14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
Процесс становления ГМП в России прошел длинный и сложный путь. В Российской империи решение проблем молодежи являлось актуальным направлением развития государства с начала ХХ столетия. Объективно это было связано с процессами радикализации российского социума того времени, что заставило органы власти взглянуть на молодежь иными глазами. Однако целостного комплекса мероприятий в виде определенной стратегии предложено не было, и вся работа в основном свелась к развитию молодежных движений по английскому варианту скаутизма.1
Историю становления и развития ГМП в СССР формально принято начинать с середины 1980-х годов. Однако фактически эта работа велась на протяжении всего периода советской власти.
В силу идеологических причин большевики формально отрицали имеющийся исторический опыт молодежной политики, однако на деле использовали многие символы царского времени: девиз пионеров, галстук и т.д. В своей политике советское правительство не раз обращалось к проблемам молодежи. Характерно, что каждый раз это совпадало с поворотным этапом в развитие общества и государства. В первые годы после революции борьба за молодежь отражала ее политические интересы. Молодежная политика в основном сводилась к стремлению воспрепятствовать влиянию на молодежь альтернативных политических сил и созданию молодежных союзов, организационно не подчиненных, но духовно связанных с РКП(б). Подобная тенденция имела и международную направленность. Так, ряду стран оказывалась поддержка в деле становления молодежных организаций, аналогичных комсомолу, с целью их объединения в Коммунистический интернационал молодежи.
Новая экономическая политика привела к появлению новых тенденций и в ГМП. В сложившихся условиях партия вновь выдвигает лозунг борьбы за молодежь, но уже не столько с политическими, сколько с экономическими целями. Стратегической проблемой молодежной политики, сформулированной на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года, становиться «увязка личного и группового интереса с интересами целого класса, подчинение повседневной строительной работы общим задачам пролетариата».1
В резолюции «О работе комсомола»2 признается как «совершенно естественное» стремление молодых людей:
улучшить свое материальное положение;
получить надлежащее профобразование и по возможности высокую производственную квалификацию;
найти и определить себя в производственном процессе;
по возможности принимать участие в хозяйственных делах предприятия с целью влияния на его судьбу;
в области быта иметь известное количество досуга и известный минимум развлечений.
Однако подобный подход не получил своего развития и был осужден вместе с НЭПом, так же как и руководители молодежной политики того времени Н.И. Бухарин, Г.И. Сафаров и др.
Описывая тенденции молодежной политики советского руководства первых десятилетий в целом, стоит заметить, что ее целью стало создание принципиально иной молодежи как в психологическом, так и физическом планах, молодежи, которую можно действительно назвать советской. Пожалуй, в первую очередь она была направлена на формирование новой системы ценностей, иного институционального пространства. Одну из центральных ролей в этом процессе играл комсомол.
Конечно, формально он не являлся министерством по делам молодежи, но в действительности на его плечах лежало гораздо больше функций, начиная от разработки планов, системы действий, и заканчивая претворением их в жизнь с детальным контролем на каждой из стадий реализации задуманного. Фактически это был целостный, отлаженный механизм, обладающий некоторыми специфическими чертами.
Во-первых, это было молодежное крыло КПСС, служившее проводником официальных партийно-государственных идей в молодежную среду и главным каналом пополнения рядов партии.
Во-вторых, это было широкое молодежное движение, объединявшее значительную часть молодежи, в том числе по интересам, профессиональному и клубному признакам.
В-третьих, это была молодежная организация явной политической направленности, что особенно сильно проявилось в последние годы ее существования.
В-четвертых, это была организация, непосредственно участвующая в выполнении функций государственного органа в отношении молодежи: система рекомендаций на определенные виды деятельности, поддержка молодежного художественного и технического творчества, предпринимательства, организация досуга, туризма, правоохранительная деятельность, наличие права законодательной инициативы и т.д.
В-пятых, это была организация, мобилизационный потенциал которой мог быть сравни только с силой государства.
И нет ничего удивительного в том, что именно в недрах комсомола был разработан проект закона о молодежи, призванного определить статус и нишу государственной молодежной политики в России.
Впервые попытка изменения молодежной политики была предпринята после ХХ съезда КПСС в середине 1960-х годов. За многие десятилетия существования страны жизненные интересы молодых людей, их цели и идеалы стали предметом внимания научных учреждений, партийных и общественных организаций, государственных органов. Этот период был отмечен стремлением поставить на научную основу формирование молодежной политики, опираясь на данные социологических исследований. Первый Закон о молодежи попытались разработать в 1966 году. Его главная цель состояла в том, чтобы, сосредоточив в едином документе действующие и новые правовые и экономические гарантии различным категориям молодых людей, способствовать самоопределению молодежи в обществе и тем самым повысить ее социальную и политическую активность.
Однако ни общество, ни государство на тот момент, вероятно, не было готово открыто признать реальное существование молодежных проблем и тем самым узаконить их решение. После длительных согласований и обсуждений были приняты лишь отдельные статьи. Повторная попытка была предпринята в конце 1970-х годов, однако и тогда руководство страны не решилось на радикальные реформы, боясь противопоставить молодежь обществу.
К диалогу вновь вернулись лишь в середине 1980-х годов. Тем более представился удобный случай. При подготовке Международного года молодежи в 1985 году ООН рекомендовало правительствам государств провести «тщательный анализ национальной политики, касающейся молодежи, служб по делам молодежи и административных структур, имеющих отношение к вопросам молодежи, а так же механизмов вовлечения молодых людей в процесс принятия решений с тем, чтобы можно было предложить и осуществить необходимую перестройку в этих областях».1 Результатом проделанной работы стала разработка очередного проекта Закона о молодежи. Однако в этот раз на волне глобальных реформ дело не ограничилось лишь очередным обсуждением. В 1989 году законопроект был окончательно подготовлен, а в 1991 году он воплотился в Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», где ГМП впервые была конституирована как государственная деятельность с привлечением к ней негосударственных субъектов. В мае 1991 года в целях управления реализацией Закона был создан Комитет по делам молодежи при Правительстве СССР, однако остаточный характер финансирования во многом парализовывал его деятельность, а августовский путч 1991 года вообще привел к дальнейшему развитию событий по республиканским сценариям.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.