывания сущностных свойств человека.

Структурный функционализм

О. Конт, Г. Спенсер: человек изначально асоциален, общество создает его как личность через систему институционализированных воздействий.

Э. Дюркгейм: содержание социализации заключается в дисциплинирующем воздействии общества.

Р. Дарендорф: социализация есть ролевая адаптация.

З. В. Сикевич: в основе социализации лежит усвоение ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений, передача культурных норм

Интеракционизм

Ч. Х. Кули: индивид не имеет от рождения человеческой природы, зарождающейся в группах. Личность формируется посредством социальных взаимодействий, через создание «зеркального Я», составляемого совокупностью представлений о ней «обобщенного другого»: как люди нас воспринимают, реагируют на нас, определяют нашу реакцию на их действия.

Даже самый общий анализ приведенных концепций свидетельствует о том, что все они тяготеют к двум условно выделенным подходам, по-разному оценивающим роль самого человека в процессе социализации. Первый из них утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации. Условно данный подход может быть назван субъект-объектным, где общество – субъект, а человек – объект его воздействия. К его представителям можно отнести Э. Дюркгейма, Т. Парсонса. Сторонники второго подхода (Ч. Кули, Д. Мид) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Опираясь на фундаментальные принципы и первого, и второго подходов, социализацию можно определить как целенаправленный процесс передачи и усвоения человеком ценностей, культурных норм и образцов поведения, распространенных в группе и обществе, в ходе которого происходит освоение общественно-значимых социальных ролей.

Из предложенного определения видно, что социализация носит двухсторонний характер. С одной стороны, социализация действительно представляет процесс усвоения человеком определенного культурного и социального набора. С другой – это процесс переработки усвоенного человеком материала, его подведение под свое личное «Я». И в этом своем качестве социализация предполагает активную преобразующую роль самого человека, результатом которой становятся изменения не только в ценностной системе индивида, но и в обществе в целом (ведь представителям последующего поколения этот, пусть пока еще молодой человек, предаст не просто усвоенный, а переработанный, видоизменный им культурный набор).

В любом обществе социализация человека имеет свои особенности на различных этапах. В науке существует достаточно большой спектр точек зрения относительно этапов социализации. В самом общем виде, учитывая ее двухсторонний характер, социализацию можно разделить на первичную и вторичную. В рамках первичной социализации происходит первое соприкосновение человека с новым для него социальным миром, что предопределяет доминирование процесса «механического» накопления определенного багажа знаний. На втором этапе более важным способом получения знаний (а так же переработки ранее приобретенных) становиться личный опыт человека, его профессиональная и творческая деятельность.

З. Фрейд выделял в процессе социализации ребенка пять стадий, связывая их с проявлением сексуального либидо: оральная стадия (от 0 до 1 года), анальная стадия (от 1 до 2 лет), фаллическая стадия (с 2 до 5 лет), латентный период (от 5 до 11 лет), генитальная стадия.1

Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев соотносят этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество (до года), детство (до трех лет), дошкольный возраст (3 - 7 лет), младший школьный возраст (7 - 11 лет), подростковый (11 - 14/15 лет), юношеский (14/15 - 17 лет). При этом критериями выделения этапов служат характеристики личностных новообразований, ведущей деятельности, социальной ситуации развития.

В. П. Андреенкова выделила периоды первичной социализации ребенка, маргинальной социализации подростка, устойчивой (концептуальной) социализации юности.1

Шесть этапов в процессе социализации личности выделяются в соответствии с синтетическим подходом Л. Колберга: страха наказаний, ориентации на поощрения, ожидания социального одобрения, осознания интересов и правил общества, анализа нравственных убеждений, собственно этическая. Достоинством данной периодизации, бесспорно, является ориентация на анализ содержания процесса интеграции индивида в общество. Слабостью – дистанцированность от механизма социализации, затрудненность интерпретации на ее основе содержания описываемых взаимодействий.

В отечественной науке долгое время существовал подход, выделяющий в процессе социализации три стадии, в зависимости от степени и характера участия человека в трудовой деятельности: дотрудовая социализация, трудовая и послетрудовая.

Вполне понятно, что принципиальное значение имеют не возрастные границы различных этапов социализации, а ведущие тенденции, характерные для каждого из них. Однако какой бы точки зрения мы не придерживались, необходимо учитывать, что социализация – процесс непрерывный: начинаясь с рождения человека, она заканчивается моментом его смерти.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на процесс их развития. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации. Стоит заметить, что степень их воздействия может варьироваться на разных этапах социализации. Условно факторы социализации можно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют мегафакторы – космос, планеты, мир, которые в той или иной мере влияют на социализацию всех жителей земли.

Вторая – макрофакторы: страна, этнос, общество, государство, которые определяют специфику социализации молодежи различных стран.

Третья – мезофакторы определяют условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения (городская и сельская молодежь), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой информации (радио, телевидение, пресса и т.д.), по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на процесс социализации как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К ним относятся семья, соседи, группы сверстников, воспитательные организации и т.д.

Важнейшую роль в процессе социализации молодежи играют ее агенты, то есть люди, непосредственно оказывающие воздействие на процесс становления личности молодого человека. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг (супруга), коллеги по работе и пр.

Эти и многие другие агенты с целью успешного прохождения процесса социализации могут применять широкий спектр средств социализации как формального, так и неформального содержания. При этом каждая их этих групп в свою очередь делиться на негативные и позитивные средства. Например, комплимент является неформальным позитивным средством социализации, в то время как наказание, применяемое родителями к провинившемуся ребенку, можно отнести к неформальным негативным. Примером формального позитивного средства может служить благодарность, грамота, премия и т.д., а к негативным формальным относятся выговор, штраф и другие.

Социализация молодого человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. В науке существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Так, Габриэль Тард считал основным механизмом социализации подражание. Российский исследователь В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности.

Условно механизмы социализации принято делить на социально-психологические и социально-педагогические. К первой группе можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества: семье, сообществу сверстников, значимым лицам и др. Рефлексия представ­ляет собой внутренний диалог между различ­ными Я человека, с реальными или вымышленными лицами. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает «как надо» и «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Например, те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, пapaллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а так же средства массовой информации). В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации др. Значи­мыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. В этом отношении данный механизм близок к институциональному и стилизованному. Однако нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Социализация молодежи происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако в различных половозрастных и социально-культурных группах соотношение роли механизмов социализации различно, а порой это различие весьма существенно. Так, в усло­виях села, малого города, поселка, а так же в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города особо явно дейст­вуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различ­ную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто являет­ся стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Между тем молодежь сама по себе (как совокупность возрастных единиц и когорт, как социально-демографическая группа общества) еще не является субъектом социально-преобразующей деятельности. Субъектность молодежи возрастает по мере роста ее организованности. Организации и объединения молодежи разного толка – от различных типов и форм стихийных молодежных движений до четко оформленных организаций и объединений – главный показатель субъектности молодежи. Ибо только объединения и организации имеют более или менее определенные цели и задачи, формы и методы деятельности. В целом же молодежное движение, обеспечивая разнообразие, взаимодополняемость и альтернативность своих целей, задач, программ, в конечном счете придает молодежи некую форму целостности, единства в многообразии, оформляет ее в некую общественную силу, способную воздействовать на общество и государство в интересах всего общества и самой молодежи.