13.1 Понятие и типология девиантного поведения
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Здесь сразу же стоит обратить внимание на крайне важный момент: отклоняющееся поведение всегда не соответствует общепринятым нормам, но не всегда осуждается обществом. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты (от лат. deviatie – отклонение).
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В современных же обществах проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.
В социологической науке существует достаточно большое количество подходов к типологии девиантного поведения.
I. В зависимости от сущностного проявления выделяют культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонение поведения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы и т.п.
Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход эмоциональной враждебности, то есть как психическое отклонение. Проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении так же связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.
Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов
II. По субъектному составу девиации делят на индивидуальные и групповые. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения. В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры
III. По степени нарушения существующих социальных норм девиантное поведение делят на первичное и вторичное. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под первичным отклонением понимают мелкое, незначительное нарушение существующих социальных норм, при котором оно ни человеком, ни окружающими не трактуется как девиация, а воспринимается лишь как шалость или шутка. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.
Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют серьезное нарушение социальных норм, которое воспринимается и трактуется как девиация. При этом вторичная девиация зачастую может привести к наклеиванию ярлыков (стигматизации). Этот процесс, как правило, становиться поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, человек, совершивший первичное отклонение (а может быть и не одно), продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык вора, лгуна, насильника как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения, после чего изоляция еще больше усиливается. Начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и человек может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
IV. По характеру реакции общества на те или иные проявления девиации отклоняющееся поведение делят на культурно одобряемое и культурно осуждаемое.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, то есть возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые.
Итак, большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарной активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
V. В качестве отдельного вида девиации стоит упомянуть делинквентное поведение. Его сущность заключается в нарушении индивидом существующих в обществе формальных норм. То есть по существу речь идет о преступном поведении.
Сложность и многоаспектность проявлений девиантного поведения порождают и многообразие подходов к анализу данного социального явления, которые в самом общем виде можно разделить на биологические, психологические и социологические.
Основной посыл всех биологических теорий состоит том, что люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения «лицо злодея», «порочные черты лица» и т.п. Среди последователей данного подхода можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона.
Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например преступники и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми чертами лица не мог и муху обидеть.
В основе психологических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Так, согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного «Я», а так же так называемого сверх-«Я», определяемого исключительно культурой общества. Человеческое «Я» и сверх-«Я» постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между «Я» и бессознательным, а так же между сверх-«Я» и бессознательным разрушают защиту и наружу вырвется наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае и происходит отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого «Я» и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом. Каков же тогда истинный механизм их появления?
Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические теории. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами в силу сбоев в процессе социализации. Одно из первых социологических объяснение девиации впервые предложил Э. Дюркгейм.
Э. Дюркгейм (1858-1917) – знаменитый французский философ и социолог. Создатель французской социологической школы. Один из родоначальников эмпирической социологии. Лозунгом его подхода стало утверждение «социальные факты надо рассматривать как вещи». Автор оригинальной теории социального неравенства - «вознаграждение талантливых». |
Теория аномии получает дальнейшее развитие в работах Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим Р. Мертоном было выделено пять типов поведения личности:
Р.Г. Мертон (1910-2003) – виднейший американский социолог почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации. Внес значительный вклад в разработку ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучения социальной структуры общества, бюрократии, социальной дезорганизации и др. Выступает продолжателем классической традиции буржуазной социологии |
новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);
ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от них, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой типологии важно помнить, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
Девиантное поведение по большей части вызывает негативные ассоциации. Вместе с тем оно выполняет в обществе ряд позитивных функций. Так, девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление об их многообразии. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм. Допустим, увеличение степени свободы женщин со временем привело к ликвидации доминирования в европейских странах патриархальной семьи и ее замене партнерской.
Несмотря на общий контекст проблемы, отклоняющееся поведение в молодежной среде имеет ряд особенностей.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.