3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
Как часть общества молодежь является предметом изучения многих социальных наук: философии, педагогики, психологи, социологии, демографии, политологии, права, истории. Вполне естественно, что в каждой из них в понятие молодежь вкладывается свое содержание. Не затрагивая областей других смежных наук, охарактеризуем социологический подход к указанной категории.
Употребляя термин «молодежь» в обыденной речи, мы можем вкладывать в него разное содержание:
надежда нации, ее будущее;
недоросли, нуждающиеся в опеке;
самонадеянные юнцы;
представители нового, прогрессивного взгляда на вещи.
Вместе с тем данная категория имеет вполне конкретное научное содержание. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границах имеет давнюю историю.
В отечественной науке молодежь долгое время не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: ее выделение не укладывалось в существующие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о колхозной, рабочей молодежи, а совсем другое – признавать ее социальные особенности как некоей целостности.
Социологи первыми среди обществоведов увидели в молодежи как социальной группе присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и нормы поведения. Кроме того, они заговорили об особых проблемах молодежи, имеющих прежде всего социальные корни. При этом оказалось, что многие из этих проблем, судя по официальной пропаганде, уже решены: результаты социологических исследований на первый взгляд «убедительно» свидетельствовали, что в сравнении с западной молодежью у советских парней и девчат общего больше, чем различий. Это вызвало в научной среде бескомпромиссные споры о сущности молодежных субкультур, о причинах социального бунтарства в молодежной среде, о взаимоотношениях между поколениями и о многом другом. В этих дискуссиях окончательно сформировался взгляд на молодежь как на референтную группу и определились основные подходы к социологическому определению ее сущности. Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а так же обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.
Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной науке было дано в 1968 году В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более позднем возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные, профессиональные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».1 Позднее более полное определение было предложено И.С. Коном: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
В.Т. Лисовский (1928-2002). С 1993 по 1999 годы - директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. Вице-президент Российской ассоциации социальных педагогов и социальных работников Член-корреспондент РАО, действительный член МАНВШ, д.филос.н., проф. Автор многих крупнейших работ в области ювенологии: Личность студента (1976), Советское студенчество. Социологические очерки (1990), Социология молодежи (1996). |
Приблизительно в этот же период в отечественной социологии появилась точка зрения относительно того, что молодежь - это в первую очередь не возрастная фаза и не продукт природы, а социокультурный феномен, который в своих формах проявления подчинен историко-общественным параметрам.4
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в формировании целостного представления о молодежи, вытекающего из самой объективности ее сущности. Такой подход был предложен авторским коллективом во главе с В.И. Чупровым. Анализируя соотношение «молодежь и общество», авторы связывают социологическое определение понятия молодежь с тем специфическим положением, которое оно занимает в системе воспроизводства и развития общества. В этом своем социальном качестве молодежь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые локализуют ее в самостоятельную социально-демографическую группу, а во-вторых, как субъект общественного производства, отличающийся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.1
В этом же ракурсе можно рассматривать позицию И.М. Ильинского и А.В. Шаронова, которые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социально положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.2
Напомним, что подходы к определению молодежи в западной науке условно можно сгруппировать в три направления: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое (см. главу 1). В рамках каждого из них исследователи так же отталкивались от особенностей молодежи, присущих ей как социально-демографической группе. Так, немецкий ученый Г. Шельский отмечал, что для молодежи характерна социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, в силу чего молодой человек нормативно несамостоятелен. Молодость, согласно его теории, - это период перехода индивида из семьи, то есть микрогруппы, в общество, то есть макроструктуру. Эти же идеи разделяли и другие исследователи. Ф. Тенбрук считал, что молодежь является промежуточной стадией, переходом, подготовкой к исполнению ролей взрослых, введением в культуру. В свою очередь К. Манхейм утверждал, что молодежь по своей природе ни прогрессивна, ни консервативна, она – потенция, готовая к любому начинаю. Сложность молодежи заключается в том, что она оказывается промежуточной стадией и в биологическом, и социальном смысле.3 В результате, мы приходим к выводу о том, что молодой человек – это уже не ребенок (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу - еще не взрослый. Примечательно то, что подобные идеи были высказаны еще Ж.-Ж. Руссо: «Мы рождаемся, так сказать, дважды: один раз, чтобы существовать, другой - чтобы жить».4
Определение сущности молодежи будет не полным без анализа ее своеобразия как социальной группы. К таковым особенностям можно отнести:
во-первых, наличие значительной доли маргинальной молодежи, не имеющей в полном смысле слова четкого социального статуса и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом (социальным положением родительской семьи), либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;
во-вторых, социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются.
Понимание природы качественных изменений характеристик молодежи непосредственно связано с источником ее развития, то есть с сущностью тех объективных противоречий, которые лежат в основе развития этой социально-демографической группы. Молодежь не является саморазвивающейся системой. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем ей присущи специфические общественные функции - воспроизводственная, трансляционная, экономическая, инновационная. Не умаляя значимости остальных функций молодежи, стоит признать, что ее выделение в качестве относительно самостоятельной общественной группы связано прежде всего с воспроизводственной функцией.
В общественной жизни одновременно осуществляются процессы воспроизводства жизненных средств (предметно-вещественной стороны общественной жизни) и человеческих (духовных и физических) сил. Отсюда следует вывод: коль скоро мы связываем специфическое положение молодежи в системе воспроизводства общества главным образом с процессом становления субъекта общественного производства и общественной жизни, то именно в противоречии, возникающем между этими двумя сторонами общественного производства, и коренится основной источник развития молодежи.
Это противоречие вызвано, во-первых, различным характером деятельности, лежащей в основе каждой из форм общественного производства, а так же различиями в природе и направленности социальных связей, опосредованных этой деятельностью, во-вторых, различным способом присвоения субъектом результатов этой деятельности, в-третьих, различным отношением к каждой из форм общественного производства со стороны общества на разных этапах его развития.
Таким образом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, выраженную как в социально-психологических и физиологических особенностях, так и в наличии специфических интересов и потребностей, составляющих основу молодежных проблем.
Однако надо учитывать, что и те и другие характеристики могут существенно отличаться в силу неоднородности молодежи как в психологическом и социальном планах, так и в силу возрастных различий.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.