6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
Проблемы политической социализации вошли в сферу исследовательского интереса сравнительно недавно – в 50-е годы ХХ столетия. Однако, несмотря на свою относительную молодость, данная сфера научных интересов представлена достаточно большим количеством теорий, подходов, трактовок.
Принято считать, что понятие «политическая социализация» впервые было введено в научный оборот в 1950-х годах Д. Истоном и Г.Г. Хаберманом. Одной из первых работ, посвященных анализу данной проблемы, стал вышедший в США в 1959 году труд Г. Хаймана «Political Socialization». В современной политологии достаточно устоявшейся является трактовка политической социализации как процесса усвоения индивидами или группами ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.
Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов ХХ столетия. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не смогли обеспечить добровольное принятие новыми поколениями рекламируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием нараставшего политического отчуждения индивида от системы явились усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентеизм и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, выразившийся в массовых молодежных выступлениях против политической системы западного общества в 1960-х годах. В 1970-х годах страну потрясли негритянские и другие расовые волнения, а через 10 лет - массовые антивоенные, экологические и феминистские движения.
В западной классической социально-философской мысли процесс политической социализации рассматривался через соотношение «власть – индивид». Здесь сложилось два базовых подхода. Первый уходит своими корнями к теориям Платона, Аристотеля и Т. Гоббса. Рассматривая человека как властолюбивое существо, они закладывали в основание политической социализации модель «подчинения» индивида власти и усвоения им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом. Второй подход связан с теориями А. Смита и Г. Спенсера, отстаивающими иную модель взаимоотношения индивида и власти – модель интереса. Здесь политическая социализация рассматривалась как совокупность приемов и способ, обеспечивающих реализацию человеком своих целей, интересов и удовлетворение своих потребностей.
Эти идей были заложены в основу двух современных версий процесса политической социализации.
Первая версия политической социализации исходит из модели подчинения. К подобной трактовке тяготеют бихевиористы Ч. Мериам, Г. Лассуэл, а так же создатели системного подхода Д. Истон, Г. Алмонд и С. Верба. Они рассматривали политическую социализацию как процесс воздействия политической системы на индивида путем создания у него положительных установок на систему. Здесь модель политической социализации предельно проста и выглядит как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни.
Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теории конфликта (М. Вебер, Г. Моска) и плюрализма (Р. Даль, В. Харт). Здесь ее сущность трактуется в терминах взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом воздействия политической системы. Его активность обусловлена интересами и потребностями, способностью действовать осознано в рамках группы, класса, этноса и т.д.
Выступая в качестве составной части общей социализации человека, политической социализации присущ все тот же двухсторонний характер: она предполагает как усвоение транслируемых обществом норм, так и их переработку. Равно как политическая социализация включает в себя все те же два этапа – первичная и вторичная. С той лишь разницей, что здесь условно можно установить возрастную границу первичного этапа – 18 лет. Еще раз заметим, что речь вовсе не идет о том, что до 18-летнего возраста молодой человек не может использовать в качестве источника получения знаний свой личный опыт, а после этого периода не в состоянии «пассивно» узнавать что новое. Мы говорим лишь о доминировании того или иного механизма социализации на различных этапах жизненного цикла человека.
Наибольший интерес относительно механизма первичной политической социализации представляет теория Д. Истона и Дж. Дениса. В 60-е годы ХХ столетия они провели опрос 12 тысяч американских детей с целью определения их отношения к видимым атрибутам политической системы: президенту, полицейскому, государственному флагу и гимну, результаты которого обобщили в работе «Дети и политическая система». Проанализировав характер реакции детей на различные символы и атрибуты власти, Д. Истон и Дж. Денис выделили в рамках первичной социализации четыре этапа.
Первая фаза - политизация, в процессе которой у ребенка формируется осознание того, что политическая власть более важна, чем власть родителей.
Вторая фаза - персонализация, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает осязаемые черты через символизирующие ее фигуры президента и полицейского.
Третья фаза - идеализация, в рамках которой ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.
Четвертая фаза - институциализация, характеризующаяся тем, что ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т. е. восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армия и т. д.).
Но если Д. Истона и Дж. Дениса акцентирует внимание прежде всего на способности политической системы транслировать в общество те или иные политические нормы, ценности и установки, то когнитивная теория Ж. Пиаже представляет процесс политической социализации как паритетное взаимодействие власти и личности. Проанализировав результаты опросов французских школьников, Ж. Пиаже выделил в процессе первичной политической социализации ряд этапов. На первой стадии - сенсорно-моторной (от рождения до 2 лет) - у ребенка формируется способность воспринимать окружающий мир в образе предметов. Переход на вторую стадию - предоперациональную (от 2 до 7 лет) - связан с тем, что действия ребенка отражаются в форме мысли. На этом этапе преобладает мышление с позиций собственного "Я". Третья стадия - стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) - характеризуется тем, что мышление ребенка освобождается от непосредственных восприятий. И, наконец, в возрасте от 12 до 15 лет мышление ребенка переходит в стадию формальных операций, когда подросток способен к дедуктивным умозаключениям, осмыслению нравственных проблем, размышлению о будущем.
В чем причина подобного расхождения в позициях различных авторов? Конечно, необходимо помнить, что речь идет о различных методологических подходах к анализу проблемы. Однако не менее важным фактором являются и те конкретные социально-политические и экономические условия, в которых осуществляется социализация молодых людей, свидетелями которых и являлись исследователи. Ведь сам политический процесс, а, следовательно, и механизм включения индивидов в политическую жизнь США значительно отличается от тенденций политического развития ряда европейских стран и уж тем более России.
Учитывая характер политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, в науке выделяют несколько типов (моделей) политической социализации.
Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.
Правда, если обратиться к характеристикам системы ценностей британской политической культуры, то следует признать, что ее однородность нередко преувеличивается. В ней сосуществуют, неплохо уживаясь друг с другом, традиционные и вполне современные ценности. Стабильность же британской политической системы объясняется приверженностью традициям. Причем традиции отнюдь не представляют собой дань славному прошлому, а интегрированы в ткань современного общества наличными институтами, нормами, обычаями. Достаточно указать на значение в жизни англичан такого института, как монархия. Несмотря на то, что материальное содержание королевской семьи обходится дорого, а роль королевы в политической жизни номинальна, последние опросы общественного мнения показали, что 66% англичан выступают за сохранение института монархии, а 34% - против. Другая ценность британской политической культуры - индивидуализм - красноречиво выражена в лозунге: «Мой дом - моя крепость». Личный успех, карьера, торжество индивидуального интереса над общественным составляют содержание мотивации поведения не только в политической жизни, но и в других сферах деятельности.
В странах материковой Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, а так же существованию единого культурного «кода». Он представлен ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т. д.). Приверженность идеалам либерализма помогает индивиду воспринимать ценности иных политических субкультур, способствует формированию у него таких качеств, как терпимость, подвижность и изменчивость политических пристрастий.
Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур. В качестве примера можно привести ситуацию в Афганистане, где ориентация на племенные ценности фактически расколола его на два государства: на севере - таджикско-узбекское, и на юге - пуштунское.
В качестве отдельного типа политической социализации выделяет гегемонистская модель, предполагающая вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных структур. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а так же в странах социалистической системы.
О какой бы модели не шла речь, политическая социализация молодежи включает познавательную, воспитательную и практическую политическую деятельность в их единстве. Арсенал средств политической социализации простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством. Набор институтов политической социализации включает в себя как общественные институты неполитического характера (семья, школа, СМИ), так и политические организации, составляющие политическую систему общества, органы и механизмы власти.
Результатом политической социализации становится формирование зрелого гражданина, не подверженного колебаниям политической коньюнктуры, способного без посторонней поддержки и подсказки принять решение по важнейшим вопросам. Такой человек сам определяет свои позиции и делает выбор, способен нести ответственность за принятые им решения.
Таким образом, политическая социализация – это процесс формирования личности, умеющей отстаивать свои права, обладающей развитым политическим сознанием, активно участвующей в политической жизни. Последнее является наиболее важным показателем проявления молодежью своей политической субъектности.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.