logo
Uchebnik

3.4 Социальное развитие молодежи

Фундаментальная разработка проблем социального развития молодежи в России началась в конце 80-х годов ХХ столетия в секторе социальных проблем молодежи ИСАН СССР под руководством В. Чупрова и была продолжена в Цен­тре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. В самом общем виде под со­циальным развитием молодежи понимались количественные и качественные изменения социальных характеристик молодежи в процессе ее становления как субъекта общественного воспро­изводства.1 В последнее время социальное развитие молодежи все чаще понимается как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням процесс изменения социального положения и сущностных сил молодежи, отражающийся в специфичес­ких формах ее социальной деятельности.2

Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если необратимость социальных изменений под­растающего поколения характеризует устойчивость процесса развития, то на­правленность изменяющихся характеристик молодежи придает ему внутренне взаимосвязанный характер. При этом неустойчивость отдельных позитивных социальных измене­ний в среде молодежи, появление непрогнозируемых, спонтан­ных явлений свидетельствует о том, что эти изменения еще не стали необратимыми.

Между тем, являясь составной частью более общих процес­сов реформирования общественных отношений, социальное раз­витие молодежи имеет ряд особенностей. Они обусловлены местом, занимаемым молодежью в системе воспроизводства и развития общества. К ним прежде всего следует отнести следующие.

Во-первых, в процессе своего социального развития молодежь не только наследует и воспроизводит сложившуюся социальную структуру общественных отношений, но и участвует в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Во-вторых, как становящийся субъект общественного произ­водства молодежь характеризуется особым содержанием лич­ностной и предметной сторон своего бытия. Конкретные условия жизнедеятельности молодых людей не могут не накладывать отпечаток как на спе­цифику молодежного сознания, так и на направления и темпы социальных изменений в молодежной среде.

Важную роль в оценке тенденций социального разви­тия молодежи играют критерии и показатели. С их помощью не только фиксируется состояние развития, но и осуществля­ется управление социальными процессами. При этом показа­тели развития должны отражать его уровень (темпы), а кри­терии - направленность происходящих социальных изменений и отвечать требованиям необратимости общественного прогресса в целом.

В наиболее общей форме об уровне социального развития молодежи можно судить по степени воспроизвод­ства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества фактически происходит трансляция социального опыта. В этом случае мо­лодое поколение усваивает его социальную структуру как целое, а данная структура в основе своей отражается в среде молодежи как целостной социально-демографической группе.

Молодое поколение, достигшее социальной зрелости, должно так же усвоить и воспроизвести весь спектр системных социаль­ных отношений, характеризующих данную структуру.

В настоящее время разработана и эмпирически апробирова­на система показателей, позволяющая количественно оценить качественные изменения. Об уровне и динамике развития молодежи можно судить:

На данный момент сформулированы основные подходы к разработке критериев оценки социального развития молодежи. К ним относятся:

Применение этой системы показателей в исследованиях процесса социального развития молодежи позволяет осуществить сравнительный исторический анализ как внутрипоколенных, так и межпоколенных изменений.

Подводя итоги сказанному, хочется еще раз обратить внимание на то, что молодежь не только занимает определенное положение в социальной структуре общества и в силу этого выполняет ряд специфических функций, но и характеризуется (а может быть это и является самым главным) своим неповторимым культурным набором.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие направления в анализе поколения сложились в социальной философии в ХIХ веке? Дайте их краткую характеристику.

  2. Почему невозможно предложить универсальной длины поколения?

  3. Какой смысл вкладывают в понятие «жизненный цикл»? Какие этапы жизненного цикла принято выделять в науке?

  4. Почему долгое время в отечественной науке молодежь не рассматривалась как отдельная социально-демографическая группа?

  5. Какие общественные функции лежат на плечах молодежи?

  6. Какие возрастные группы принято выделять в молодежной среде? Дайте их краткую характеристику.

  7. Какой смысл социологи вкладывают в понятие «социальное развитие молодежи»?

  8. Является ли изменение молодым человеком прически примером его социального развития? Аргументируйте свой ответ.

Темы для рефератов и сообщений

  1. Молодежь: концептуализация понятия и направления исследования.

  2. Процесс психологического и физического становления молодого человека.

  3. Теории юношеского возраста.

  4. Психологические особенности юношества.

  5. Социальный статус юношества.

  6. Молодежь в системе социальной стратификации.

  7. Социальное развитие молодежи.

  8. Роль молодежи в воспроизводстве социальной структуры общества.

Литература

Алещенок С.В.К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи НИЦ при Институте молодежи. - М.: Институт молодежи, 1998.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И.и др. Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

Глотов М.Б.Поколение как категория социологии // Социологические исследования, 2004. - № 10.

Зубок Ю.А.Проблемы социального развития молодежи в условиях социального риска // Социологические исследования, 2003. - № 4.

Иконников С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. – Л., 1974.

Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16.

Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. – Мурманск, 1994.

Манхейм К.Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Молодежь России: социальное развитие. – М.: Наука, 1992. – 205 с.

Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. – М., 1993.

Поликанов А.А., Янаев Г.И. Возмужание. – М., 1973.

Соколов А.В.Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Социологические исследования, 2005. - № 9.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

Холл К.С., Линдсей Г.Теории личности. – М., 1999.

Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. Основные положения, исследования и примечания. – СПб., 1997.

Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. Н.С. Слепцов. – М., 1992.