11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
Выделение института семьи из ряда других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а так же необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Несмотря на частое употребление, понятие семьи остается достаточно размытым. Многие представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. В социологии традиционно семья рассматривается как социальная группа, члены которой объединены родственными и (или) брачными отношениями, а так же совместным ведением домашнего хозяйства. Однако такое определение удовлетворяет не всех. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семье играют психологические связи. Так, Э. Гидденс дал более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.
В любом случае, от того, как мы трактуем семью, зависит и то, как мы воспринимаем те или иные ее типы.
В современной социологии выделяют различные типологии семьи.
I. В зависимости от внутренней структуры семьи делят на нуклеарные (супружеские) и родственные (расширенные).
Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской или нуклеарной семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями.
Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников, совместно проживающих вместе с супругами и детьми.
Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так в традиционном обществе доминирующим был родственный тип семейных отношений. Здесь ответственность и забота распределяются среди достаточно большого количества людей. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со значительным числом родственников. Таким образом, у ребенка появляется больше возможностей для общения и расширяется круг агентов социализации. В современных же условиях родственная семья не всегда возможна. В силу этого на данном этапе развития общества господствующим является нуклеарный тип.
II. В зависимости от типа наследования, существующего в рамках семьи, последние можно разделить на три типа. В условиях патрилинеальной структуры родословная ведется по отцовской линии; люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Матрилинеальная семья характеризуется тем, что родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.
III. В зависимости от места проживания. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. В России молодые пары чаще всего выбирают неолокальную модель – отделяются и живут независимо от своих родителей и прочих родственников.
Термин «семья» не надо путать с понятием «брак». Под браком понимают исторически меняющуюся форму социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. При этом брачные отношения (в отличие от семейных) не основываются на родственных связях, а скорее исключают их.
Говоря о формах брака, стоит упомянуть, что они значительно варьируются в зависимости типа социального и культурного пространства.
Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избегания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают заключать брак между сестрами и братьями, родителями и детьми, а так же между другими близкими родственниками. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практике встречаются так же противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия и сословная.
В зависимости от численности супругов, находящихся в браке одновременно, браки делят на моногамные и полигамные. Для большинства европейских народов существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако сравнительно недавно (в исторической ретроспективе) наиболее распространенной формой брака являлась полигамия, при которой в браке одновременно состоят несколько партнеров. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Крайне редкой формой полигамного брака является полиандрия или многомужество. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния - многоженство. Здесь стоит обратить внимание на то, что традиционное негативное отношение к формам полигамного брака не вполне оправдано и является этноцентричным. Ведь с точки зрения человека, выросшего в условиях полигамных отношений, моногамия является настолько же странной (если не сказать больше) формой брака. Кроме того, даже в обществах, где широко распространен полигамный брак, последний обычно является моногамным. Причина проста: только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.
В последние десятилетия определенную степень распространения получили альтернативные жизненные стили, среди которых особо стоит упомянуть холостяцкую жизнь, гражданский брак, однополые браки.
Холостяцкая жизнь. Несмотря на то, что наше общество в целом ориентирует людей на создание семьи, холостяцкий стиль жизни становится все более популярным. Однако одиночки не являются монолитной социальной группой, поскольку среди них есть разведенные, вдовцы и вдовы, а так же те, кто никогда не вступал в брак. Высокий процент разводов, способность пожилых людей самостоятельно вести хозяйство и нежелание молодежи вступать в брак способствуют быстрому увеличению численности несемейных людей.
Одиночество одиночеству рознь. Человек может жить холостяком, потом сделать выбор в пользу сожительства или брака, а позднее, возможно, решить развестись и снова жить в одиночку. Одиночество – непостоянный статус.
К сожалению, в последние годы все большему сомнению подвергается представление, что для достижения полного счастья и благополучия необходимо вступать в брак. Значительное число россиян больше не считает, что одиноко живущие люди - это те, кого в свое время не выбрали, и кто так и не сумел вступить в брак. На Западе начинает возникать самостоятельная субкультура несемейных граждан. Существуют бары для одиноких людей, специальная организация отдыха, группы психотренинга и т.п. Тем более холостяки могут вести активную сексуальную жизнь, не связывая себя нежелательным браком, ребенком или социальной ролью.
Гражданский брак предполагает такую форму совместного проживания, при которой отношения между людьми формально не зарегистрированы. Данный социальный институт крайне многолик и включает в себя как примеры совместного проживания, предшествующего браку, с целью проверки отношений, так и длительные отношения при которых их формальная регистрация сожителями даже не рассматривается как необходимость. Сразу обратим внимание на то, что подобные отношения накладывают определенный отпечаток как на процесс осознания индивидами своих социальных ролей, так и на процесс восприятия окружающей действительности. Кроме того, здесь могут возникать не только серьезные материальные трудности, но и проблемы правового характера: то, что законно не подтверждено, фактически не может быть урегулировано с помощью формальных норм.
Гомосексуальные пары. В самом общем смысле гомосексуализм – это ориентация человека на сексуальные отношения с партнером того же пола. Пожалуй, среди всех жизненных стилей в современном обществе этот вызывает наибольшее недопонимание. Именно в современном, ибо даже в период Античности и Древнего Востока гомосексуальные отношения считались настолько же естественными, как и гетеросексуальные. Проанализировав большой историко-культурный и психологический материал, И.С. Кон пришел к выводу, что негативное отношение к сексуальным меньшинствам в современном обществе связано с сексологической неграмотностью, социокультурной ксенофобией и нетерпимостью, неспособностью преодолеть индивидуальные психологические трудности.1 Причем подобный негатив проявляется не только в общественном осуждении, но и отказе подобным парам в рамках большинства стран в формальной регистрации своих отношений. Обращает на себя внимание тот факт, что группа гомосексуалистов крайне разнообразна. Она включает в себя как людей, состоящих в полнее законном браке, имеющих детей и предпочитающих удовлетворять свои сексуальные потребности на стороне, так и партнеров, проживающих совместно и ведущих единое хозяйство, а так же представителей, предпочитающих свободные сексуальные отношения любым формам принятия обязанностей.
Не важно, о каком типе семьи или форме брака идее речь, все они выполняют в обществе достаточно широкий спектр функций.
Репродуктивная функция. Важным условием существования общества является регулирование рождаемости с целью избегания демографических спадов или взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение. Однако только этим репродуктивная функции семьи не ограничивается: не менее важным является воспроизводство и трансляция в рамках семьи тех или иных социальных норм, установок и моделей поведения.
Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности и «правильности» сексуального поведения, большинство обществ легко прощает их нарушение. Особенно наглядно это можно продемонстрировать на примере отношения к добрачному сексуальному опыту молодых людей. С одной стороны, в этой сфере существуют определенные табу, а с другой, во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи рассматриваются как подготовка к браку.
Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе и семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, чаще становятся девиантами. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Кроме того, семья выступает одним из основных лифтов социальной мобильности и в этом своем качестве играет далеко не последнюю роль в процессе изменения членом семьи своего статуса в обществе или позиции в группе.
Защитная функция. Во всех обществах в разной степени институт семьи осуществляет физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. Институт кровной мести является, пожалуй, наиболее ярким тому подтверждением.
Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства способствует формированию крепких экономических связей. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.
В силу специфических возрастных и психофизиологических характеристик молодежи одной из центральных проблем в рамках данной группы остается вопрос о ее сексуальном поведении.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.