logo
Uchebnik

11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде

Проблемы секса, сексуальности и сексуального поведения стали предметом научных исследований с самого начала ХХ века. Однако вплоть до середины столетия исследования носили в основном теоретический характер и мало опирались на данные опросов. Причем последние в массе своей проводились по крайне ограниченной выборке и носили локальный характер. Ситуация начинает меняться со второй половины ХХ века, особенно под влиянием молодежных революций в Европе и США. «Лавина» эмпирических исследований и публикаций по проблемам сексуальности молодежи приходится на 80-е - начало 90-х годов ХХ века. В этот период в Западной Европе появляются первые крупные репрезентативные национальные опросы населения, в которых совместно работали социологи, демографы, сексологи и медики. Полученные результаты поступали в специальную международную базу в Брюсселе. Следует отметить, что большинство проектов были направлены на выявление взаимосвязи между культурой секса и степенью распространения ВИЧ заболеваний. Тем не менее, они содержали достаточно интересную информацию об отношении молодежи к сексу, о характере сексуального поведения молодежи и т.д.

Говоря о СССР, то по вполне объективным причинам, связанным с позицией власти, в рамках науки проблемы секса долгое время не поднимались. Тем не менее, являясь своего рода «табу», сексуальное поведение молодежи получило некоторую разработку. Лидерами в данной сфере были представители Ленинградской школы (В.Т. Лисовский, И.С. Кон), которые в конце 1960-х годов на территории Ленинграда провели ряд опросов, с целью определения степени укорененности традиционных сексуальных стереотипов. Бум публикаций по сексуальным проблемам в Советском Союзе, так же как и в Европе, пришелся на 1980-е годы. Большинство из них было посвящено анализу проституции. В последнее время в научной литературе появилось достаточно большое количество публикаций, опирающихся на данные различных исследовательских проектов. Однако большинство из них (проектов) до сих пор носят локальный характер, что говорит об отсутствии системы.

За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи произошли серьезные изменения. За более чем десятилетний период поменялись многие прежде унифицированные нормы и практики. Самой общей тенденцией сексуальной жизни последних десятилетий является снижение возраста сексуального дебюта и уменьшение разницы в этом отношении между мужчинами и женщинами. По данным опроса, проведенного в РФ в конце 2001 года (RLMS), средний возраст первого сексуального контакта для поколения 41-49 летних женщин составил 20,2 года, мужчин – 19 лет; 31-40-летних – соответственно 19,3 и 18,4; 21-30-летних – 17,8 и 17,1; 14-20-летних – 16,2 и 15,6.1 Причем подобная тенденция свойственна не только России. Так, в Англии средний возраст сексуального дебюта за последние 40 лет снизился у женщин с 21 до 17,3 года, а у мужчин – с 20 до 17 лет. В Финляндии соответствующие цифры составляют 17,9 и 18,1 года; в Норвегии – 17,5 и 19,2; во Франции – 18,1 и 17 лет.2 Хотя степень и темпы этих сдвигов неодинаковы, налицо общая тенденций снижения возраста сексуального дебюта. Обращает на себя внимание то, что характер мужского сексуального поведения за последние десятилетия изменился значительно меньше женского.

Снижение возраста сексуального дебюта наталкивает на мысль об увеличении численности молодых людей вступающих в интимные отношения до брака. Мы привыкли считать, что данное явление в России получило распространение лишь в последние десятилетия, что современная молодежь отличается меньшей моральной устойчивостью и т.д. В 1964 году в СССР было проведено одно из первых социологических исследований, позволивших получить некоторую информацию о сексуальном поведении молодежи. Среди прочих проблем юноши и девушки выразили свое отношение к добрачным сексуальным связям: 45% оправдали такие контакты, 33% заняли нейтральную позицию и 22% осудили их безоговорочно.1 Подобные результаты не совсем укладывались в общепринятую позицию, поэтому через семь лет было проведено повторное исследование. Полученные здесь результаты отличались не многим: оправдывали добрачные сексуальные контакты 47%. Нейтральной позиции придерживались 39%, осуждали – 14%. Прошло сорок лет, в ходе которых увеличилась численность респондентов, положительно оценивающих добрачные сексуальные связи: в 1995 году доля позитивно оценивающих подобную жизненную позицию составляла 64%.2 Причем большую лояльность в этом вопросе проявляют юноши (71,6%), в то время как для девушек характерна большая сдержанность (56%). Таким образом, вопрос о добрачных сексуальных отношениях в молодежной среде не является проблемой сегодняшнего дня. Ее анализ, вероятно, должен лежать не только в плоскости сравнения статданных (хотя и здесь мы получаем, как видим, достаточно интересную информацию), но и в сфере исследования мотивов подобного поведения, его движущих сил, причин роста численности людей, не воспринимающих девственность в качестве необходимого требования, предъявляемого к желающим вступить в брак. Как раз здесь существует большой пробел в исследованиях. Единственное что можно сказать с определенной долей уверенности – далеко не последнюю позицию в ряду подобных мотивов занимает представление, что, ведя активную половую жизнь до брака, девушка или юноша набирают определенный сексуальный опыт, который им будет необходим в семейной жизни. Раз так, то мысль о кризисе семьи, высказанная П. Сорокиным еще в начале ХХ века, актуальна до сих пор: ведь удовлетворение сексуальных потребностей занимает далеко не первые места в списке функций семьи как социального института. Тем не менее, данные вопросы требуют более детального анализа.

Обратим внимание на то, что еще не так давно, чуть более трех десятилетий назад, многие родители и педагоги были склонны приписывать юношеской сексуальности едва ли не все беды и несчастья. Ранее начало сексуальной жизни у подростков действительно сопровождалось плохой учебой, конфликтами с родителями, различными проявлениями девиантного поведения (вплоть до преступного) и т.д. Однако более поздние социологические исследования убедительно доказали: сама по себе сексуальная активность подростков не является причиной их антисоциального поведения. Наоборот, сексуальность становиться отличительной чертой молодежной субкультуры 2-й половины ХХ столетия. На данный момент сексуальность, перестав быть запретной, уже не связывается большинством с девиантным поведением. Что же касается стиля подростковой сексуальности, то он, помимо субкультурных влияний, зависит от индивидуальных психологических особенностей, которые по большей части носят врожденный характер и отличаются устойчивостью.

Раннее начало сексуальной жизни среди подростков в России происходит в достаточно специфических условиях. В числе таковых – низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков. Так, по данным RLMS, среди возрастной группы 14-25 лет 48% юношей и 35% девушек употребляли спиртные напитки во время последнего занятия сексом и большинство не применяли контрацепцию.1 Лишь порядка 10% молодых людей в свой первый сексуальный опыт использовали средства контрацепции. Относительно сексуального образования достаточно большое количество людей считают, что эти функции должна выполнять лишь семья. Однако здесь надо учитывать определенные психологические трудности: при разговоре на сексуальные темы со своими родителями неуютно себя чувствуют обе стороны. Поэтому подростки предпочитают получать данную информацию от третьих лиц. В силу этого не стоит недооценивать школьное сексуальное образования, а так же роль специально разработанных программ. Сексуальное просвещение, как и вообще образование, создает определенные нормативные ограничения и самоограничения. Существующий мировой опыт свидетельствует, что специализированные школьные курсы не ослабляют подростковую сексуальность, но несколько отсрочивают сексуальный дебют и делают его более безопасным, повышая вероятность использования контрацепции.

Вследствие пробелов, существующих в рамках данной просветительской деятельности, в среде несовершеннолетних возникают незапланированные беременности, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших, раннее материнство, стимулированные ранние браки, отказ от ребенка.

Характерной чертой последних десятилетий стал большой рост числа внебрачных рождений. Россия пока не относится к числу стран с самым высоким показателем, но уже обогнала в этом отношении многие европейские государства (см. таблицу 1).2

Доля внебрачных рождений среди всех рождений в России (в %)

Таблица 1

Годы

Все население

Городское население

Сельское население

1990

14,6

16,7

18,1

1991

16

18,1

18,4

1992

17,2

19,5

19,8

1993

18,2

21

21,3

1994

19,6

22,8

23,5

1995

21,1

-

-

1997

23

-

-

Обращает на себя внимание то, что доля внебрачных рождений и на селе и в городе достаточно быстро растет, а ее уровень вышел на показатели 1945 года. Но если тогда подобная тенденция имела вполне объяснимые демографические причины, то сейчас, даже несмотря на увеличение смертности, она вызывает ряд вопросов.

Обратной стороной ранних половых связей становятся аборты. Право на анонимный аборт без согласия родителей после исполнения 15 лет девушки получили в 1993 году (закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Согласно статистическим данным число абортов в России с середины 1990-х годов хоть и медленно, но постепенно снижается, в том числе и в возрастной группе 15-19 лет.1 Однако сохраняют свое значение аборты «по знакомству», которые зачастую не фиксируются.

Наконец, поговорим о том, на какие формы брачно-семейной жизни в большей степени сориентирована современная молодежь.

В большинстве своем современное молодое поколение выбирает традиционную форму брака. Так, свое желание в будущем создать семью выражают порядка 80% респондентов. Другое дело то, что готовность к семейной жизни в подростковой среде носит условный характер. Так, в качестве причин нежелания официально оформлять свои отношения молодежь отмечает следующие:

Здесь есть еще одна проблема: в последнее время ряд исследований фиксирует преобладание в сознании молодежи ориентаций на образование, хорошую работу, карьеру над семейными ценностями.2 В будущем это может привести к печальным проблемам, в том числе углублению демографического кризиса.

Достаточную популярность в молодежной семье имеет такая форма ведения совместного хозяйства как гражданский брак (см. таблицу 2). 3

Отношение молодежи к гражданскому браку (в %)

Таблица 2

Группы респондентов

Варианты ответов

Положительное

Отрицательное

Затруднились ответить

Мужчины

81,2

13

5,8

Женщины

76,9

18,5

4,6

Сразу оговоримся: не все формы сожительства можно считать гражданским браком, учитывая, что многие пары только встречаются время от времени, не ведя общего хозяйства. Насколько подобное представление отражено в сознании молодежи? Для ответа на вопрос обратимся к данным таблиц 3 и 4.

Представления молодежи о содержании понятия «гражданский брак» (в %)

Таблица 3

Возрастные группы

Признаки гражданского брака

Совместное проживание

Совместное ведение хозяйства

Общие дети

Общая недвижимость

Иные

молодежь

57,5

24,1

9,9

5,2

3,3

Лидирующие позиции занимает представление о совместном проживании. Однако подобная формулировка лишена границ: совместно человек может проживать 2 дня, а может и 2 года.

Продолжительность отношений, которые можно считать «гражданским браком» (в %)

Таблица 4

Возрастные группы

С 1-го дня

2 недели

1 месяц

6 месяцев

7-12 месяцев

Более 1 года

молодежь

30,1

12,5

24,3

15,4

5,9

11,8

Вполне очевидно, что современной российской молодежи в этом вопросе не чужды идеалистические представления. Свидетельством тому – 30% респондентов, не ограничивающих гражданский брак каким-либо временным интервалом. Однако 33% молодых людей сориентировано на достаточно длительные отношения: в пол года и более.

Однако следует обратить внимание на то, что далеко не все молодые люди считают гражданский брак самоцелью: для многих это лишь проверка своих чувств и способ узнать друг друга поближе.

Некоторую степень распространения в молодежной среде имеет гомосексуализм. Заметим что это явление гораздо более сложное, чем сексуальное воображение или поведение. Даже те подростки, которые охотно экспериментируют во время секса со сверстниками того же пола, не склонны идентифицировать себя как гомосексуалисты. Гомоэротические чувства и влечения подростков далеко не всегда реализуются. Так, в британском национальном опросе наличие влечения к людям того же пола признали 6,6% мужчин и 5,1% женщин, практический же гомосексуальный опыт признали только 2,6% и 1,4% респондентов соответственно. Общемировая тенденция свидетельствует о том, что осознание своей гомосексуальной сущности в массе своей приходит к 20 годам, хотя данный возрастной показатель может существенно варьироваться в зависимости от пола, уровня образования, характера межличностных отношений в семье. Равно как мировой тенденцией является рост терпимости к однополой любви среди подростков, а так же увеличение числа молодых людей, которые признают, что они испытывают сексуальные влечения к лицам того же пола. Однако это вовсе не свидетельствует об увеличении числа гомосексуалов: одно дело – эротические фантазии человека, а совсем другое – установка на однополую любовь с ее реальным воплощением.

Существенную роль среди факторов, влияющих на уровень развития гомосексуальных отношений, является раздельное обучение. Исследования, проведенные в Великобритании, Франции, Германии свидетельствуют, что в школах-интернатах, построенных по однополому принципу, гомосексуальные контакты между подростками происходят в 2,5 раза чаще, чем в смешанных образовательных учреждениях. Конечно, не все подобные контакты перерастут в устойчивый стиль отношений, но свое определенное влияние они все-таки окажут.

Что касается остальной доли молодежи, то значительную часть из них проблема сексуальных меньшинств не интересует вообще. Так, в 2002 году в результате опроса, проведенного ИКСИ РАН, 18% молодых женщин на вопрос о том, как они относятся к открытому заявлению человека о своей гомосексуальности, ответили «мне это безразлично», еще 42% - «каждый имеет право жить как хочет». При этом отношение опрошенных к сексменьшинствам явно смещено к отрицательному полюсу: о положительном отношении упомянули только 4% опрошенных женщин, об отрицательном – 36%.1 Если говорить о гендерных различиях, то наиболее неприемлемыми для женщин являются полигамные отношения, в то время как для мужчин – гомосексуальные. Кроме того, женщины более терпимы к различным «отклоняющимся» формам семьи.

Тем не менее, в вопросе семейных жизненных стилей российская молодежь, как в прочем и европейская, проявляет достаточную консервативность. Достойной замены нуклеарной семьи она пока не видит, равно как не видит реальной замены браку, как форме социальных отношений. А раз так, то возникающая молодая семья, попадая в достаточно неизвестный мир, сталкивается с определенными трудностями и проблемами, препятствующими процессу ее эффективного развития.